Папки-передвижки

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей по ОО «Физическое развитие» средствами народного фольклора

екатерина кусторкина
Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей по ОО «Физическое развитие» средствами народного фольклора
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Моя профессия-музыкальный руководитель»

Работа: «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей по ОО

«Физическое развитие» средствами народного фольклора»

Подготовила: музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 76»

Кусторкина Екатерина Александровна

Город Нижний Новгород

Публикация «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей по ОО „Физическое развитие“ средствами народного фольклора» размещена в разделах

Движение — врожденная, жизненно необходимая потребность человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные функции организма. Первостепенная задача, на решение которой направлен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, — охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Один из целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования звучит следующим образом: у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Задачи музыкального воспитания и развития ребенка в ФГОС ДО раскрыты не только в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», но и в других образовательных областях, в том числе и в образовательной области «Физическое развитие».

Если в образовательной области «Физическое развитие» на первый план выступают задачи физического воспитания : охрана и укрепление здоровья детей, развитие физических качеств, формирование двигательных навыков и другие, то в музыкальном развитии ведущими являются задачи, которые заключаются в углублении и дифференциации восприятия музыки, ее образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения. То есть, основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Музыкальному руководителю крайне важно взаимодействие с воспитателями, так как выразительность и музыкальность движений опирается на общее физическое развитие детей, крепость мышц, ловкость, координацию движений, а воспитателям включение музыки в образовательный процесс необходимо для создания эмоционального настроя, активизации внимания детей, для увеличения моторной плотности занятия, освобождения от подсчета во время выполнения упражнений и т. д.

Наиболее успешное решение данных задач, и освоение дошкольником заданных ФГОС ДО целевых ориентиров возможно при объединении обучения и воспитания в целостный образовательный процесс и при условии тесного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей.

В настоящее время основная направленность работы музыкального руководителя переориентировалась с музыкального развития ребенка на подготовку детей к выступлениям на многочисленных праздничных утренниках, конкурсах и фестивалях. Педагог в силу нехватки времени вынужден ориентироваться на более способных и активных, а те, которые медленнее развиваются остаются в стороне (а им как раз в первую очередь необходимо уделять внимание).

Вот ещё одна негативная сторона «работы на показ» : педагог вынужден подбирать музыкальный репертуар в соответствии с темой и содержанием праздника, а не с тем, что детям действительно интересно и полезно исполнять. Календарные праздники проводятся ежегодно, при планировании

учитываются особенности региона, народные традиции.

Где же взять, такой музыкальный репертуар, который удовлетворял всем этим требованиям и был бы высокохудожественным? С моей точки зрения, народный фольклор – источник вечной мудрости и вдохновения.

В условиях реализации ФГОС ДО Александр Асмолов (директор Федерального института развития образования) отмечает: «Мы должны не научить, а дать полноценно прожить в игре различные ситуации. Ребенок должен захотеть поиграть, а взрослый поддержать это желание».

Народная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая являетсяещё и средством обучения и воспитания, сохраняющая свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающую самообразование через рефлексию ребёнка. Издревле в них ярко отражались образы людей, быт, труд и национальные устои, представления людей о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Цель: Объединение усилий педагогов МБДОУ для создания эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы средствами народного фольклора.

Задачи:

- Формировать здоровьесберегающий подход в музыкальном образовании путем интеграции задач музыкального и физического развития ребенка;

- Повышать эффективность овладения детьми музыкальной деятельностью, посредством внедрения в музыкальное образование здоровьесберегающих технологий;

- Приобщать детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре развития интереса к нему.

- Работа по взаимодействию музыкального руководителя и педагогов МБДОУ проходила в несколько этапов.

1. диагностико – аналитический;

2. – подготовительный;

3. - организационно – педагогический;

4. – итоговый.

I этап. В начале учебного года, мы провели оценку индивидуального развития детей, в рамках педагогической диагностики:

воспитатели (оценка уровня двигательной активности и физической подготовленности);

музыкальный руководитель (оценка музыкально-ритмического развития детей).

II этап. На основании полученных данных мы приняли решение о необходимости разработки перспективного планирования в рамках ООП по развитию детей на основе использования русских народных песен, хороводов и игр, что позволяет создать условия, способствующие эмоциональному благополучию каждого ребёнка.

Обновление содержания музыкальных занятий с элементами фольклора позволяют решать художественно-эстетические, развивающие и оздоровительные задачи.

Эта проблема является на сегодняшний день актуальной, что объясняет выбор темы и совместной работы.

Работу по совершенствованию развития двигательной сферы детей распланировали так, чтобы и музыкальный руководитель, и воспитатели для решения стоящих перед ними задач могли использовать потенциальные возможности программного обеспечения друг друга, усиливая тем самым воздействие на формируемые у воспитанника функции, двигательные умения, навыки или процессы.

В план работы с детьми вошли такие игры:

включающие в себя бег, прыжки и развивающие силу, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве («Горелки», «Ловишки», «Прятки», «Звонари», «Бубен» и др.)

Обрядовые (календарные) игры: это игры, которые имеют связь с народным сельскохозяйственным календарём. К сожалению, многие из них уже давно утрачены. К ним относятся игры: «Кукушечка», «Ручеёк», «Гори, гори ясно», «Солнышко», «Кострома» и др.

По отношению к природе. Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берёг её. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой. Это игры: «Сорока», «У медведя во бору», «Заинька», «Паучок», «Ворон», «Олень» и др.

Трудовые (бытовые) игры: которые знакомят детей с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. («Горшок», «Каравай», «Я весёлая ткачиха, «Клубочек», «Баба сеяла горох», «Мельница» и др.)

Игры с ведущим (водящим) – игры, где игрок выполняет какое-то действие или ведёт игру. («Звонари», «Отгадай, чей голосок», «Море волнуется», «Сижу на камушке»).

Игры – забавы – это игры, которые веселят, забавляют ребёнка и, в тоже время, несут в себе какой – то познавательный и воспитательный элемент. К ним относятся игры «Сорока-сорока», «Ладушки», «Идёт коза рогатая», «По кочкам», «Баба сеяла горох», и др.

Драматические (с элементами театрализованных действий) игры – это игры, которые требуют искусство «артиста», умение на время превратиться в какого - то героя игры и выполнять его действия («Заинька, выходи», «Волк-волчок», «Бабка Ёжка», «Идёт коза по лесу», «Дрёма» и др.)

Так как все народные игры проводились по – разному, их, в свою очередь, можно, так же условно, разделить на 3 типа:

- хороводные или круговые. Это основная группа. («Заинька», «Каравай», «Ворон», «Пирог», «Паучок» и др.)

- некруговые или «стенка на стенку». («Бояре», «В царя», «Плетень» и др.)

- хороводы – шествия или выполнение разного вида движения: завитушки, змейка, рассыпная. («Хмель», «Ручеёк», «Вейся, капустка», «Улитка» и др.)

Я как музыкальный руководитель стараюсь оказать помощь в решении такой важной задачи музыкального воспитания как формирование способности к самостоятельной музыкальной деятельности.

В группе вместе с воспитателями мы создаем такие условия, чтобы дети по собственной инициативе слушали музыку, пели, играли на детских музыкальных инструментах, инсценировали песни, водили хороводы и т. д.

III этап. Важное значение в работе придавалось обучению детей народным сюжетным, подвижным и хороводным играм. Даже научив детей свободно общаться с традиционной игрой, нельзя еще достичь главной цели - чтобы дети играли сами, без участия взрослых. Это одна из проблем - дети очень мало и неохотно играют в сложные игры, если ими не руководят взрослые. Во многом это объясняется отсутствием соответствующих игровых навыков. Постепенно, побуждая интерес детей к совместному и самостоятельному проведению игр, мы знакомили их с обрядовыми, досуговыми, подвижными, сюжетными играми. Рассматривали с ребятами иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывали национальными обычаями, фольклором. Рассказывали о сюжете игры, поясняли роль водящего, применяли считалки.

Весь музыкальный фольклорный материал, находил свое место в устраиваемых народных праздниках.

Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье дошкольников. Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизирует память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость. Развивают речь, обогащают словарный запас детей. Дети осваивают традиционные стили общения.

В работе с детьми младшего возраста, большое внимание мы уделяли ознакомлению детей с потешками, пестушками, закличками. Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни детей в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке ребенок скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому мы подобрали потешки, которые помогают установить контакт с ребенком, вызывают положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю.

Использовали самые простейшие русские народные игры («Зайка беленький сидит», «Медведь и пчелы» и т. д.).

С детьми старшего дошкольного возраста подбирался фольклорный материал с более сложным смыслом. Перед детьми ставилась задача не только запомнить текст, но и эмоционально проиграть и обыграть его. Дети всей группой учились двигаться, говорить как лисичка, заяц, медведь и т. д., в зависимости от того, о чем песня. В старших группах много времени уделялось рассказыванию былин, сказок. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание, выразить отношение к их персонажам.

Дети узнали множество различных игр: "Гуси - лебеди", "Горшки", "Мак", "Плетень", "Взятие снежного городка", "Жмурки" и многие другие. В ходе любой игры мы привлекали внимание детей к ее содержанию, следили за физической нагрузкой, поддерживали эмоционально - положительное настроение, взаимоотношения детей. Одним словом, стремились научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.

В совместной деятельности воспитатели знакомили детей с изделиями народного искусства, с традиционными праздниками, играми, песнями, потешками, сказками, загадками и, конечно же, с народными играми.

Совместно с воспитателями планируем индивидуальную работу для под-держки ребёнка в музыкально-ритмической и двигательной деятельности, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его музыкально-ритмического и физического развития.

IV этап. Подводя итог можно сказать что, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами, такими как проведение народных календарных праздников, чтение русских народных сказок, пение русских народных песен, рассматривание предметов быта, посуды, одежды, иллюстраций и т. д. представляют собой основу начального этапа формирования, гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

У детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.

У детей сформированы интерес к народным играм, умение свободно и непринужденно общаться, умение разыгрывать игру по знакомому сюжету. Повысилась двигательная активность. Анализируя данные диагностики можно сделать выводы. Возникновение радостных эмоций, посредством фольклора, способствует развитию двигательной активности детей. На фоне положительных эмоций условно - рефлекторные связи создаются значительно ярче. Это вызывает у детей радость и удовольствие. Двигательная деятельность приобретает осознанный мотивированный целенаправленный характер. Следовательно, использование фольклора благотворно сказывается на двигательной активности, на формирование эмоционально-волевой сферы.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Зимина А. Н. «Народные игры с пением». Изд-во: Гном и Д., 2000-64с.

2. Куприянова Л. Л. Русский фольклор. М., Мнемозина, 2002.- 79с.

3. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для дошкольного и

младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М., Айрис-пресс, 2003.- 368с.

4. Лямина Л. А. Народные игры в детском саду. М., 2008.- 84с.

5. Науменко Г. М. Дождик, дождик, перестань. Русское народное музыкальное творчество. М., Советский композитор. 1988.- 190с.

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на утреннике "Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на утреннике" 1. Знать порядок номеров наизусть. 2. Следить за дисциплиной поправлять.

Доклад музыкального руководителя о совместной работе музыкального руководителя и воспитателя Наш педагогический коллектив рассматривает музыкальную деятельность как одну из сторон гармонического развития детей дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей ДОУ «Взаимодействие в педагогическом процессе музыкального руководителя с воспитателем» Взаимодействие в педагогическом процессе музыкального руководителя с воспитателем Общее и музыкально-эстетическое развитие дошкольников.

Консультация для воспитателей «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя при подготовке и проведении праздника» МБДОУ «Д/с № 17 «Росинка» Консультация для пед. работников “Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя при подготовке и.

Опыт работы «Взаимодействие музыкального руководителя с педагогами» Музыкально-образовательная деятельность в нашем детском саду осуществляется мной, музыкальным руководителем, и воспитателями, с которыми.

Консультация «Развитие речи средствами фольклора» В настоящее время проблемой применения фольклора в обучении и воспитании детей занимались А. П. Илькова Н. П. Кузьмина, Н. И. Политова, А. В.

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами музыкального фольклора Нас окружает много разных звуков! Мы слышим речь, природу, музыку и всевозможные шумы. На момент рождения у детей сформированы все органы.

Выступление на педсовете «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя» Выступление на педсовете «Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями» Тарасенко Надежда музыкальный руководитель МКДОУ№1с. Некрасовка,.

Взаимодействие инструктора по физической культуре, учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ Давно известно, что у детей с нарушением речи наблюдается отставание психомоторного развития по различным параметрам: 1. По развитию физических.

Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями в контексте ФГОС-презентация Основная задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы приобщать ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей по ОО «Физическое развитие» средствами народного фольклора
Опубликовано: 23 ноября 2017 в 21:14
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей по ОО «Физическое развитие» средствами народного фольклора» (включая файлы) размещена пользователем екатерина кусторкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД