Ольга Александровна Шмырова
Коммуникативная компетентность педагога ДОО на современном этапе развития образования
▼ Скачать + Заказать документы
Старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 301»
г. Нижний Новгород
Шмырова О. А.
Коммуникативная компетентность педагога ДОО на современном этапе развития дошкольного образования.
XXI век – период усовершенствования системы образования в России. Вступление в силу новых нормативных документов: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ, Федерального государственного образовательного стандарта выводит дошкольное образование на новый уровень – уровень общего образования. ФГОС предъявляет новые требования к профессиональной компетентности педагога, отличные от настоящего уровня. В связи с этим появилась необходимость в создании документа, регламентирующего единые требования к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности. Таковым является приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», который вступил в силу с 01 января 2015 года. Вследствие этого, требования к профессионализму педагогов дошкольных образовательных учреждений возрастают.
Публикация «Коммуникативная компетентность педагога ДОО на современном этапе развития образования» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Эффективность и одновременно безопасность образовательной среды дошкольной организации во многом определяется личностью педагога, уровнем его готовности строить компетентные, психологически целесообразные взаимоотношения с ребенком в рамках воспитательного и образовательного процессов. Результативность дошкольной системы воспитания напрямую зависит от уровня коммуникативной компетентности воспитателя, его способности адекватно воспринимать, принимать, понимать и поддерживать ребенка, одновременно обучая его способам построения оптимального взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях общения.
Значимость коммуникативной компетентности, как важной характеристики педагога дошкольного учреждения, декларируется сегодня на нормативном, научно-теоретическом и методическом уровне. Вместе с тем, анализ педагогической деятельности показывает, что далеко не все педагоги соответствуют требуемому уровню.
В рамках теоретического подхода одни авторы рассматривают коммуникативную компетентность как отдельную характеристику личности (Л. А. Петровская, Е. В. Сидоренко, Л. А. Цветкова, О. И. Муравьева, И. В. Макаровская, другие – как часть более широкого понятия (В. Н. Куницина, В. А. Спивак, третьи – как часть других видов компетенций и как отдельную характеристику личности одновременно (Ю. М. Жуков, четвертые – как индивидуальное качество и определенное состояние сознания группы людей (Ю. Н. Емельянов).
Представители практического подхода акцентируют свое внимание на процессе развития и совершенствования коммуникативной компетентности : разрабатывают методы развития коммуникативных умений (Л. А. Петровская, В. П. Захарова, Н. Ю. Хрящева, А. С. Прутченков, Е. В. Сидоренко, С. И. Макшанов, реализуют программы повышения коммуникативной компетентности (Г. Н. Николаева, Е. М. Горюнова, И. К. Гаврилова и др., предлагают практические рекомендации для эффективного общения (И. Атватер, Ю. С. Крижанская, В. П. Третьяков).
Показатели сформированности коммуникативной компетентности воспитателя ДОО :
• готовность к проявлению компетентности (мотивационный аспект);
• владение знанием содержания компетентности (когнитивный аспект - знакомство с понятием «коммуникативная компетентность педагога»; владение системой знаний об основных категориях и понятиях профессионального общения, его видах и функциях; о стилях общения);
• опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (поведенческий аспект);
• отношение к содержанию компетентности и объекту её приложения (ценностно – смысловой аспект);
• эмоционально – волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности (умение ясно и точно излагать свои мысли, владение средствами невербального общения, умение слушать собеседника, умение разрешать конфликтные ситуации).
Все составляющие коммуникативной компетентности взаимосвязаны. Коммуникация в профессиональной деятельности выполняет следующие основные функции:
- коммуникативную, включающую обмен информацией;
- интерактивную, предусматривающую организацию взаимодействия;
- перцептивную, отражающую процесс восприятия и формирования образа другого человека и установления взаимодействия.
Критерии развития коммуникативной компетентности должны соответствовать основным функциям и отражать следующие умения: умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относится к нему. Высокий уровень коммуникативной компетентности педагога предполагает всестороннее развитие всех ее компонентов, виртуозное владение и применение коммуникационных техник.
Е. А. Климовым были выделены основные особенности коммуникативной компетентности педагога :
• умение руководить, учить, воспитывать;
• умение слушать и выслушивать; широкий кругозор;
• речевая (коммуникативная) культура;
• душевная направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именного его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной;
• проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше;
• эмпатийность;
• наблюдательность;
• умение разрешать нестандартные ситуации;
• высокая степень саморегуляции.
Для самооценки профессиональных коммуникативных знаний воспитателей была можно использовать методику Б. А. Федоришина, В. В. Синявского.
Для оценки уровня развития коммуникативных умений по регуляционно-коммуникативному критерию уместен тест коммуникативных умений Л. Михельсона – методика оценки реакции личности на различные ситуации общения, определяющий ведущий тип поведения: «зависимый», «агрессивный» или «компетентный». При оценке уровня развития эмоционального компонента можно использовать тест общительности В. Ф. Ряховского. Методика «Выявление способности педагога к саморазвитию» В. И. Зверевой, Н. В. Немовой поможет выявить проявления потребности воспитателя к саморазвитию.
Можно сделать вывод, что формирование коммуникативной компетентности у педагогов ДОО протекает наиболее эффективно при соблюдении комплекса педагогических условий : развитие у педагога определенных личностных коммуникативных качеств (доброжелательности, эмпатии, толерантности, коммуникабельности, рефлексии); профессионально значимых коммуникативных качеств (владение нормами литературного языка, культуры речи; знание формул речевого этикета); разработаны комплекс тренинговых упражнений, включающий моделирование ситуаций, групповую дискуссию, ролевые игры; комплекс обучающих семинаров, включающий дискуссии на тему: «Какой педагог нам нужен?», «Инновации, нововведения, новшества в деятельности педагога ДОО»; практикумы на тему: «О слагаемых коммуникативной компетентности», «Составление программы по самообразованию».
Список литературы 1. Асаева И. Н. Современные подходы к развитию профессиональной компетентности воспитателя ДОУ в системе повышения квалификации // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. 2008. - №5 (53).
2. Атмахова JI.H. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ : автореф. дис.. канд. пед. наук / JI. Н. Атмахова ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2006.
3. Виноградова И. А. Коммуникативная компетентность в социализации личности // И. А. Виноградова. – Н. Новгород: Нижегород. гос. ун-т. им. Н. И. Лобачевского, 2002. 4. Лукьянова М. И. Профессиональная компетентность педагога : теоретический анализ понятия // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно практический журнал. – 2007, №1. С. 72-81
5. Майер, А. А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования / А. А. Майер // Основы педагогического менеджмента. — 2007.-№ 1. 6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва 7. Профессиональный стандарт Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н. 8. Равен Дж. Педагогическое тестирование : Проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. Изд. 2-е, испр. – М. : «Когито-Центр», 2001..
9. Хохлова О. А. Формирование профессиональной компетентности педагогов // Справочник старшего воспитателя дошкольного образования. – 2010, №3. С. 4-8 10. Эльконин Б. Д. Понятие компетентности с позиции развивающего обучения / Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. Красноярск. — 2002.