Карина Кондратьева
Взаимодействие ДОУ с родителями (законными представителями) воспитанников в рамках ФОП ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
«Взаимодействие ДОУ с родителями (законными представителями) воспитанников в рамках ФОП ДО».
Изучение темы способствует повышению эффективности взаимодействия ДОУ с семьей.
Проблема взаимодействия педагогов и родителей сохраняет актуальность на протяжении многих десятилетий. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования) заставляет искать новые формы взаимодействия. Сегодня перед профессиональным сообществом снова стоит вопрос: какова функция воспитателя по отношению к родителям? Кто он: консультант, наставник, партнер или просветитель? Ответ на этот вопрос дают нормативные правовые акты. Закон определяет права родителей в вопросах образования детей, а ФГОС ДО и ФОП ДО конкретизируют содержание, формы и задачи взаимодействия педагогов с семьями.
Публикация «Взаимодействие ДОУ с родителями (законными представителями) воспитанников в рамках ФОП ДО» размещена в разделах
Слайд 2
Цель работы: Донести до педагогического коллектива новые требования ФОП по взаимодействию ДОУ с семьей
Задачи: Раскрыть направления и формы взаимодействия ДОУ с семьей
Целевая аудитория: Педагогический коллектив ДОУ
Слайд 3
Федеральная Образовательная Программа Дошкольного Образования (ФОП ДО) – это фундаментальный документ, определяющий основы дошкольного образования. Который определяет основные принципы и цели дошкольного образования, направленные на гармоничное физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие детей. Она нацелена не только на подготовку детей к школе, но и на формирование гармоничных личностей, способных успешно функционировать в обществе. В рамках этой программы, взаимодействие с родителями становится ключевым фактором обеспечения качественного образовательного процесса и личностного развития детей.
Слайд 4
Проблемы взаимодействия семьи и детского сада
- пассивность родителей, безразличное отношение к своему ребенку,
- чрезмерная занятость родителей,
- нежелание идти на контакт,
- нежелание восприятия информации, идущей от воспитателя
- говорят, обращаются, но не слышат, друг друга, не откликаются
- требуют ответственности от другого, но желают снять ответственность с себя
В сфере дошкольного образования возникла ситуация, когда работа с семьей не стала давать прежних положительных результатов, поскольку прежние способы работы морально устарели и не стали действовать в новых условиях информационного общества.
Слайд 5
ФОП ДО предусматривает три направления взаимодействия с родителями детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов.
• Диагностико-аналитическое направление.
• Просветительское направление.
• Консультационное направление.
Слайд 6
Диагностико-аналитическое направление. Педагогическая деятельность всегда строится на диагностической основе. Процесс взаимодействия с родителями также нуждается в диагностическом подходе, так как в каждой семье своя воспитательная практика.
Среди родителей воспитанников всегда найдутся зрелые, осознанные, компетентные и ответственные. Встречаются и такие семьи, которые выстраивают процесс воспитания ребенка ситуативно и интуитивно. Им не хватает информации, опыта, готовности быть ответственным и осознанным родителем. Могут быть в группе и негативно настроенные родители, и чрезмерно профессионально занятые, и семьи с устойчивой и не всегда верной позицией воспитания.
Информация о каждой семье, понимание ее взглядов на воспитание и установок поможет педагогу выстроить взаимодействие, оказать адресную помощь и поддержку родителям.
Диагностико-аналитическое направление позволяет всегда иметь обратную связь от родителей. Способы получить информацию могут быть разные. В начале года педагоги должны продумать, какие опросы и анкетирование они проведут, составить удобные для ответов и обработки вопросники. Важно выбрать оптимальное количество опросных форм, чтобы не вызвать раздражение у родителей.
Всегда следует помнить, что опрос проводится не ради самого опроса. Его цель – повысить эффективность взаимодействия с родителями. После сбора информации необходимо показать родителям, что изменилось в лучшую сторону.
( Способы получить информацию: опросы, анкетирование, беседы, социологические срезы, дни или недели открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей и пр., «Телефоны доверия», «Почтовые ящики», «Книги отзывов», Индивидуальные блокноты.)
Слайд 7
Просветительское направление. Идея просвещения родителей насчитывает более ста лет, а педагог всегда был наделен просветительской функцией. Его воспринимали как носителя достоверных знаний – того, кто поможет разобраться в сложных вопросах. Сегодня просвещение – уже не просто трансляция информации от педагога к родителю. Это эффективное средство государственной поддержи семьи, помощи в становлении осознанного и компетентного родительства.
Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ определяет просветительскую деятельность как «деятельность вне рамок образовательных программ, деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». Регулирует ее постановление Правительства от 01.07.2022 № 1195 «Об утверждении Правил осуществления просветительской деятельности».
Педагоги вправе сами выбирать формы просветительской деятельности. Они зависят от содержания, готовности педагога и родителей к интерактивному взаимодействию, индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, их потребностей и интересов, образовательных задач, возможностей.
Самые востребованные среди родителей – краткие форматы общения. Они предпочитают получать информацию с помощью цифровых технологий, сети Интернет, соцсетей. Педагоги при этом должны уделять большое внимание «обратной связи», учитывать образовательные потребности родителей, анализировать их воспитательную деятельность, вовлекать в диалог. Общение должно быть персонифицировано, иначе просветительская деятельность будет формальной.
Педагоги должны понимать, что информирование родителей по различным вопросам здоровья, воспитания, образования детей – только одна составляющая просветительской деятельности. Гораздо важнее помочь им осознать собственную воспитательную практику, увидеть ее сильные и слабые стороны, получить «банк» методов и приемов решения задач воспитания в семье, приобрести положительный опыт и обратную связь.
( Формы просветительской деятельности: - информирование по вопросам развития, оздоровления, воспитания и обучения детей : родительское собрание, лектории, индивидуальное и групповое консультирование, родительские конференции, устный педагогический журнал, беседы, дни открытых дверей, круглые столы. Библиотеки педагогической литературы для родителей, фотовыставки, информационные стенды и папки, выпуск мини-газет, буклеты и памятки и др. Ведение сайта ДОО, переписка по электронной почте, создание групп в сервисах по обмену сообщениями. – Формирование у родителей практического опыта педагогических действий: мастер-классы и мастерские, практикумы, тренинги, деловые игры. Работа с интерактивными плакатами. Создание тематических аудиозаписей и видеороликов на психолого-педагогическую тематику, электронных книг для родителей и детей.)
Слайд 8
Консультационное направление. Консультирование – один из традиционных инструментов профессиональной деятельности педагогов, психологов, логопедов, дефектологов, социальных педагогов и других специалистов. С открытием консультационных центров в консультировании появились новые акценты. Педагоги ближе узнают жизнь семьи и оказывают помощь там, где она больше всего нужна. Родители начинают серьезно присматриваться к детям, задумываться над их воспитанием, а главное – убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.
Слайд 9
Понимание законов развития семьи как самостоятельной системы
Первым и, возможно, самым важным аспектом успешной работы с родителями в контексте ФОП ДО является глубокое понимание того, что семья – это сложная, динамичная система. Она подвержена изменениям со временем, и каждая семья имеет свои уникальные особенности. Педагоги и специалисты должны учесть этот контекст и работать с родителями, учитывая их собственные потребности, ценности и ожидания.
Грамотное планирование работы, учитывая возрастные особенности детей
Вторым ключевым аспектом является грамотное планирование образовательной работы, учитывая возрастные особенности детей. ФОП ДО предусматривает специфические цели и задачи для различных возрастных групп дошкольников. Это означает, что образовательные методы и подходы должны быть адаптированы к конкретным потребностям детей в зависимости от их возраста и уровня развития. Дети на разных этапах своего развития нуждаются в разной поддержке и воспитании. Педагоги и специалисты должны знать, какие задачи стоят перед детьми определенного возраста, и вместе с родителями разрабатывать подходящие стратегии.
Использование активных форм работы, включая родителей в процесс
Третьим секретом успешной работы является использование активных форм взаимодействия, включающих родителей в образовательный процесс. Это может включать в себя организацию родительских мастер-классов, семинаров, педагогических совещаний и других мероприятий, на которых родители могут учиться, обсуждать вопросы воспитания и развития детей, а также активно участвовать в жизни дошкольного учреждения.
Проявление психологической грамотности и предотвращение конфликтных ситуаций
Четвертым секретом успешной работы с родителями – это проявление психологической грамотности и умение предотвращать и разрешать конфликтные ситуации. В процессе взаимодействия могут возникать разногласия и непонимание. Педагоги и специалисты должны быть готовы к адекватной реакции, проявлять эмпатию и умение слушать родителей, а также уметь находить конструктивные решения для разрешения конфликтов.
Слайд 10
Задачи взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников :
-обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, развития и образования, охраны и укрепления здоровья
-оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития
-объединение усилия педагогов и семьи по воспитанию дошкольников посредством совместных мероприятий
-создание возможностей для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией программы
Слайд 11
Формат взаимодействия с родителями заключается в следующем: родители и воспитатели не «заказчик» и «исполнитель», а коллеги и партнеры, у которых общая задача — воспитание ребенка, при этом воспитатель, как профессионал, занимает экспертную позицию, а родитель прислушивается к мнению воспитателя и содействует ему по мере сил. Формы взаимодействия с родителями в рамках решения поставленных задач:
-тестирование, опрос, анкетирование, интервьюирование
-информационные стенды; консультации, беседы, рекомендации
-онлайн информирование на сайте, госпаблике ВК
-семинары – практикумы, «круглые столы» и пр
-образовательные проекты
-открытые просмотры мероприятий с участием детей
-совместные досуги, праздники, концерты и пр
-творческие выставки, вернисажи
-конкурсы, акции, флешмобы
-экспозиции семейных коллекций, традиций
-участие в работе коллегиальных органов
-родительские собрания
Слайд 12
Планируемые результаты сотрудничества с семьями воспитанников
-сформированность у родителей представлений о сфере педагогической деятельности
-владение родителями практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста
-формирование устойчивого интереса родителей к активному включению в общественную деятельность
Слайд 13
Заключение
Взаимодействие с родителями в рамках Федеральной Образовательной Программы Дошкольного Образования – это неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на достижение наилучших результатов для детей. Понимание особенностей семей, грамотное планирование, активное вовлечение родителей и умение управлять конфликтами позволяют создать партнерские отношения, способствующие всестороннему развитию детей и их успешному старту в школе и жизни в целом.
Важным моментом в предупреждении проблемных ситуаций является установление личного контакта педагога с родителями, ежедневное информирование о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителей желание получить ее из других источников, например, от других родителей, от детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к конфликтной ситуации.
Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно избегать формализма. Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношения в семье своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.