Стрельникова Наталья
Взаимодействие педагогов при создании инклюзивной образовательной среды для детей с ООП
▼ Скачать + Заказать документы
В Федеральном законе № 273-Фз от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 1) дано определение инклюзивного образования как «…обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей…»
Публикация «Взаимодействие педагогов при создании инклюзивной образовательной среды для детей с ООП» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Инклюзивное образование признается как закономерный этап развития системы специального (коррекционного) образования, обеспечивающий расширенный доступ к образованию и включению ребенка с ОВЗ в образовательный процесс.
Инклюзивное образование в ДОО строится на следующих принципах:
• принцип индивидуального подхода, предполагающий выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы;
• принцип поддержки самостоятельной активности ребенка, определяющий создание условий для самостоятельной активности ребенка как важного условия успешности инклюзивного образования;
• принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников, предполагающий создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе;
• принцип междисциплинарного подхода, определяющий комплексный подход к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения;
• принцип вариативности в организации образования : наличие вариативной развивающей среды, удовлетворяющей потребностям детей с различными особенностями в развитии;
• принцип партнерского взаимодействия с семьей : эффективность усилий педагогов возможна при поддержке родителей (законных представителей).
Инклюзивная образовательная среда предполагает включение обучающихся с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс, а именно решение проблемы образования детей с ОВЗ и инвалидностью за счет адаптации образовательного пространства к нуждам каждого ребенка, включая реформирование образовательного процесса, методическую гибкость и вариативность, благоприятный психологический климат, перепланировку образовательного пространства так, чтобы они отвечали потребностям всех без исключения детей и, по возможности, обеспечивали полное участие детей в образовательном процессе.
Структура инклюзивной образовательной среды включает в себя следующие компоненты:
• пространственно-предметный компонент: материальные возможности учреждения – доступная (безбарьерная) архитектурно-пространственная организация; обеспеченность современными техническими средствами и системами, соответствующими образовательным потребностям детей;
• содержательно-методический компонент: адаптированный индивидуальный маршрут обучения и развития ребенка, вариативность и гибкость образовательно-воспитательных методик, форм и средств;
• коммуникативно-организационный компонент: личностная и профессиональная готовность педагогов к работе в смешанной (инклюзивной) группе, благоприятный психологический климат в коллективе, взаимодействие специалистов.
В настоящее время на базе МДОУ «Детский сад №14 с. Головино» функционирует группа комбинированной направленности и логопедический пункт. На логопедическом пункте получают коррекционно-образовательную помощь 12 воспитанников. Среди них не только дети с первичными речевыми нарушениями, но и дети со сложной структурой дефекта (ребенок с расстройством аутистического спектра, с б. Дауна, с нарушением коммуникативных навыков).
Успешная коррекционно-развивающая работа с детьми с особыми образовательными потребностями возможна при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех участников образовательного процесса дошкольного учреждения. Такие дети нуждаются в общении и, в связи с этим, основные образовательные мероприятия направлены именно на речевое развитие, на коррекцию речевых нарушений детей.
Содержание и структура взаимодействия во многом зависит от диагноза ребенка, структуры дефекта, его компенсаторных возможностей, «зоны актуального и ближайшего развития», а так же в изменении родительских установок, организации инклюзивной коррекционно-развивающей среды, повышении профессиональной компетентности педагогов.
Направления взаимодействия :
1. Диагностическое
2. Коррекционно-развивающее
3. Информационно-консультативное
Воспитатели совместно с учителем-логопедом и педагогом-психологом изучают детей.
Специалисты индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе НОД. Воспитатели изучают детей в образовательной деятельности и в повседневной жизни – в режимных моментах, на прогулке, во время свободной деятельности. Они закрепляют приобретенные детьми знания, отрабатывают умения по автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели.
Результаты обсуждаются и анализируются совместно, всеми педагогами. Обсуждаются достижения и недостатки в обучении детей, намечаются пути коррекции.
Совместно изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игровая деятельность и т. д.).
Здесь нужно учитывать, что узкий специалист должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит коррекционно-образовательную деятельность, но и тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов работы, которые проводят специалисты.
Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.
Совместно готовятся и проводятся досуговые мероприятия, развлечения, тематическая и интегрированная деятельность.
Они являются итогом всей коррекционно-образовательной деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должен работать весь педагогический коллектив группы совместно с музыкальным руководителем.
Взаимодействие с родителями (законными представителями).
Основная задача педагогов при организации работы с родителями (законными представителями) – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса. Педагоги разъясняют родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям, которые дают специалисты. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.
Распределение обязанностей между участниками образовательных отношений :
Учитель-логопед:
• Осуществляет речевую диагностику ребёнка, на основании которой разрабатывает индивидуально-ориентированный маршрут по коррекции речевого развития и комплекс мероприятий по формированию индивидуальных речевых навыков.
• Отбирает методы и приемы коррекционной работы, обеспечивающие удовлетворению особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, их социализацию.
• Осуществляет отслеживание динамики устранения речевых нарушений детей с ОВЗ, зачисленных в логопункт. Корректирует содержание коррекционной работы, методы, приемы логопедической помощи.
• Взаимодействует с педагогическими работниками ДОО, родителями (законными представителями) по проведению коррекционной работы с обучающимися и по вопросам освоения АООП ДО (АОП ДО) обучающимися с ОВЗ, зачисленными в логопункт.
• Оказывает консультативную помощь педагогическим работникам, родителям (законными представителями) по преодолению речевых нарушений обучающихся с ОВЗ, информирует о ходе коррекционной работы, дает необходимые рекомендации.
• Проводит мероприятия по повышению педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.
Учитель-дефектолог:
• Создание условий для развития сохранных функций ребенка.
• Формирование положительной мотивации к обучению.
• Коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы.
• Формирование навыка общения, развитие коммуникативных способностей.
• Обеспечение успешной социальной адаптации ребенка с ОВЗ.
Воспитатель:
• Осуществляет образовательную деятельность в соответствии с адаптированной АОП ДО (АООП ДО).
• Создает предметную-пространственную образовательную среду для полноценного речевого развития и профилактики нарушений в развитии устной речи детей.
• Наблюдает за ходом речевого развития обучающихся, диагностирует предпосылки и признаки формирования нетипичных (опережающих, задержанных, искаженных) вариантов развития их устной речи.
• Осуществляет по рекомендациям учителя-логопеда индивидуальную работу по речевому развитию обучающихся с ОВЗ, зачисленных в логопункт.
• Участвует по заданию учителя-логопеда в реализации коррекционных мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся с ОВЗ, зачисленных в логопункт.
• Осуществляет контроль за правильным произношением скорректированных учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у детей с ОВЗ, зачисленных в логопункт, во всех видах детской деятельности, режимных моментах в течение дня.
• Вовлекает в коррекционную работу родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ. Обеспечивает заинтересованность в ее результативности.
Музыкальный руководитель:
• Обеспечивает коррекционное воздействие на речь (темпо-ритмическую и мелодико-интонационную организацию речи.
• Музыкальная образовательная деятельность способствуют не только формированию навыка правильного дыхания, фонематического слуха, мелкой и общей моторики, но и содействуют коррекции внимания детей, совершенствуют двигательные реакции детей на различные музыкальные сигналы.
• У детей с ОВЗ формируется умение воспроизводить заданный ряд звуков, переключаться с одного движения на другое, передавать в движении темп музыки, её характер, ритм.
Инструктор по физической культуре:
• Основными направлениями в деятельности являются:
-сохранение и укрепление здоровья детей,
-повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомляемости,
-развитие общей двигательной активности, физических качеств ребенка, закаливание.
• Важным компонентом содержания образовательной деятельности является
включение в комплекс физических упражнений элементов дыхательной гимнастики, формирование мелкой моторики детей.
Педагог - психолог
• Определение общего уровня интеллектуального, речевого и психического развития ребёнка, на выявление его личностных особенностей, влияющих на развитие и степень обучаемости; коррекцию нарушений его развития.
• Осуществление индивидуальной работы по формированию познавательных процессов, сенсорному развитию.
Взаимодействие педагога - психолога с учителем-логопедом является важнейшим фактором в коррекционном воздействии на детей с нарушениями речевой функции.
Вокруг ребенка с ОВЗ совместными усилиями различных специалистов создается единое коррекционное пространство.
Тесная связь учителя-логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя, педагога-психолога, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре возможна только при условии совместного планирования работы, правильного и четкого распределения задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса.
В результате такого взаимодействия значительно повышается эффективность коррекционно-образовательной деятельности и дальнейшая успешная социализация и адаптация в обществе детей с ОВЗ.