Королева Валентина Петровна
Организация работы с родителями в современном ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 «Ручеек»
Обобщение педагогического опыта
воспитателя МБДОУ детский сад №15 «Ручеек»
Королевой Валентины Петровны.
Тема:
«Организация работы с родителями в современном ДОУ»
Публикация «Организация работы с родителями в современном ДОУ» размещена в разделах
• В работе детского сада актуальной проблемой является взаимодействие воспитателей и родителей, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями. А также оно направлено на повышение педагогической культуры родителей.
Одним из важнейших направлений работы современного детского сада – попытка выстроить мостик между общественным и семейным воспитанием.
• Чтобы выстроить стратегию взаимодействия ДОУ и родителей, необходимо учиться, не просто работать с родителями, а понимать семью, причем семью каждого ребенка, ее особенности и проблемы
•. Семья и детский сад – два института, которые стоят у истоков нашего будущего- имеют решающее значение для социализации дошкольника, формирования его личности, для успешного осуществления задач, реализуемых в детском саду. Это единственные каналы через которые общество реализует и направляет формирование будущего человека.
• Сотрудничество родителей и воспитателей заключается : в установлении доверительных отношений с родителями, в открытии перед родителями неизвестных сторон и знаний о собственном ребенке, в совместном понимании проблем общения с ребенком, а также в формировании личности ребенка дома и в детском саду
Ещё до прихода ребёнка в ДОУ, между детским садом и родителями появляются первые контакты, которые позволяют родителям поближе узнать наш детский сад:
- родители посещают группы детского сада, знакомятся с педагогами, предметно-развивающей средой,
- родители знакомятся с нормативными документами ДОУ (Устав, лицензия,
- родители знакомятся с важными адаптационными моментами,
- оформляется родительский договор.
В основе работы с родителями лежит принцип сотрудничества и взаимодействия.
Родители – первые помощники и активные участники педагогического процесса, они постоянно в ведении всех направлений работы детского сада
Важная форма взаимодействия детского сада и семьи - совместная деятельность педагогов, родителей и детей, которая не только развивает отношения педагогов и родителей, родителей и детей, но и содействует развитию отношений между семьями воспитанников.
• Мы выделяем основные задачи, стоящие перед дошкольным учреждением в работе с родителями : их видим на слайде
• В своей работе я использую как традиционные формы общения с родителями (собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные: "круглые столы", игровые тренинги, где происходит сближение родителей, педагогов и детей.
Основные формы работы с родителями :
1. Анкетирование
2. Наглядная информация
3. Групповые и общие родительские собрания
4. Индивидуальные и групповые консультации
5. Совместные праздники и досуги
6. Дни открытых дверей
Несколько слов хочется сказать о каждой форме работы
• Анкетирование. С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи», другие виды анкет на слайде
Получив реальную картину, на основе собранных данных, я проанализировала особенности и специфику семей и семейного воспитания дошкольников, выбрала тактику своего общения с каждым родителем.
Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители – критические наблюдатели.
• Для просвящения родителей я использую наглядную информацию.
При посещении детского сада родители должны наглядно видеть распорядок дня ребенка, расписание организованной деятельности, полезные советы и консультации. Для этого в приемной группы оформлены
1. родительские уголки
форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала мне активизировать родителей, я использую рубрики:
-«наша безопасность», «советы доктора», «от истоков», «Маша – растеряша» и многое другое
• папки – передвижки
использую «Сезонные изменения в природе», «Безопасность на дороге», «Роль семьи в воспитании ребенка», «Безопасность дома»
• семейные и групповые альбомы.
эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», а также информационные стенды о проведении выставок, конкурсов, родительских собраний
• Одним из связующих звеньев в совместной деятельности воспитателя и родителей я считаю групповые и общие родительские собрания
На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.
Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями.
• Индивидуальные и групповые консультации(«Сбалансированное питание в ДОУ»)
Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.
Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.
Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.
• Совместные праздники и досуги
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации.
В группе ежемесячно проводим «День рождения», где активное участие принимает семья именинника.
В своей совместной работе с родителями часто провожу осенние посиделки, а также
• Широкая Масленица,
• «Самый, самый папа»,
• 8 марта
• Светлая Пасха
• «папа, мама, я- спортивная семья»
• Развлечение по правилам дорожного движения, в организации и проведении которых приняли участие родители.
• .Дни открытых дверей и открытые занятия совместно с детьми и для родителей(«Давайте познакомимся», «дружная семья»,»Ласковое имя», «Воспитание Любовью»)
Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.
Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов, что сближает детей и родителей).
• Тематические консультации (Наши истоки,»Роль семьи в воспитании ребенка», «Необходимость предметной среды для развития ребенка»)
Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.
Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми.
• "Круглый стол" с родителями(«Совместные творческие работы родителей и детей»)
Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.
На заседание "круглого стола" приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.
• Работу с родителями очень стимулируют разнообразные конкурсы: районные и внутри детского сада: ярмарка Наши Истоки. Принимали участие Семья Пугачевых\. Семья Мироновых
• Родители с удовольствием делают поделки из природного материала
• Скоро Новый год
• Зимний городок
• Золотые руки мамы
• В своей работе я очень часто обращаюсь к родителям за помощью в создании предметно-пространственной среды группы, оформлении альбомов и пошиве кукольного театра.
• Родители детей моей группы оказывают огромную помощь в благоустройстве прогулочного участка. Только благодаря их стараниям наш участок стал
одним из лучших.
• Прогулки детей теперь протекают более ярко и увлекательно.
• Хочется отметить, что на сегодняшний день у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование различных форм работы дало определенные результаты:
Родители-«зрители» и «наблюдатели» стали активными участниками встреч и первыми помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживают ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях.
Анализ совместных мероприятий и анкетирование показывают: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 95% принимают активное участие в организации образовательной деятельности.
• Взаимодействие родителей и воспитателей детского сада редко возникает сразу положительно. Это длительный процесс, кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества. Ведь у нас одна цель- воспитывать будущих созидателей жизни.
Каков человек- таков мир, который он создает вокруг себя.
• Успехов в работе!