МААМ-картинки

Взаимодействие логопеда с родителями

Ольга Листопадова
Взаимодействие логопеда с родителями
▼ Скачать

Взаимодействие логопеда и семьи, является одной из приоритетных задач, и осуществляется с использованием структурно-функциональной модели, которая состоит из трех блоков: информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.

Задача логопеда - объяснить родителям возможности ребенка, показать пути совместного обучения и преодоления нарушений у ребенка, показать родителям их особую роль и возможное участие в развитии малыша. Для этого логопед знакомит родителей с особенностями педагогического процесса в учреждении. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях учреждения, повышение эффективности коррекционной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Публикация «Взаимодействие логопеда с родителями» размещена в разделах

Для решения задач имеются в два этапа.

На первом этапе раздаётся родителям анкету (ознакомительная, которую им нужно было заполнить самостоятельно в группе или дома и принести логопеду для обработки результатов.

После того как родители приносили анкеты, проводится индивидуальные беседы по вопросам, которые были у родителей или вносили пояснения в анкетные данные или уточнения.

При анализе ответов, оценивается понимание проблем ребенка родителями.

На втором этапе проводятся родительские собрания «Результаты диагностики. Анализ. Перспективы».

Задача второго этапа приобщать родителей к участию в коррекционном процессе через внедрение наиболее эффективных и предпочитаемых форм работы с семьей ребенка.

Для этого используются формы работы в зависимости от формы проведения: познавательные, досуговые и наглядно-информационные формы работы с родителями.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, с рациональными методами и приемами коррекции речевого недоразвития, со способами формирования у родителей практических навыков обучения детей. И хотя немаловажную роль продолжает принадлежать таким формам общения, как собрания, групповые консультации. В то же время, по запросам родителей, могут проводится собрания, в нетрадиционной форме, а именно: круглых столов, семинаров-практикумов, тренингов и др.

Общение логопеда и родителей при этом строятся на основе следующих принципов: диалог, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.

А в рамках организованного круглого стола, предлагается обсудить различные вопросы: «Как знакомить малышей с книжками, игрушками», «Зарядка как средство развития речи», «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста».

Представляются родителям включенные в коррекционный процесс логопеда компоненты здоровьесберегающей деятельности, которые могут использоваться в семье: пальчиковую и дыхательную гимнастику.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать неформальные отношения между логопедом и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем логопедам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Совместные досуги включают участие родителей и детей в совместных праздниках, в выставках, играх.

С целью организации совместной досуговой и творческой деятельности родителей и детей проводятся совместные занятия и физкультурные досуги. Например, совместные физкультурные досуги «Веселая физкультура», «Вырасту как папа», «Сказка о веселом язычке» для родителей и детей

Совместные детско-родительские мероприятия позволяют не только родителям увидеть положительные стороны ребёнка, но и детям - воспринимать родителей по-новому - как союзников. Ведь родитель, участвующий во всех мероприятиях, знает проблемы и пути их преодоления, старается понять чувства ребёнка, его точку зрения. А у детей, которые постоянно чувствуют поддержку, понимание родителей, повышается самооценка и уверенность в себе.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами коррекции речевого нарушения детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность логопеда, пересмотреть методы и приемы коррекции в домашних условиях, объективнее увидеть деятельность логопеда.

Одной из наиболее актуальных форм работы с семьей стали детско-родительские мероприятия : собрания - практикумы, игровые проекты, целью которых явились создание условий для установления и развития отношений партнерства и сотрудничества логопеда, родителя, ребенка.

Коллективная работа проводилась, когда родителей можно было объединить по общности проблем, возникающих в связи с тяжелыми нарушениями речи у ребенка. В работе логопеда коллективная форма работы – это общие и групповые собрания.

Задачи общего собрания обсудить с родителями общие проблемы коррекционного процесса, имеющие важное значение для повышения педагогической культуры всех родителей независимо от возраста их детей.

Групповые собрания – целесообразная и действенная форма работы логопедов с родителями, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами коррекционного процесса с детьми младшего возраста в условиях детского сада и семьи. Примерные темы собраний: «Нарушения поведения», «Возрастные особенности детей. Основные задачи воспитания», «Режим дня и его значение», «Воспитание привычек», «Развитие речи», «Капризы детей и их предупреждение» и так далее.

Также применяются индивидуальные формы работы.

Индивидуальные формы работы являются наиболее продуктивными в установлении взаимосвязи между логопедом и родителями. Эти формы представлены: беседой; консультациями; индивидуальными рекомендациями.

Беседы логопеда с родителями – наиболее доступная и распространенная форма установления связи с семьей, систематического общения с отцом и матерью ребенка, с другими членами семьи.

Активность логопеда вызывает ответную активность родителей. Обсуждать проблемы развития речи ребенка, искать совета и поддержки со временем становилось потребностью родителей.

Часто материал для бесед с родителями, например, логопеду давали наблюдения за ребенком: выполнение им правил на занятиях, отношение к дефекту, к взрослым и их требованиям, отношение к коррекционной деятельности; занятия с ребенком, выявляющие его знания, представления, мотивы поведения.

Консультации, как одна из форм индивидуальной, дифференцированной работы с родителями с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой, – побуждала родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше всего воспитывать. А главное, матери и отцы убеждаются в том, что в учреждении они всегда найдут поддержку и советы.

Каждая консультация должна давать родителям что-то новое, полезное, расширять их педагогические знания.

Успех консультаций во многом зависит от такта, чуткости и отзывчивости педагога по отношению к родителям, от умения убеждать.

Также проводится тестирование и анкетирование.

С помощью тестирования выявляются наиболее актуальные проблемы для родителей. Этот метод позволял нам организовывать свою работу более эффективно, в соответствии с потребностями родителей.

Любимый раздел не только родителей, но и детей - домашние игротеки. В этой рубрике знакомим родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге", "В свободную минутку".

Необходимый и полезный метод - копилка методических рекомендаций, которая хорошо себя зарекомендовала в организации домашней работы родителями. Каждую неделю в копилку могут, добавляться новая информацию, рекомендуемые задания для родителей, стихи, загадки по закреплению тех навыков и умений, которыми овладели дети за некоторый промежуток времени. Это позволяло родителям увидеть чему ребёнок обучался на текущей неделе и продолжить работу дома по закреплению этих навыков.

На днях открытых дверей родители посещали индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрели, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще стоит поработать.

Следующая форма - родительские пятиминутки. Рекомендуются при работе как в начале так и в конце процесса коррекции, где родители получают возможность кратковременной личной консультации.

Семинары – практикумы проводились по желанию родителей. На таких мероприятиях родители имеют возможность получить для себя новую, полезную информацию. Также имеют возможность попрактиковаться в практическом выполнении тех или иных заданий под чутким руководством логопеда. Например, в выполнении артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, попробовать на себе некоторые виды пособий, которые мы использовали на занятиях. Как правило, такие практикумы имеют у родителей очень положительные отзывы, происходило сближение их с логопедом, что позволяет лучше понять специфику работы.

Мастер-классы позволяют родителям обучаться новому, становиться на ступень ближе к специалисту и самим становиться немного логопедом в работе со своим ребёнком.

Так же проводятся праздники, развлечения, логопедические КВНы, викторины. Для участия привлекались родители. В конце года или в течении года родители приглашались на данные праздники, где дети демонстрировали все свои знания, умения и навыки приобретенные за период обучения. Важным было то, что родители также становились активными участниками данных мероприятий.

Почтовый ящик «Задай вопрос специалисту» еще одна форма работы, которая применяется. Эта форма позволяла нам осуществлять обратную связь с родителями. Родитель имеет возможность анонимно задать интересующий вопрос специалисту и получить ответ без личной встречи с ним. Данный вид взаимодействия необходим для родителей сильно занятых, которые не имеют возможность лично встретится с логопедом, а также для родителей, которые в силу разных причин боятся или стесняются задать тот или иной вопрос.

В работе с родителями так же широко использовали вспомогательные наглядные средства:

- специальные логопедические уголки «Говорим правильно» «Советы логопеда»;

- информационные стенды;

- тематические выставки книг;

- пособия, памятки, буклеты;

- образцы выполненных заданий;

- папки передвижки и многое другое.

Они содержат полезную информацию, которую родители могли изучить, приходя за своими детьми, пока те собираются домой.

Публикации по теме:

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР Слайд 1 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему.

Мастер-класс для педагогов «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями по обучению грамоте детей дошкольного возраста» «Мастер - класс» для педагогов (1 слайд) «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями по обучению грамоте детей дошкольного возраста с.

Создание книжки-малышки на лексические темы (взаимодействие логопеда и родителей)Создание книжки-малышки на лексические темы (взаимодействие логопеда и родителей) .

Взаимодействие логопеда и инструктора по физической культуре Подготовила: Учитель-логопед Казначеева Ольга Владимировна МБДОУ ЦРР № 78 «Белоснежка» 2015г Дизартрия является одним из.

Взаимодействие логопеда и родителей Тесное взаимодействие логопеда и родителей является важной частью работы по устранению нарушения речи у дошкольников. Недостаточная осведомленность.

Взаимодействие логопеда с родителями и воспитателями детей младшего дошкольного возраста .

Взаимодействие логопеда с воспитателем. Осень ОСЕНЬ. ПРИЗНАКИ ОСЕНИ. ДЕРЕВЬЯ ОСЕНЬЮ 1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ. Упражнение «ЧТО ЛИШНЕЕ?». Развитие слухового внимания. Закрепление.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями.

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями и родителями в сопровождении безречевых детей раннего возраста Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями и родителями в сопровождении безречевых детей раннего возраста. «Говорить путано умеет всякий,.

Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционной работе. Темы «Лиственные деревья», «Обувь» Тема:Деревья лиственные 1. Работа с загадками Отгадать загадки,найти ответы на картинках, объяснить почему, Белоствольные красавицы Дружно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие логопеда с родителями
Опубликовано: 1 марта 2016 в 22:23
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие логопеда с родителями» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Листопадова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД