Елена Крюкова
Взаимодействие ДОУ и родителей в рамках инновационного проекта
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время обозначается целый ряд проблем, как в семейном воспитании, так и во взаимодействии детского сада и семьи.
Для более эффективного взаимодействия ДОУ с родителями должна быть создана система педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его поступления в школу, учитывающая возрастные периоды развития детей и педагогическую компетенцию каждой семьи.
Публикация «Взаимодействие ДОУ и родителей в рамках инновационного проекта» размещена в разделах
С целью решения вышеперечисленных проблем, для развития преимуществ и нивелирования недостатков этих двух воспитательных систем, мы разработали систему взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, включающую традиционные и инновационные формы работы с родителями.
Основной целью данного взаимодействия является создание единого пространства СЕМЬЯ – ДЕТСКИЙ САД, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, полезно, комфортно.
В нашем детском саду накоплен разнообразный опыт взаимодействия с семьями воспитанников. Педагоги постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребёнка, найти эффективные пути для реализации его потенциальных способностей и возможностей.
Многолетний опыт работы показывает, что только тщательное изучение семьи позволяет выстроить все этапы взаимодействия с родителями. В практике нашего дошкольного учреждения определены следующие этапы: информационный ( сбор информации о семьях воспитанников: анкетирование, наблюдение, посещение семьи на дому, аналитический (обсуждение и занесение информации в банк данных детского сада) и содержательный этап, который определяет направленность, тематику и формы работы с семьями воспитанников.
В детском саду проводятся формы взаимодействия, в которых участвуют все родители, но степень активности здесь весьма разная, хотя для нас важно само их участие в этих формах.
К ним относятся:
• Родительские собрания (общие и групповые).
• Родительские конференции.
• Дни открытых дверей.
• Ежедневный непосредственный контакт с родителями, во время приёма и ухода детей.
• Участие родителей в мероприятиях группы и детского сада (развлечения, конкурсы, утренники, спектакли и т. д.).
• Индивидуальная консультация.
• Ежеквартальное ознакомление родителей с достижениями ребенка и др.
Для более эффективной работы с родителями постарались расширить рамки нашего сотрудничества и организовали данное взаимодействие в неформальной обстановке с применением инновационных форм, к числу которых относятся:
• организация работы семейных клубов;
• Дни сотрудничества;
• организация встреч с родителями в форме дискуссионных качелей;
• Дни сотрудничества – традиция детского сада, организуем 2 раза в год.
Эта форма взаимодействия с родителями наиболее оптимальна в решении проблем воспитания и развития детей.
Все формы взаимодействия осуществлялись в рамках проектной деятельности.
Встречи за «круглым столом» расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. Темы встречи могут быть различными. Беседу начинают активисты – родители, затем в нее включаются воспитатели и остальные родители.
Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может заведующая или педагог. Цели таких встреч: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка; педагогическое просвещение родителей по их запросам.
В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми.
Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенный результат: они активно участвуют в жизни детского сада, стали верными помощниками воспитателей, а это является свидетельством того, что в детском саду наблюдается достаточно высокий уровень социально-психологической комфортности воспитательно-образовательной среды.