Татьяна Казанцева
Взаимодействие детского сада и семьи в рамках программы «Миры детства: конструирование возможностей»
▼ Скачать
Наша цивилизация развивается благодаря появлению новых идей. Но как воспитать человека, чтобы он смог решать нестандартные жизненные задачи, преодолеть традиции и стереотипы?
В соответствии с требованиями Стандарта, образовательная деятельность должна строиться таким образом, чтобы ребенок становился субъектом собственной активности, чтобы его целенаправленная и осознанная деятельность служила основным средством его собственного развития. Это подразумевает внедрение инновационных форм осуществления образовательного процесса, пересмотр отношений взрослый – ребенок. То есть работа должна быть направлена на партнерскую деятельность. Это и включенность педагога наравне с детьми, и добровольное присоединение детей к деятельности, и свободное общение и перемещение детей во время деятельности, и открытый временной конец деятельности.
Публикация «Взаимодействие детского сада и семьи в рамках программы „Миры детства: конструирование возможностей“» размещена в разделах
Так же требованием Стандарта является иное, чем ранее, представление о содержании образования. В целом, оно сводится к освоению ребенком различных культурных практик, а не к приобретению конкретных знаний, умений и навыков.
Наш детский сад является базовой площадкой по внедрению программы «Миры детства – конструирование возможностей», неотъемлемой частью которой, является дидактическое пособие «Детский календарь». Это пособие разработано авторским коллективом под руководством кандидата педагогических наук, профессора кафедры дошкольной педагогики и психологии МГППУ Татьяны Николаевны Дороновой. Большая ценность такого пособия для взрослых и детей заключается в идее каждый день делать вместе что-либо доброе и полезное для себя и других. «Детский календарь» - это красочная книга в яркой обложке, содержащая «умные» страницы дел на каждый день. И дела эти могут совершаться только в совместной деятельности ребенка с родителями, что укрепляет и развивает детско-родительские отношения, настраивает ребенка на доверие, уважение к своим родителям, умелым и умным, на бережное отношение к продуктам своего труда, сделанным с любовью, в домашней обстановке.
Родители наших воспитанников с удовольствием дома день за днем выполняют интересные задания, осваивают новый материал. Значительная часть заданий, предназначенных для выполнения в семье, находит свое продолжение в совместной и самостоятельной деятельности в детском саду.
Так на страницах детского календаря дети познакомились со сказкой Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине», придя в детский сад их ожидало необычное игровое событие «Принцы и принцессы», организованное воспитателем по художественно-эстетическому развитию и педагогом-психологом.
Вначале дети оказались на занятие по продуктивной деятельности – «Короны для принцев и принцесс», на котором, выяснив кто такие коронованные особы, ребята с удовольствием изготовили для себя необычные головные уборы. В процессе занятия дети учились дорисовывать детали предмета, строить орнамент в полосе, учились видеть цветовые сочетания. Продолжали укреплять умения технических навыков работы с красками. Учились красиво размещать элементы декора (пуговицы, бисер, бусины, стразы) на композиционной основе. В полной мере проявляли самостоятельность, уверенность, инициативность. Совершенствовали мелкую моторику, развивали творческое мышление и познавательный интерес.
Так дети проявляли свою творческую активность и утверждали себя как созидатели. У них развивалась способность к целеполаганию и продолжительным волевым усилиям, направленным на достижение результата. Вместе с тем, они приобретали конкретные умения, связанные с процессом преобразования материала.
Затем группа отправилась на занятие к педагогу – психологу. Там им предложили нарядиться в коронованных особ, используя разнообразные, цветные накидки, всевозможные бусы, браслеты ну и конечно свои короны. Окунувшись в новый образ, дети с удовольствием участвовали в развивающих играх с использованием новых атрибутов.
В средней группе дети значительно преуспели в познании окружающего мира. Наиболее значимые для детей сведения, оставившие след в душе ребенка, вызывавшие вспышку интереса, рождают потребность их пережить. Совместная деятельность педагогов специалистов усилила погружение детей в заданную тему, чем обеспечила более красочный, насыщенный процесс образовательной деятельности. В комплексе решались разнообразные поставленные программные задачи, что способствовало всестороннему развитию ребят.
Таким образом, взаимодействие детского сада и семьи по индивидуализации образования и позитивной социализации детей выстраивается на определённом содержании и материале. Заботливые родители, воспитатели и специалисты используют материалы «Детского календаря» для формирования у ребенка позитивного отношения к самому себе, к окружающему миру, к людям. Родители знают и видят, что работа в детском саду тесно связана с заданиями из «Детского календаря», которыми они занимаются дома, тем самым мотивируя себя регулярно заниматься со своим ребенком.