Ирина Баранова
Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Семья и дошкольное учреждение-два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка также нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признаётся особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания – влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребёнка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно родители, их личностные качества, во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, что родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга, насколько едины и последовательны они в процессе воспитания и обучения детей.
Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Учитывая тему нашей квалификационной работы необходимо обратиться к программному обеспечению данной проблемы. Наш детский сад работает по программе «Радуга», которая не ориентирует на постоянное сотрудничество с родителями по всем разделам. А методы и формы взаимодействия с родителями лучше всего описаны в разделах «Формирование привычки к здоровому образу жизни» и «Физическая культура». В то же время программа «Истоки» предлагает педагогу использовать разнообразные формы и методы сотрудничества. Если обратиться к программам обеспечению данного вопроса, то мы увидим содержание и задачи экологического образования дошкольников определены в разных комплексных программах, а более детальное их раскрытие. В парциональные программах по экологическому образованию. Основная цель экологического образования детей дошкольного возраста-формирование у них первоначальных основ экологической культуры; умения осознавать свои действия, поступки, прогнозировать свои действия, поступки, прогнозировать результаты своей деятельности.
Семья-важная жизненная цепочка, в которой экологические знания, приобретенные ребенком в детском саду, его первые представления о природе и окружающей среде объединяются с практикой повседневной жизни. Многие исследователями прошлого и современности говорят об уникальности семьи как одного из социальных институтов. Это её особенность связана с имеющимися для выполнения основной функции - рождения и воспитания детей. По мнению многих авторов, семья-самый первый и наиболее долго действующий фактор, формирующий личность ребёнка. Влияние на него всех остальных общностей, социальных институтов лишь корректирует семейное воспитание. Ведь именно в семье перед ребёнком впервые открываются двери в огромный и удивительный мир. И от семьи во многом зависит, каким этот мир будет восприниматься ребё нком: интересным, волнующим, несущим открытия и позитивные эмоции или чужим и враждебным. В семье заложен огромный воспитательный потенциал. Современные родители, с одной стороны, довольно образованные люди, а с другой они мало информированы по вопросам педагогики, психологии, физиологии и других областей знаний. Поэтому семья в своей воспитательной деятельности нуждается в помощи. Анализ психолого-педагогической литературы показывает: педагогическая наука и практика на протяжении многих лет осуществляют поиск разнообразных форм и методов взаимодействия детского сада с семьёй.
Е. А. Аркин (1873-1948) отмечал, что всё лучшее, что получает ребёнок в семье, надо сделать достоянием детского сада, а всё лучшее, что приобретает в детском саду, должно находить продолжение и опору в условиях семьи.
Содержание сотрудничества семьи и детского сада определяется «Руководством для воспитателя детского сада» (1945) и «Уставом детского сада»(1945). В этих документах было сказано о том, что детский сад должен служить примером правильного воспитания дошкольников и оказывать помощь родителям в воспитании детей в семье.
Однако, как отмечал В. А. Сухомлинский (1918-1980, дошкольные учреждения не могут заменить детям семью, отца и мать, являющихся главным воспитателями для ребёнка. МарковойТ. А. была организована лаборатория семейного воспитания, объединившая исследователей, занимающихся этими проблемами. Это было связанно с повышением требований к воспитанию, возрастанием общей культуры семьи, необходимостью использования её педагогического потенциала и налаживания функции профессионального совершенствования. При этом Т. А. Маркова отмечала, что работником дошкольного учреждения принадлежит ведущая роль в организации содержательного общения с родителями и другими членами семьи, но эта роль успешно осуществляется лишь при хорошем знании особенностей семьи и создании педагогических условий для воспитания и обучения в ней детей. Считалось, если родители обладают определённой педагогической культурой, психолого-педагогическими знаниями и умениями, желанием целенаправленно воспитывать детей, им удаётся это делать грамотно и успешно. В связи с этим Т. А. Маркова определила формы работы с родителями : доклады на общих родительских собраниях, тематические стенды. По её мнению, только единство семейного и общественного воспитания могло привести к должному воспитательному эффекту.
Таким образом, взаимодействие детского сада и родителей влияет на успешное развитие детей и в том числе на экологическое формирование культуры. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка также нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признаётся особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности.