МААМ-картинки

Взаимодействие педагогов при создании инклюзивной образовательной среды для детей с ООП

Стрельникова Наталья
Взаимодействие педагогов при создании инклюзивной образовательной среды для детей с ООП
▼ Скачать + Заказать документы

В Федеральном законе № 273-Фз от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 1) дано определение инклюзивного образования как «…обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей…»

Публикация «Взаимодействие педагогов при создании инклюзивной образовательной среды для детей с ООП» размещена в разделах

Инклюзивное образование признается как закономерный этап развития системы специального (коррекционного) образования, обеспечивающий расширенный доступ к образованию и включению ребенка с ОВЗ в образовательный процесс.

Инклюзивное образование в ДОО строится на следующих принципах:

• принцип индивидуального подхода, предполагающий выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы;

• принцип поддержки самостоятельной активности ребенка, определяющий создание условий для самостоятельной активности ребенка как важного условия успешности инклюзивного образования;

• принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников, предполагающий создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе;

• принцип междисциплинарного подхода, определяющий комплексный подход к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения;

• принцип вариативности в организации образования : наличие вариативной развивающей среды, удовлетворяющей потребностям детей с различными особенностями в развитии;

• принцип партнерского взаимодействия с семьей : эффективность усилий педагогов возможна при поддержке родителей (законных представителей).

Инклюзивная образовательная среда предполагает включение обучающихся с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс, а именно решение проблемы образования детей с ОВЗ и инвалидностью за счет адаптации образовательного пространства к нуждам каждого ребенка, включая реформирование образовательного процесса, методическую гибкость и вариативность, благоприятный психологический климат, перепланировку образовательного пространства так, чтобы они отвечали потребностям всех без исключения детей и, по возможности, обеспечивали полное участие детей в образовательном процессе.

Структура инклюзивной образовательной среды включает в себя следующие компоненты:

пространственно-предметный компонент: материальные возможности учреждения – доступная (безбарьерная) архитектурно-пространственная организация; обеспеченность современными техническими средствами и системами, соответствующими образовательным потребностям детей;

содержательно-методический компонент: адаптированный индивидуальный маршрут обучения и развития ребенка, вариативность и гибкость образовательно-воспитательных методик, форм и средств;

коммуникативно-организационный компонент: личностная и профессиональная готовность педагогов к работе в смешанной (инклюзивной) группе, благоприятный психологический климат в коллективе, взаимодействие специалистов.

В настоящее время на базе МДОУ «Детский сад №14 с. Головино» функционирует группа комбинированной направленности и логопедический пункт. На логопедическом пункте получают коррекционно-образовательную помощь 12 воспитанников. Среди них не только дети с первичными речевыми нарушениями, но и дети со сложной структурой дефекта (ребенок с расстройством аутистического спектра, с б. Дауна, с нарушением коммуникативных навыков).

Успешная коррекционно-развивающая работа с детьми с особыми образовательными потребностями возможна при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех участников образовательного процесса дошкольного учреждения. Такие дети нуждаются в общении и, в связи с этим, основные образовательные мероприятия направлены именно на речевое развитие, на коррекцию речевых нарушений детей.

Содержание и структура взаимодействия во многом зависит от диагноза ребенка, структуры дефекта, его компенсаторных возможностей, «зоны актуального и ближайшего развития», а так же в изменении родительских установок, организации инклюзивной коррекционно-развивающей среды, повышении профессиональной компетентности педагогов.

Направления взаимодействия :

1. Диагностическое

2. Коррекционно-развивающее

3. Информационно-консультативное

Воспитатели совместно с учителем-логопедом и педагогом-психологом изучают детей.

Специалисты индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе НОД. Воспитатели изучают детей в образовательной деятельности и в повседневной жизни – в режимных моментах, на прогулке, во время свободной деятельности. Они закрепляют приобретенные детьми знания, отрабатывают умения по автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели.

Результаты обсуждаются и анализируются совместно, всеми педагогами. Обсуждаются достижения и недостатки в обучении детей, намечаются пути коррекции.

Совместно изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игровая деятельность и т. д.).

Здесь нужно учитывать, что узкий специалист должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит коррекционно-образовательную деятельность, но и тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов работы, которые проводят специалисты.

Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.

Совместно готовятся и проводятся досуговые мероприятия, развлечения, тематическая и интегрированная деятельность.

Они являются итогом всей коррекционно-образовательной деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должен работать весь педагогический коллектив группы совместно с музыкальным руководителем.

Взаимодействие с родителями (законными представителями).

Основная задача педагогов при организации работы с родителями (законными представителями) – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса. Педагоги разъясняют родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям, которые дают специалисты. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.

Распределение обязанностей между участниками образовательных отношений :

Учитель-логопед:

• Осуществляет речевую диагностику ребёнка, на основании которой разрабатывает индивидуально-ориентированный маршрут по коррекции речевого развития и комплекс мероприятий по формированию индивидуальных речевых навыков.

• Отбирает методы и приемы коррекционной работы, обеспечивающие удовлетворению особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, их социализацию.

• Осуществляет отслеживание динамики устранения речевых нарушений детей с ОВЗ, зачисленных в логопункт. Корректирует содержание коррекционной работы, методы, приемы логопедической помощи.

Взаимодействует с педагогическими работниками ДОО, родителями (законными представителями) по проведению коррекционной работы с обучающимися и по вопросам освоения АООП ДО (АОП ДО) обучающимися с ОВЗ, зачисленными в логопункт.

• Оказывает консультативную помощь педагогическим работникам, родителям (законными представителями) по преодолению речевых нарушений обучающихся с ОВЗ, информирует о ходе коррекционной работы, дает необходимые рекомендации.

• Проводит мероприятия по повышению педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.

Учитель-дефектолог:

Создание условий для развития сохранных функций ребенка.

• Формирование положительной мотивации к обучению.

• Коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы.

• Формирование навыка общения, развитие коммуникативных способностей.

• Обеспечение успешной социальной адаптации ребенка с ОВЗ.

Воспитатель:

• Осуществляет образовательную деятельность в соответствии с адаптированной АОП ДО (АООП ДО).

Создает предметную-пространственную образовательную среду для полноценного речевого развития и профилактики нарушений в развитии устной речи детей.

• Наблюдает за ходом речевого развития обучающихся, диагностирует предпосылки и признаки формирования нетипичных (опережающих, задержанных, искаженных) вариантов развития их устной речи.

• Осуществляет по рекомендациям учителя-логопеда индивидуальную работу по речевому развитию обучающихся с ОВЗ, зачисленных в логопункт.

• Участвует по заданию учителя-логопеда в реализации коррекционных мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся с ОВЗ, зачисленных в логопункт.

• Осуществляет контроль за правильным произношением скорректированных учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у детей с ОВЗ, зачисленных в логопункт, во всех видах детской деятельности, режимных моментах в течение дня.

• Вовлекает в коррекционную работу родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ. Обеспечивает заинтересованность в ее результативности.

Музыкальный руководитель:

• Обеспечивает коррекционное воздействие на речь (темпо-ритмическую и мелодико-интонационную организацию речи.

• Музыкальная образовательная деятельность способствуют не только формированию навыка правильного дыхания, фонематического слуха, мелкой и общей моторики, но и содействуют коррекции внимания детей, совершенствуют двигательные реакции детей на различные музыкальные сигналы.

• У детей с ОВЗ формируется умение воспроизводить заданный ряд звуков, переключаться с одного движения на другое, передавать в движении темп музыки, её характер, ритм.

Инструктор по физической культуре:

Основными направлениями в деятельности являются:

-сохранение и укрепление здоровья детей,

-повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомляемости,

-развитие общей двигательной активности, физических качеств ребенка, закаливание.

• Важным компонентом содержания образовательной деятельности является

включение в комплекс физических упражнений элементов дыхательной гимнастики, формирование мелкой моторики детей.

Педагог - психолог

• Определение общего уровня интеллектуального, речевого и психического развития ребёнка, на выявление его личностных особенностей, влияющих на развитие и степень обучаемости; коррекцию нарушений его развития.

• Осуществление индивидуальной работы по формированию познавательных процессов, сенсорному развитию.

Взаимодействие педагога - психолога с учителем-логопедом является важнейшим фактором в коррекционном воздействии на детей с нарушениями речевой функции.

Вокруг ребенка с ОВЗ совместными усилиями различных специалистов создается единое коррекционное пространство.

Тесная связь учителя-логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя, педагога-психолога, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре возможна только при условии совместного планирования работы, правильного и четкого распределения задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса.

В результате такого взаимодействия значительно повышается эффективность коррекционно-образовательной деятельности и дальнейшая успешная социализация и адаптация в обществе детей с ОВЗ.

Публикации по теме:

Мои поделки в организации и в создании развивающей средыМои поделки в организации и в создании развивающей среды Ф. И. О педагога -Гуляева Оксана Николаевна Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Кэскил».

Аналитическая справка о результате участия воспитателя в создании предметно-пространственной среды в ДОУ (часть 1) .

Аналитическая справка о результате участия воспитателя в создании предметно-пространственной среды в ДОУ (часть 2) часть 1 Реализация образовательной программы дошкольного образования (отражение образовательных областей) В нашей группе развивающие зоны.

Центр творчества. Реализация ФГОС в создании предметно-развивающей среды ДОУЦентр творчества. Реализация ФГОС в создании предметно-развивающей среды ДОУ Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание.

Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения»Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения» Д. Б. Эльконин в своих дневниках не раз высказывал мысль о том, что личностные смыслы формируются в процессе взаимодействия ребёнка и.

К аттестации о создании предметно-развивающей среды в ДОУ Создание предметно-развивающей среды. В сентябре я аттестовалась на высшую категорию и возможно кое-что Вам поможет при заполнении портфолио,.

Консультация для педагогов «Взаимодействие детей в команде»Консультация для педагогов «Взаимодействие детей в команде» Консультация для педагогов «Взаимодействие детей в команде» В большинстве случаев, особенно в детстве, очень важно находить общий язык.

Макеты в создании современной развивающей предметно-пространственной средыМакеты в создании современной развивающей предметно-пространственной среды ФГОС ДО предъявляет новые требования к созданию развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада: -во-первых, развивающая.

Отчет работы по теме «Лето». Взаимодействие педагогов, детей и родителей в период самоизоляцииОтчет работы по теме «Лето». Взаимодействие педагогов, детей и родителей в период самоизоляции Беседа "Что такое лето"Цель:формирование обобщающее понятия "лето"Работа в рабочих тетрадях по речевому развитию и обучению грамотеСоставление.

Взаимодействие с родителями при создании предметно-развивающей среды как условие развития личностных качеств ребёнкаВзаимодействие с родителями при создании предметно-развивающей среды как условие развития личностных качеств ребёнка Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие педагогов при создании инклюзивной образовательной среды для детей с ООП
Опубликовано: 26 декабря 2020 в 10:28
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие педагогов при создании инклюзивной образовательной среды для детей с ООП» (включая файлы) размещена пользователем Стрельникова Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД