Наталья Бабинцева
Взаимодействие музыки и движения в физическом воспитании дошкольников
▼ Скачать +Заказ
В. Сухомлинский говорил: «Умение слушать и понимать музыку - один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания»
Д. Шостакович писал: «В горе и в радости, в труде и на отдыхе – музыка всегда рядом с человеком. Она так полно и органично вошла в жизнь, что ее принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая. Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга».
Публикация «Взаимодействие музыки и движения в физическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Многократно освещался вопрос о взаимодействии музыки и движения. Выдающийся русский ученый В. М. Бехтерев писал о том, что музыка - не только облагораживающий, воспитательный фактор, музыка – целитель здоровья. Н. А. Ветлугина отмечала, что между музыкой и движением при одновременном их использовании устанавливается тесная взаимосвязь. По мнению А. В. Кенеман, музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, благотворно влияет на повышение качества движения, способствует выразительности, четкости, координации движений, эмоциональному переживанию музыкальных образов, развитию слуха. Педагоги Е. Н. Вавилова, Э. Я. Степаненкова, О. П. Радынова отмечают тот факт, что упражнения под музыку помогают научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывать их с движениями других, учат пространственной ориентации, закрепляют основные виды движений. Сегодня актуальна проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья детей и повышения их мотивации к двигательной активности. Огромные возможности в этом направлении заложены в синтезе музыки и движения, поскольку целенаправленно используемая музыка в двигательной деятельности имеет большое оздоровительное, образовательное и воспитательное значение. Методически грамотный выбор музыкального сопровождения способен в значительной мере повысить эффективность и качество занятий физической культурой и спортом, а также решить задачи физического, эстетического и нравственного воспитания детей. Использование музыки в двигательной деятельности дошкольников позволяет решить ряд важных задач:
- развить двигательные умения и навыки, координацию движений, ориентировку в пространстве, физические качества, чувство ритма, двигательное творчество;
- сформировать согласованность и точность движений, пластику, изящество, выразительность, устойчивую мотивацию к занятиям физической культурой и спортом, повысить двигательную активность;
- улучшить эмоциональный фон на занятиях физической культурой и психоэмоциональное состояние.
Музыка может использоваться в различных формах работы по физическому воспитанию дошкольников :
- в ходе утренней гимнастики;
- физкультурных занятий в помещении и на воздухе;
- физкультминуток и двигательных пауз;
- подвижных игр и эстафет;
- физкультурных досугов и спортивных праздников;
- на занятиях по йоге.
Кроме того, музыка необходима для реализации современных направлений физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении, таких как детский фитнес, степ-аэробика, фитбол-гимнастика, танцевально-оздоровительная и ритмическая гимнастика, игровой стретчинг и на других кружках дополнительного образования.
Выполнение физических упражнений под музыку – эффективное средство формирования у детей правильного понимания характера и последовательности движений, их гармонического сочетания с музыкальной окраской, темпом, ритмом и динамическими оттенками музыкальных произведений. Музыка активизирует, значительно повышает качество выполняемых упражнений, способствует преодолению нарастающего утомления и ускорению процессов овладения техникой движений. У детей заметно улучшается координация, осанка, повышается жизненный тонус. Все это создает у них положительный настрой и благоприятно складывается на состоянии органов в целом.
Проведение утренней гимнастики под музыку создает у воспитанников бодрое настроение, способствует четкой организации детского коллектива. Правильно подобранное музыкальное сопровождение заменяет при выполнении упражнений счет. Под музыку дети хорошо усваивают ритм и темп движений, а у инструктора по физической культуре появляется возможность, не прерывая упражнения, оказать индивидуальную помощь.
Музыка на физкультурных занятиях способствует развитию пространственной ориентировки:
- умений быстро перестраиваться в колонну, шеренгу, круг во время движения и на месте,
- выполнять все упражнения не только ритмично, но и сохраняя указанный темп.
У детей вырабатываются четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, амплитуду, направление.
Физкультурные досуги и спортивные праздники превращаются в настоящее зрелище, когда элементами воздействия на участников данных мероприятий становится грамотно и точно подобранная музыка.
Одной из современных образовательных технологий в работе с дошкольниками по физическому развитию выступает музыкально-подвижная игра, в ходе которой используется музыкальное сопровождение. Цель данной технологии – формирование двигательных умений и навыков дошкольников посредством выполнения игровых действий в соответствии с характером музыкального сопровождения. Хочется закончить такими словами: «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника». (В. А. Сухомлинский).