Любовь Изотова
Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя в процессе физкультурно-оздоровительной работы
▼ Скачать + Заказать документы
Изотова Любовь Григорьевна, инструктор по физической культуре, Московская область, Серпуховский район, МДОУ Липицкий детский сад комбинированного вида «Колосок»;
Кочетова Валентина Михайловна, воспитатель, Московская область, Серпуховский район, МДОУ Липицкий детский сад комбинированного вида «Колосок»;
Публикация «Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя в процессе физкультурно-оздоровительной работы» размещена в разделах
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического, психического, социального здоровья, важная роль отводится дошкольному учреждению. Однако решение этой проблемы невозможно без слаженной работы инструктора по физической культуре и воспитателя. Самое главное – здоровый образ жизни должен стать нормой для взрослых и детей не на словах, а на деле. Его основными компонентами являются: правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма, развитие дыхательного аппарата, сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
Из своей практики заметила, что воспитатели редко принимают участия в физкультурных занятиях или досугах и в лучшем случае просто присутствуют на них, не проявляя интереса к происходящему, считая, что если в дошкольном учреждении есть инструктор, значит, воспитатели свободны от процесса физического воспитания. Заметила, многие просто не знают, что и как делать. Чтобы физкультурное занятие прошло эффективно, необходимы слаженные действия инструктора по физической культуре и воспитателя.
Как инструктор, организую и провожу физкультурные занятия в соответствии с программой. Хорошо если воспитатель приходит на занятие в физкультурной форме и выполняет упражнения в носках без обуви.
Задача воспитателя помогать мне как специалисту:
• осуществлять страховку
• контролировать качества выполнения упражнений
• проводить индивидуальную работу с ослабленными детьми
Типовое занятие по физической культуре делиться на три части: вводная часть, основная часть, заключительная часть, во время которых воспитатель принимает непосредственное участие.
Части НОД по физкультуре Действие воспитателя в процессе НОД по физкультуре
Вводная часть Воспитатель наблюдает за поведением детей, контролирует соблюдение дистанции во время движения
Основная часть Воспитатель участвует в оказании индивидуальной помощи детям по необходимости, помогает контролировать правильность выполнения общеразвивающих упражнений детьми.
Воспитатель помогает специалисту расставлять необходимый спортивный инвентарь для основных видов движений и убирает его после выполнения детьми упражнений.
Заключительная часть Воспитатель выражает свое мнение о том, как прошло мероприятие, кто из детей справился с заданием, что им было трудным.
Таблица №1 Действие воспитателя в процессе НОД по физкультуре.
Существуют разные способы организации детей во время проведения занятия: фронтальный, групповой, индивидуальный, круговой тренировки.
При фронтальном способе одинаковые для всех упражнения выполняются сразу всеми детьми, а инструктор и воспитатель следят за качеством выполнения упражнений, осанкой. Этот способ эффективен для достижения высокой плотности занятия и обеспечения большей активности детей.
При групповом способе организации дети распределяются на группы, каждая из которых выполняет свое задание. Инструктор по физической культуре занимается с одной группой, а воспитатель с другой. Этот способ требует от детей самостоятельности, сознательного и ответственного выполнения задания.
Индивидуальный способ заключается в выполнении отдельных упражнений каждым занимающимся самостоятельно. Это позволяет обратить внимание каждого ребенка на качество движения; значит, задача инструктора и воспитателя – помочь ему увидеть основные недостатки, а при необходимости – быть рядом с ребенком.
Применение метода круговой тренировки на занятиях физической культурой дает возможность задать правильную физическую нагрузку на все группы мышц, позволяет обеспечить высокую моторную плотность, развивает общую и силовую выносливость, совершенствует дыхательную и сердечно-сосудистую системы. При организации данного метода, воспитатель и инструктор, делят «станции» между собой и следим за качеством выполнения упражнений.
Во время проведения подвижных игр воспитатель, как и инструктор, должен знать игру, выучить с детьми слова, заранее обговорить правила игры.
Участие воспитателя в подвижных играх и игровых упражнениях повышает эмоциональный настрой детей, оказывает положительное влияние на уровень двигательной активности.
По окончании занятия при подведении инструктором итогов, воспитатель может выразить свое мнение, дать характеристику: как прошло занятие, кто из детей понравился и почему, что сегодня детям не удалось.
В зимний период времени, когда идет обучение детей ходьбе на лыжах, особенно необходимо взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя.
Вначале важны такие навыки, как умение нести лыжи, раскладывать их на снегу, одевать и снимать их, закреплять ботинки в креплениях. Поэтому первые движения ребенка – постоять на лыжах, присесть, поочередно поднять одну и другую ногу с лыжей, поставить на снег, попытаться пройти ступающим шагом – особенно сложный для ребенка процесс, требующий помощи взрослого, инструктора по физической культуре и воспитателя. Помимо этого дети овладевают ходьбой на лыжах скользящим шагом, повороты на месте и в движении, подъем на горку лесенкой, спуск с нее в низкой стойке, ходьба на длинную дистанцию.
При освоении основных умений в ходьбе на лыжах дети делятся на две полгруппы: первая с инструктором идет на дистанцию, выполняют спуск с горы или подъем в гору, отрабатывают лыжные шаги (скользящий, ступающий, одношажный, широкий, вторая подгруппа с воспитателем выполняют другие спортивные упражнения: катание на санках, катание по ледяным дорожкам, играют в подвижные и спортивные игры.
Все, что делают воспитанники на занятиях, воспитатель обязательно закрепляет с ними в повседневной жизни при проведении индивидуальной работы, которая проводиться в часы игр и прогулок с одним ребенком или с небольшой группой детей.
Следуя рекомендациям инструктора, воспитатель организует индивидуальную работу с детьми, отстающими в усвоении программного материала, активизирует малоподвижных и ослабленных детей.
Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, воспитатель в тесном контакте с инструктором организует в группах и на участке развивающую двигательную среду, учитывая возрастные особенности детей и их интересы.
При организации физкультурных досугов, праздников, дней здоровья и т. д. воспитатель – незаменимый помощник для инструктора по физической культуре. Процесс подготовки к празднику сплачивает детей и педагогов единством цели и общими задачами.
Подготовка к празднику – это составление сценария, распределение ролей и обязанностей между участниками, подбор музыкального сопровождения, оформление площадки или зала, подготовка спортивной формы, эмблем, приглашений и т. д.
Большую роль в оздоровлении детей играют прогулки и походы. Данную работу проводят, как инструктор, так и воспитатель. Инструктор заранее готовится к проведению похода, совместно с воспитателем разрабатывают его план и маршрут, предусматривая места для отдыха и игр, подготавливают инвентарь.
Формирование здорового образа жизни дошкольника будет успешным при непрерывном и комплексном взаимодействии инструктора по физической культуре и воспитателя детского сада.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Анисимова Т. Г, Савинова Е. Б Физическое развитие детей 5 -7 лет // Волгоград: Учитель, 2009г.
2. Байкова, Г. Ю, Моргачева, В. А. Реализация образовательной области «Физическое развитие» ]// Волгоград: Учитель, 2015г.
3. Горбатенко, О. Ф, Кардаильская, Т. А. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ // Волгоград : Учитель, 2008г
4. Синягина Н. Ю Как сохранить и укрепить здоровье детей // Владос, 2004г.
5. Яковлева Л. В, Юдина Р. А Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет Владос, 2003г.