Ольга Севостьянова
Взаимодействие детского сада и семьи в работе учителя-логопеда
В условиях современной действительности роль учителя-логопеда становится все более значимой. Это обусловлено тем, что отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии.
Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его успешной социальной адаптации.
Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. Это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.
Публикация «Взаимодействие детского сада и семьи в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие «взаимодействия с семьёй» нельзя путать с понятием «работа с родителями»; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Но и обязательно подразумевает контроль, или обратную связь.
Успех коррекционного обучения детей с нарушениями речи во многом зависит от того, как организованно взаимодействие учителя-логопеда с родителями, так как включение последних в процесс коррекции является необходимым условием полноценного речевого развития ребенка.
Закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения.
Задача учителя-логопеда - помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Работа учителя - логопеда с родителями определена как обязательная и является составной частью программы обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.
Успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Работу с родителями необходимо строить чередуя разные формы работы просветительской и практической направленности.
Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка, вооружить их способами коммуникации и доступными приемами коррекции; создать положительную мотивацию на преодоление речевого дефекта. Во-первых, родители являются авторитетом для своего ребенка, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если логопед, воспитатели и родители станут действовать согласованно.
Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
не ругать ребенка за неправильную речь;
ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной.
Родители в известной мере привыкают к речи детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. В связи с этим в ходе работы намечены цели :
1. Помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей.
2. Разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа.
3. Подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого в детском саду.
Непрерывная связь с родителями в коррекционном процессе осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной и наглядной форм работы.
Коллективную работу можно представить в нескольких видах:
Родительские собрания - это действенная форма общения логопеда с родителями. Именно на собраниях у логопеда есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами коррекции речи у детей; помочь родителям разобраться с трудностями, возникшими в процессе выполнения домашних заданий. Родительским собраниям уделяется особое внимание, тщательно готовится их проведение, анализируется каждое собрание. Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу.
Анкетирование - проводится не реже 2 раз в год – позволяет выявить реальные родительские запросы, строить работу с учетом трудностей, возникающих при общении с детьми, оказать им помощь.
«Мастер-класс». Очень полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению. Вначале эти занятия проводит сам учитель-логопед, а родители наблюдают, записывают игры, упражнения, видят пробелы в знаниях своих детей, учатся методам и приёмам работы. Затем привлекаем родителей к участию в занятиях вместе с детьми. Они обучаются приемам артикуляционной, пальчиковой гимнастики и самомассажу кистей рук.
Групповое консультирование. Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие речевые проблемы. Например: Межзубный сигматизм или горловое произнесение звука Р.
Индивидуальная работа имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями.
Индивидуальные практикумы позволяют обучить родителей эффективным методам домашней коррекции речи (артикуляционная гимнастика, коррекция звукопроизношения, упражнения для развития дыхания). Некоторые взрослые, которые не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности приходят на просмотр индивидуальных занятий учителя-логопеда. Родители обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.
Основной формой взаимодействия специалиста с родителями является тетрадь домашних заданий логопеда. Тетрадь заполняется учителем-логопедом, выдается родителям на выходные, чтобы закрепить знания, полученные в течение недели.
Данный вид работы является наиболее оптимальным способом взаимодействия с родителями. Родителям представляется возможность проследить динамику обучения ребенка. Родитель в полной мере становится участником коррекционного процесса, помогает ребенку в выполнении тех или иных заданий, знает на каком этапе обучения находится его ребенок, знает, что у ребенка не получается, а с чем он хорошо справляется. В свою очередь логопед имеет возможность оценить степень участия и желание родителей участвовать в коррекционном процессе по качеству выполняемых домашних заданий. Ведение домашних тетрадей напрямую оказывает влияние на результативность работы логопеда.
В силу особенностей организации рабочего времени учитель-логопед в большинстве случаев видит родителей эпизодически, а необходимость регулярного информирования родителей возникает постоянно. Поэтому в своей работе логопед использует также наглядные формы воздействия, в частности – оформление информационных стендов для родителей.
Как показывает опыт работы, данная форма работы имеет ряд положительных сторон.
Во-первых, удобство использования как родителями, так и логопедом. Родители могут получить интересующую их информация в удобное для себя время (например, утром или, наоборот, в вечернее время, когда забирают ребенка домой).
Во-вторых, весь материал, который логопед хочет сообщить родителям, преподносится в краткой, сжатой форме, в виде тезисов, резюме, составляется как памятка. Это облегчает восприятие родителями данной информации, позволяет сэкономить время для объяснения не всегда понятных для родителей терминов.
В-третьих, при оформлении родительского стенда логопед учитывает степень актуальности, значимости того или иного вопроса для родителей. Так первые памятки, которые можно предложить родителям, могут быть такими: “Как правильно заниматься с ребенком дома”, “Как правильно проводить артикуляционную и пальчиковую гимнастику” и т. д.
В-четвертых, небольшой объем информации позволяет обновлять стенд с определенной периодичностью (по мере необходимости или примерно один раз в неделю – десять дней). Обратная связь между логопедом и родителями может осуществляться через воспитателей, которые сообщают логопеду о наиболее часто задаваемых родителями или непонятных для них вопросах. Тем самым логопед может достаточно быстро отреагировать на возникшую проблему и устранить ее.
Кроме того, материал, преподносимый родителям, должен носить не только обучающий характер. Можно предложить родителям интересную статью, разнообразные анкеты, вопросники, тесты, которые могли бы помочь родителям лучше узнать некоторые особенности развития, характера своего ребенка, помогли определить взаимоотношения между взрослым и ребенком (например, анкеты “Понимаете ли вы своего ребенка?” “Готов ли ваш ребенок к школе?”, “Как правильно хвалить ребенка” и т. п.).
Оформление речевого уголка:
1. «Советы логопеда» - родителям даются практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например артикуляции.
2. «Домашняя игротека». Родители знакомятся с простыми, но очень интересными играми, игровыми упражнениями и заданиями, способствующими развитию речи ребенка, в которые могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: на кухне, по дороге в детский сад, в свободную минутку.
3. Экран звукопроизношения, показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков (это обозначается цветными символами). Они могут наглядно увидеть, какой звук ещё автоматизируется, а какой введён в речь.
4. Папка-передвижка представляет собой сменяемый 2-3 раза в месяц материал с практическими советами и рекомендациями учителя-логопеда.
Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный результат - это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Родители должны понимать, педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так возможно добиться положительных результатов. Только тесный контакт в работе логопеда и родителей способствует устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.