Надежда Тарасенко
Выступление на педсовете «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педсовете «Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями»
Тарасенко Надежда
музыкальный руководитель МКДОУ№1с. Некрасовка, Хабаровский край.
На смену уходящей в прошлое основной цели ДОУ транслировать знания воспитанникам пришла новая функция образования - создание единого образовательного пространства, в котором воспитатель, музыкальный руководитель и другие специалисты - это субъекты профессионального взаимодействия, а воспитанник - субъект, способный к саморазвитию.
Публикация «Выступление на педсовете „Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Каждый из специалистов решает свои задачи, но цель в конечном итоге у всех одна - развитие личности ребенка, социализация его в обществе. Достигнуть её можно только согласовывая свои действия посредством педагогической интеграции.
Проблема, касающаяся особенностей взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя не нова. Вопросы профессионального сотрудничества педагогов рассматривались в трудах Ветлугиной Н. А., Зиминой А. Н., Радыновой О. П., Гогоберидзе А. Г. и др. В настоящее время, когда одним из требований ФГОС является интеграция всех образовательных областей и, следовательно, деятельности всего коллектива детского сада в процессе формирования интегративных личностных качеств детей, вопросы сотрудничества участников педагогического процесса высвечиваются наиболее остро. В связи с этим необходимо строить систему работы по взаимодействию педагогов ДОУ.
Стандарты нового поколения требуют формирования у детей необходимых компетенций, т. е. развития личности ребенка, когда содержание образования выступает средством ее самостановления, усвоения дошкольником способов познания, саморазвития, ориентации в окружающем мире. Именно это определяет основные направления и содержание работы педагога по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». В отличии от Федеральных Государственных Требований, музыкальное развитие перестало быть отдельной образовательной областью, а стало одним из его направлений наряду с рисованием, лепкой, аппликацией, художественным трудом, дизайном и творческим конструированием.
В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем незаменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни.
Музыкальное воспитание в нашем детском саду осуществляется на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Сегодня эта программа, переработана в соответствии с требованиями ФГО С.
Общее и музыкально-эстетическое развитие дошкольников в детском саду осуществляют музыкальный руководитель, владеющий теорией и методикой педагогического процесса, и воспитатель, имеющий общую музыкальную подготовку.
Сущность задач совместного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя заключается в пробуждении творческой активности детей, развитии их музыкального воображения и мышления, стимулировании желания самостоятельно включаться в музыкально-творческую деятельность.
Совместно педагоги должны развивать музыкальность детей, воспитывать их нравственную сферу, психические процессы и личностные новообразования. Таким образом музыкальный руководитель и воспитатель должны предусмотреть целостность музыкального образования : обучение, воспитание, развитие.
Тесное взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя обеспечивает эффективность решаемых задач музыкального образования, индивидуально-дифференцированный подход к детям.
Педагоги должны субъективно взаимодействовать с детьми. Такой стиль взаимодействия педагога с ребенком предоставляет ребенку право выбора (песни, игры)для разучивания. Игровая мотивация, наличие диалога и полилога (т. е. взаимодействие музыкального руководителя с воспитателем, игровым персонажем и детьми) делает занятие очень динамичным.
В процессе субъектного взаимодействия педагоги постоянно ставят детей в позицию экспериментатора, задают им много вопросов, побуждают их постоянно мыслить и искать ответ на поставленный вопрос. Именно такое взаимодействие прекрасно влияет на развитие интеллектуальных способностей детей.
Процесс музыкального образования долгий, не стоит ждать быстрых результатов. Только совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя приводит к желаемым результатам в решении задач общего и музыкально-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Музыкальные занятия в детском саду – это основная форма организации музыкальной деятельности детей. В подготовке музыкальных занятий участвует музыкальный руководитель с воспитателем.
Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия.
Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю– оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии. В старшей и подготовительной группах, детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима. Он показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем, исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей, качеством выполнения всего программного материала.
Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, знать музыку для слушания из детского репертуара. Во время музыкальных занятий воспитатель следит за осанкой детей, произношением слов в песне, качеством усвоения материала.
При обучении детей музыкально – ритмическим движениям в младших группах воспитатель участвует во всех видах движений, тем самым, активизируя детей.
В средней, старшей и подготовительной группах роль воспитателя иная : он действует по мере необходимости, показывая какое – либо движение, напоминая то или иное построение или давая детям отдельные указания в пляске, игре и т. д
Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? И все ли они осознают важность такого участия? Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины.. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги «дошкольники» должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого
Педагогу-воспитателю необходимо :
1. Знать программные требования по музыкальному воспитанию.
2. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.
3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.
4. Разучивать движения с отстающими детьми.
5. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.
6. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.).
7. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.
8. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.
9. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.
10. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.
11. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.
12. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.
13. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
14. Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам.
15. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.
С другой стороны для решения возникающих противоречий музыкальному руководителю необходимо :
• осуществлять личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование: увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей;
• знать свои профессиональные функции и знакомить с ними воспитателей;
• анализировать свою работу с воспитателями;
• планировать и по мере необходимости корректировать свою работу с педагогами по повышению профессиональной компетентности на основе имеющихся данных;
• совместно с воспитателем проектировать целостный, но при этом вариативный педагогический процесс в ДОУ, в котором каждый ребенок мог бы максимально проявляться, развиваться и образовываться;
• проводить работу с воспитателем в системе, с учетом особенностей ДОУ и конкретного педагога;
• активно участвовать в методической работе ДОУ.
Одним из ведущих направлений профессионального взаимодействия должно быть взаимное обогащение профессионального опыта педагогов.
Формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя :
совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребенка в условиях занятия и в повседневной жизнедеятельности (индивидуальный маршрут);
• совместное проектирование планов работы, их корректировка по мере решения общих задач;
• взаимные консультации по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития;
• взаимопосещение занятий с последующим обсуждением;
• музыкальные вечера встреч с музыкой, организованные в ДОУ;
• совместная подготовка семинаров-практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребенка-дошкольника средствами музыки;
• совместная организация родительских собраний по проблеме музыкального воспитания и развития ребенка;;
• составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и технологий использования музыки в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников;
• взаимодействие с методической службой ДОУ.
Подводя итог выше сказанному, хочется еще раз отметить то, что современные цели и задачи дошкольного воспитания, обозначенные в ФГОС не могут выть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности. Поэтому проблема сотрудничества специалистов и педагогов в контексте целостного развития ребенка должна быть решена в каждом детском саду.
Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников. Только в совместной согласованной деятельности обоих педагогов можно достигнуть цели, поставленной в программе: развитие музыкальных и творческих способностей детей, эмоционального восприятия музыки; решить задачи: развитие музыкально-художественной деятельности детей, приобщение их к музыкальному искусству, формирование певческих, музыкально- исполнительских, танцевальных навыков.
Наблюдение и анализ музыкального развития детей в дошкольных образовательных учреждениях указывают на недостатки процесса взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя, в том числе на его стихийность, нерегламентированность и неуправляемость. Воспитатели, находясь в постоянном контакте с детьми, обычно малоактивны в осуществлении музыкального воспитания и обучения дошкольников. Использование музыки в быту детского сада, на занятиях по развитию речи, изобразительному искусству - редкость. Музыкальные занятия, проводимые два раза в неделю, и несколько праздничных утренников в течение года не могут удовлетворить потребность детей в музыке, музыкальном развитии.
Наиболее эффективно образовательные задачи решаются, если педагоги принимают целостность педагогического процесса, что подразумевает взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей и их отношения необходимо рассматривать как субъект-субъектные отношения, характеризующиеся единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие ребенка как главного объекта педагогических отношений.
Таким образом педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя должно основываться на следующих принципах:
Принцип диалогизации. Связан с преобразованием «суперпозиции» музыкального руководителя и «субпозиции» воспитателя в вопросах музыкального развития дошкольников в личностно-равно-правную позицию сотрудничающих субъектов.
Принцип индивидуализации. В его основе лежит использование каждым участником взаимодействия существенных преимуществ в выполнении определенных видов деятельности. Для реализации этого принципа каждый участник взаимодействия должен иметь прочные навыки музыкальной деятельности.
Музыкальный руководитель - это специалист, который имеет музыкальное образование, предполагающее наличие профессиональных и творческих умений, главные из которых - исполнительская и словесная интерпретация музыки (О. П. Радынова). Профессионализм музыкального руководителя немыслим без постоянного поддержания уровня своего исполнительского мастерства и его совершенствования. Этот уровень во многом определяет степень восприятия детьми музыкальных произведений.
Воспитатель же должен уметь исполнять несложные детские песни, выполнять музыкально-ритмические движения, играть на детских музыкальных инструментах (металлофон, бубен, трещотка, дудочка, организовывать музыкально-дидактические игры. Музыкальный руководитель и воспитатель, дополняя усилия друг друга, создают тот эффект, который возникает при кооперации труда.
Принцип проблематизации. Имеющий специальное образование музыкант не учит воспитателя - он актуализирует, стимулирует его музыкальные возможности. Чтобы реализовать принцип взаимодействия «воспитатель - музыкальный руководитель», необходимо понимание обеими сторонами такой важной функции педагогической деятельности воспитателя, как обеспечение целостности воспитательно-образовательного процесса. Основанием для этого должна служить готовность воспитателя к музыкальному развитию дошкольников, воспринимаемая им как важный элемент его профессиональной готовности к воспитанию детей. Сравним две ситуации.
Музыкальный руководитель работает вместе с воспитателем, имеющим твердые навыки элементарного музыкального исполнительства (пение детских песен, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах) и знающим наиболее известные музыкально-дидактические игры. В этой ситуации музыкальному руководителю нужно не учить воспитателя, а лишь актуализировать его музыкальный опыт, стимулировать его возможности, задать вектор его движения по музыкальному развитию детей.
А если музыкант-педагог выстраивает взаимодействие с воспитателем, не имеющим вышеперечисленных навыков? Понятно, что за короткое время, отведенное на консультации, невозможно научить воспитателя чисто интонировать мелодии детских песен, проводить музыкально-дидактические игры для развития музыкального слуха. Слабая музыкальная подготовка такого воспитателя является одной из причин того, что музыкальный руководитель, как правило, даже не консультирует своего коллегу и не проявляет заинтересованности в его присутствии на занятии. Большинство музыкантов-педагогов заявляют, что им «проще все сделать самим», а «воспитатель на занятии если и нужен, то только для поддержания дисциплины». Особо следует сказать о тех детских садах, где нет музыкального руководителя : воспитатели воспринимают подобное положение вещей как негативное, но в основном из-за «отсутствия у детей настоящих праздников, с музыкой». Во взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя необходим обмен между ними инициативами, направленными на сопоставление их представлений и формирование общего смысла деятельности, что выражается в совместном планировании работы по музыкальному развитию детей. Это весьма важное обстоятельство, которое определяется следующим. Воспитатель, пребывая с детьми в постоянном контакте, учитывая мнение психолога, зная особенности семейного воспитания детей, может дать психолого-педаго-гическую характеристику каждому ребенку и группе в целом, выдвинуть общеразвивающие цели и задачи.
Музыкальный руководитель как носитель специализированных знаний и способностей ставит специализированные цели.
Сочетание общеразвивающих и специализированных целей может происходить двумя способами. Первый способ - сложение программ общеразвивающего и специализированного (музыкального) типа на уровне организации педагогического процесса. В этом случае цели музыкального развития будут выступать как внешне дополнительные по отношению к общеразвивающим. Именно такой путь сейчас преобладает в дошкольном образовании. Но более эффективен другой способ - такое планирование, при котором специальные (музыкальные) цели развития включаются в общеразвивающую программу, пронизывают ее, а средства их реализации одновременно служат и целям общего развития ребенка.
Так, например, задача формирования этических представлений на примерах музыкальной литературы (инструментальные произведения на тему природы, песни о родном крае, материнской ласке, дружбе) должна быть в программе нравственного воспитания дошкольников. Задача развития певческих, музыкально-ритмических навыков может быть включена в программу не только художественно-эстетического, но и физического воспитания, поскольку пение, по мнению врачей, лучшая дыхательная гимнастика, а выполнение музыкально-ритмических движений подразумевает воспитание физических качеств, выработку правильной осанки. Задачи развития внимания, восприятия, памяти, воображения, а также умения сравнивать, анализировать, обобщать в процессе музыкальной деятельности, безусловно, должны вписываться в программу умственного воспитания детей. Развитие творческих способностей в музыкально-художественной деятельности, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства - основа программы художественно-эстетического воспитания. В результате осознания тесной взаимосвязи задач музыкального и общего развития ребенка появляется понимание взаимосвязи деятельности воспитателя и музыкального руководителя.
Успешное и планомерное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя детского сада в осуществлении задач музыкально-художественного воспитания дошкольников позволяет добиться цели и задач, поставленных программой в образовательной области «Художественно- эстетического развития», сформировать предусмотренные программой умения и навыки (восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения, в полной мере развить соответствующие возрасту интегративные качества каждого ребёнка.
В связи с обозначенной в моём выступлении темой, в нашем детском саду хотела бы поблагодарить педагогов за неравнодушие, любовь к детям, за взаимопонимание и поддержку. Замечательно, что многие педагоги осознают что мы делаем общее дело и каждый по мере своего педагогического мастерства вкладывает в детей свою душу, силы и стремления сердца. И работают в тесном взаимодействии с музыкальными руководителями, используя музыку и на своих занятиях.
Спасибо, что помогаете нам и корректируете наши действия, ведь от этого лучше прежде всего детям.
Но хочу обратиться к тому,что волнует меня как музыкального руководителя в нашем детском саду.
Я считаю неправильным превращать музыкальное воспитание в детском саду в процесс нескончаемой подготовки к концертным выступлениям, к достижению высокого качественного результата путём усиленных репетиций, муштры, лишения детей соблюдения режимных моментов. Гораздо более важным является развитие музыкальных способностей детей, их раскрепощение. На результат больше работают такие учреждения, как музыкальная школа, Центр детского творчества, различные кружки. Цель музыкального воспитания в детском саду не воспитать из ребёнка танцора, музыканта, певца, а дать толчок его способностям, помочь определиться ему в его в дальнейшей уже школьной жизни. Отрадно, когда наши дети,раскрывшиеся в детском саду поступают в музыкальную школу или находят себя в школьном коллективе, выступают на сцене Дома Культуры.
Поэтому, если даже наши дети на праздниках в детском саду танцуют не идеально, поют не совсем стройно, играют с ошибками, я думаю в это нет ничего страшного, ведь желание творчески заниматься музыкальной деятельностью ценнее.
Это о качестве.
Если говорить о количестве, то я вас заверяю в мире музыки столько ещё интересного, неизвестного детям, что думаю не стоит дублировать нам такие праздники, которые ещё захватят наших детей в будущем. Например, День матери, который отмечает школа, концерт для ветеранов, День смеха и т. д. Лучше,я думаю, чаще показывать малышам творчество старших детей в виде концертов, знакомить в различных формах с музыкальными инструментами, русским народным творчеством, композиторами,приобщать к театрализованной деятельности. И ещё….
Сегодня практически для каждого родителя доступны видеоматериалы утренников, развлечений, проводимых в других детских садах любого уголка нашей страны. И они хотят видеть подобное и в нашем саду, не учитывая,что у каждого детского сада свои условия, своя специфика и свои возможности. Я в своей работе часто стала обращаться к ресурсам интернета. Хочу сказать, что с одной стороны не всегда вижу примеры для подражания, а с другой наоборот вижу работу дополнительных педагогов, таких как педагог по театрализованной деятельности, педагог- хореограф, которых в нашем детском саду нет.
Схожие материалы печатают и в журнале «Музыкальный руководитель»
Вот здесь важна общая позиция воспитателей и музыкальных руководителей, чтобы воспитатели доверяли мнению музыкальных руководителей и работа шла согласованная, а не в разрез друг другу. Только взаимопонимание и доверие принесут нам плоды в виде открытия талантов у детей, пробуждению у них любви к музыке и музыкальной деятельности.