Татьяна Тимошкина
Взаимодействие ДОУ с семьей в рамках патриотического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, «что такое хорошо и что такое плохо».
Публикация «Взаимодействие ДОУ с семьей в рамках патриотического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
И. А. Ильин называет семью «первичным лоном человеческой культуры». В семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы.
В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.
В условиях кризисного общества, главными приоритетами же в воспитании ребенка являются его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности и процветания во взрослой самостоятельной жизни. И, к сожалению, давно уже забыты современной молодежью такие категории, как нравственность и духовность, которые в сознании человека занимают далеко не первые места.
Довольно часто мы говорим: «Дети – наше будущее». Но каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Следовательно, перед обществом стоит задача – создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.
И не стоит забывать, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям. Не случайно, мне хочется подчеркнуть слова академика Д. С. Лихачева, который в своем проекте «Декларация прав культуры» отмечал, что культура является определяющим условием реализации созидательного потенциала личности и общества, формой утверждения самобытности народа и основой душевного здоровья нации, гуманистическим ориентиром и критерием развития человека и цивилизации; вне культуры настоящее и будущее народов, этносов и государств лишается смысла.
Таким образом, ФГОС ДО дает, на мой взгляд, возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного, патриотического воспитания дошкольников.
В Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
И недаром из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. В требованиях к структуре образовательной программы ДО и ее объему раскрывается содержание программы, где сказано, что оно должно обеспечивать развитие личности и охватывать определенные направления развития и образования детей, так называемые, образовательные области.
Социально-коммуникативное развитие в свою очередь, направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Всем известно, что чувство Родины ….Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Исходя из вышесказанного, хочется отметить, что взаимодействие с родителями является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в нашем ДОУ.
Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности включает в себя:
• Повышение педагогической культуры родителей – один из самых действенных факторов их духовно-нравственного (патриотического) развития и воспитания.
• Содержание программ повышения педагогической культуры родителей должно отражать содержание основных направлений духовно-нравственного (патриотического) воспитания детей дошкольного возраста.
Такие формы сотрудничества с семьей как :
• анкетирование («Духовно-нравственное воспитание ребенка в семье»);
• родительские собрания («Формула нравственности»);
• папки-передвижки (Беседы о воспитании);
• выставки семейного творчества («Праздник Пасхи – день весны», «Кредо моей семьи»);
• совместные праздники помогают мне в достижении поставленных целей и задач.
В рамках цикла просветительных мероприятий, например, в группах, создаются рубрики «Духовно-нравственные традиции» в родительских уголках с целью сопровождения семейного духовно-нравственного воспитания и ознакомления родителей с традициями православного воспитания.
Все организованные праздники (традиционные «Рождество» и «Пасха», «День рождения книжки», «День защитника отечества!», «День Матери», «День Победы!») не обходятся без содействия родителей, дедушек, бабушек воспитанников, которые являются и помощниками и активными участниками.
Довольно часто я провожу мастер-классы с родителями «Пасхальный сувенир», «Открытка для папы», «Нарисуй поздравление дедушке».
При рассматривании вопросов патриотического воспитания следует исходить из того, что не только каждый народ имеет свою уникальность, неповторимую культуру, но и каждый регион, область, город, деревня имеет свои особенности и свою историческую культуру, тесно связанную с традициями и обычаями данной местности. Поэтому с этой целью родителями с детьми разрабатывались долгосрочные и краткосрочные проекты такие как «Моя семья», «Генеалогическое дерево», «Традиции нашей семьи», «История родного края». Данные проекты были представлены на конкурсе «Лучший проект по патриотическому воспитанию».
Очень интересно проходят в нашем саду встречи с интересными людьми – участниками военных действий в Чеченской республике, офицерами запаса, священнослужителями и т. д. На этих встречах присутствуют родители. Целью таких мероприятий является:
формирование начал патриотизма и гражданственности;
формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;
формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
понимание своих национальных особенностей;
уважение к представителям других национальностей.
В целям повышения образовательной и педагогической культуры родителей и на родительские собрания приглашались известные люди. Ковалева Татьяна Михайловна – заслуженный работник культуры РФ и РМ, член Союза журналистов России, председатель Саранского городского Общества инвалидов и ветеранов СМИ прочитала лекцию молодым родителям на тему: «Воспитание патриотических чувств у маленького гражданина. Первый воспитатель ребенка – мама, семья».
В заключении, мне хочется вспомнить слова святителя Иоанна Златоуста: «Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который радуются Бог и люди».
Так давайте же, мы педагоги и родители, поможем создать образ патриота нашей страны в сердцах наших детей, за который нам не будет стыдно спустя много лет!
Литература:
1. Ильин И. А. Путь духовного обновления //Ильин И. А. \ Путь к очевидности. - М. : 1993, С. 199 -241.
2. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников : Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.
3. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. : ЦГЛ, 2005. - 256 с.
4. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей : содерж., методики, новые формы. Потаповская, О. // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1.
5. Программа дошкольного образования и воспитания «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» /Под ред. О. Л. Князевой. - М. : Сфера, 2004.- 86с.