Анна Лемзякова
Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДОУ в коррекционно-развивающем процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДОУ в коррекционно-развивающем процессе
В составе детского сада имеются 6 групп компенсирующей направленности, которые посещают дети с нарушениями в развитии: с задержкой психического развития, умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата. Коррекционно-развивающую работу осуществляют учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагог-психолог, воспитатели.
Публикация «Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДОУ в коррекционно-развивающем процессе» размещена в разделах
Правильная коррекционно-развивающая работа не может быть реализована без систематически спланированной, целенаправленной, комплексной работы всего коллектива учреждения и без осознанного заинтересованного включения в этот процесс родителей.
Все специалисты решают свои задачи, но цель у всех одна – максимальная коррекция имеющихся нарушений, развитие личности ребенка, социализация его в обществе.
Совместно разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, где прописано взаимодействие специалистов и педагогов образовательного процесса.
Взаимодействие педагогов ДОУ строится на принципах комплексности и системности обучения, соответствия возрастным и индивидуальным возможностям детей, адекватности требований и нагрузок, преемственности в педагогической работе.
В нашем детском саду каждому из специалистов отведена своя сфера коррекционной деятельности, которая включает диагностическое обследование, коррекцию имеющихся отклонений в развитии, предупреждение вторичных нарушений. Диагностика позволяет не только своевременно выявлять степень имеющихся нарушений и корректировать их, но и систематически отслеживать воспитательно-образовательный процесс, динамику развития ребенку, эффективность образовательной деятельности.
Одну из важнейших ролей в образовательном процессе занимает педагог-психолог. Основная работа педагога-психолога приходится на коррекционно-развивающую деятельность с детьми с ОВЗ. Эта деятельность включает занятия по формированию познавательных процессов, развитию эмоционально-волевой сферы в подгрупповой и индивидуальной форме. Занятия по формированию эмоционально-волевой сферы и поведенческих особенностей детей, нуждающихся в коррекции, проходят в сенсорной комнате с использованием Компьютерно-Игрового Тренажера и наглядного материала. С детьми, которым ТПМПК рекомендовала занятия по развитию познавательных процессов, обучение проходит в кабинете педагога-психолога с использованием коррекционно-развивающих материалов, наглядной информации, развивающих игр и др. Педагог-психолог совместно со специалистами разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут и рекомендации по дальнейшей коррекционно-развивающей работе, планирует индивидуальную работу с детьми и тесное сотрудничество со всеми участниками образовательного процесса. В адаптационный период, во время формирования нового детского коллектива педагог-психолог оказывает своевременную помощь в стабилизации психоэмоционального состояния ребенка. Педагог-психолог оказывает психологическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания, повышения уровня профессиональных компетенций.
Учитель-дефектолог в нашем детском саду представляет собой организатора и координатора всей коррекционно-развивающей работы с детьми группы. По разработанному специалистами индивидуальному образовательному маршруту учитель-дефектолог проводит занятия по сенсорному развитию, развитию графомоторных навыков, ориентировке в пространстве, ознакомлению с окружающим миром, предметно-практической деятельности, формированию элементарных математических представлений; проводит консультации с родителями по коррекционной работе с детьми.
В разработке и обсуждении индивидуального образовательного маршрута принимает участие учитель-логопед. Он работает в непосредственном контакте с воспитателями. Проводит индивидуальные и фронтальные занятия с детьми по развитию фонетического слуха, постановке и автоматизации звуков, дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастике. По необходимости делает логопедический массаж. Дает рекомендации воспитателям по проведению индивидуальной работы с детьми в свободное от занятий время.
Музыкальный руководитель, основываясь на рекомендации педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда развивает сенсорные навыки, обогащает чувственные впечатления дошкольников, развивает двигательно-образные навыки, развивает умение адекватно выражать и понимать эмоциональное состояние, формирует мелкую и общую моторику, коммуникативные навыки; совместно с инструктором по физической культуре проводит утреннюю гимнастику, физкультурные занятия и развлечения.
Инструктор по физической культуре играет немаловажную роль. Следуя рекомендациям, составленным совместно со всеми специалистами ДОУ и прописанным в индивидуальном образовательном маршруте, проводит физкультурные занятия с детьми с учетом правильной нагрузки на растущий организм. Работая в тесном контакте с воспитателями группы, педагогом-психологом, учителем-дефектологом и учителем-логопедом отслеживает уровень физического, эмоционального, познавательного развития; учитывая особенности детей, разрабатывает план занятия с чередованием различных видов двигательной нагрузки.
С целью осуществления успешного взаимодействия педагога-психолога со специалистами в условиях пандемии педагоги активно осваивают дистанционные формы работы. Они общаются друг с другом и с родителями с помощью электронной почты, приложений мессенджеров: Viber, WhatsApp, телеграмм. Где размещают фото, объявления, новости, рекомендации по воспитанию, обучению и развитию детей.
Заключение
Таким образом, исходя из выше сказанного, необходимо отметить то, что взаимодействие всех специалистов коррекционно-развивающего процесса и слаженность воздействия на ребенка позволяет наблюдать динамику развития большинства нарушений у детей. Преимуществом совместного подхода к образованию и воспитанию детей является единый стиль работы и сотрудничество всех специалистов. Проведенное диагностическое обследование ребенка в начале учебного года выявило начальный уровень его развития, какие нарушения имеются в его развитии, необходимые области коррекции. Исходя из результатов обследования каждым педагогом, были составлены рекомендации по формированию, развитию, коррекции нарушений детей. Следуя этим рекомендациям, педагоги проводили индивидуальные, комплексные и интегрированные занятия с каждым ребенком в отдельности и малыми группами детей. У каждого ребенка в индивидуальном образовательном маршруте были прописаны коррекционно-развивающие методы работы, которым и следовали педагоги. Основываясь на том, какой уровень развития у ребенка был в начале года и какие результаты мы получили в конце года можно с уверенностью сказать, что взаимодействие всех педагогов нашего детского сада дало положительные результаты в развитии детей благодаря совместному подходу к коррекционной работе. Кроме того, взаимодействие педагога-психолога, воспитателей, учителя-дефектолога, и других специалистов содействует повышению профессиональной компетентности в практических, теоретических и методических аспектах решения проблем с учетом индивидуальных особенностей детей.
Благодаря освоению специалистами ДОУ дистанционных форм работы, было доступно взаимодействие педагогов в период пандемии.
Слаженность педагогического коллектива - залог успешности их работы!