Наталия Осипова
Взаимодействие детского сада и родителей по формированию интереса детей к семейной истории
▼ Скачать + Заказать документы
Особую роль в формировании и развитии человека играют нравственные традиции, воспитание нравственных качеств личности. Нравственное взаимодействие на личность осуществляется и через трудовые традиции, вовлечение детей в трудовую деятельность. Фольклорные традиции народа, семьи отражают конкретные эталоны образцов поведения. Они несут в себе ценностно-ориентирующую информацию. Традиционные праздники служат средством приобщения детей к творческому наследию народа.
Публикация «Взаимодействие детского сада и родителей по формированию интереса детей к семейной истории» размещена в разделах
Развитие традиций может быть, рассмотрено как педагогический процесс, поскольку они выполняют воспитательные функции. Семейные традиции имеют место там, где есть для этого соответствующие условия, историческая среда и сообщество людей, связанных системой единых социальных норм и ценностей. Большая опасность для развития не только семейной, но и народной культуры состоит в «затухании» и забвении традиций. Искусственное воскрешение утраченных традиций невозможно, если исчезли объективные условия их функционирования или не сохранилась семейная преемственность, которая является смысловой основой понятия традиции, она- связующее звено между разными поколениями семей. Преемственность обнаруживается в передаче средств воспитания, в принципиальных подходах к функциональному назначению семьи, в признании воспитательного потенциала традиций как духовной ценности для передачи последующим поколениям.
Модель приобщения дошкольников к семейным традициям базируется на теоретико-методической основе (методологические подходы, концепции, идеи, принципы, имеет организационную структуру (цель, задачи, психологические теории, психологические особенности дошкольников, содержание семейного воспитания, особенности процесса приобщения дошкольников к семейным традициям и педагогические условия приобщениях включает диагностический компонент (критерии, показатели, уровни приобщения дошкольников к семейным традициям).
Традиции в педагогическом отношении представляют собой комплекс разнообразных методов и приемов, форм и средств взаимодействия на мировоззрение, интеллект, нравственность, чувства и волю людей. Функции традиций заключаются в формировании «образа семьи» у детей, обогащают представления о семье, семейном укладе, включают опыт эмоционального переживания семейных ситуаций, отражают способы взаимодействия с близкими людьми.
По утверждению О. А. Карабановой, «ребенок и родитель являются активными участниками детско-родительских отношений, цель которых – достижение согласованности и сотрудничества в решении задач совместной деятельности и обеспечении необходимых условий гармоничного развития ребенка». Однако, степень вовлеченности детей и родителей в детско- родительские отношения весьма слабая.
Детско-родительские отношения отличаются сложностью: дефицит общения, пренебрежение родительскими обязанностями, низкая психолого-педагогическая культура и т. д. Между тем, гуманистический характер детско-родительских отношений, сбалансированным укладом семьи и тактикой воспитания, эмоционально теплыми межпоколенными отношениями, своевременной полоролевой социализации ребенка. Во многих современных семьях за основу лучших традиций взяты следующие методы воспитания: методы формирования сознания личности (беседа, пример, организации деятельности и формирования опыта поведения (приучение, требование, стимулирования и мотивации деятельности и поведения (эмоциональное воздействие, поощрение). В большинстве современных семей сложился устойчивый набор социокультурных обычаев, как повторяющихся привычных способов поведения в определенной ситуации, регулирующих жизнедеятельность семьи. Сюда входят дни рождения, вручение подарков, общественно-государственные, народные праздники, способы организации быта и отдыха семьи. Наиболее эффективной в формировании у детей дошкольного возраста интереса к семейным традициям и обычаям является технология «Метод проектов», представляющая собой способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии взрослого и ребенка; способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Эта технология предполагает использование педагогом при проектировании и осуществлении образовательного процесса личностно ориентированного подхода и опирается на следующие принципы:
- принцип детоцентризма (в центре творческой деятельности находится воспитанник, который проявляет свою активность. У него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности);
- принцип кооперации (в процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие воспитанников с педагогом, с родителями и между собой);
- принцип опоры на субъектный опыт воспитанников (каждый, работая над проектом, имеет хорошие возможности применить уже имеющихся у него собственный опыт и знания);
- принцип учета индивидуальности воспитанников: их интересов, темпа работы, уровня обученности:
- принцип свободного выбора: темы проекта, подтемы, партнеров в работе над проектом, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов;
- принцип связи исследования с реальной жизнью (происходит соединение знаний и практических действий);
- принцип трудовой цели (легко достижимый результат не является для многих воспитанников мобилизующим фактором).
Технология «Метод проектов» позволяет сочетать интересы всех участников педагогического процесса:
- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своими профессиональным уровнем;
- родители вовлекаются в воспитательно-образовательный процесс образовательного учреждения и активно участвуют в значимом для них процессе нравственно- патриотического воспитания детей;
- деятельность детей организованна в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.
Участие в проектной деятельности дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменчивому миру. Одним из главных новообразований, которое приобретает ребенок – это исследовательские умения и навыки, применяемые в учебной деятельности в школе.
Говоря об общих подходах к структурированию проектов, выделяются следующие этапы:
1. Выбор темы проекта, его типа, количество участников. Продумывая название проекта, чтобы оно было звучным, ярким, используются пословицы, поговорки («секреты бабушкиного сундучка», «Праздники в семье»).
2. Определение возможных вариантов проблемы, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики.
3. Обозначение проблемы и выбор наиболее актуальной и посильной задачи на определенный отрезок времени.
4. Распределение задач по группам, обсуждение детального плана по достижению цели (к кому обратиться за помощью, какие предметы использовать, где найти информацию и др.)
5. Выполнение проекта – специально организованный и выполняемый во взаимодействии воспитатели – дети – родители комплекс действий, завершающий созданием творческого продукта.
6. Презентация результатов.
7. Последующее использование полученного результата и (или) расширение тематики при продолжении выполнения этого (или нового) проекта.
Работа с родителями по данному направлению способствует осознанию необходимости ознакомления детей с историей своей семей. Наблюдается заинтересованность родителей, проявление активности и собственной инициативы в формировании у детей интереса к семейным традициям и обычаям. Только совместное сотрудничество и заинтересованность педагогов, детей и родителей способствует зарождению основ патриотизма и обеспечению подрастающему поколению возможности сохранить и приумножить семейные ценности предыдущего поколения.
Список литературы
1. Арганаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей Дошкольное воспитание. 2002 №9 с. 52-58
2. Буре Р. С. Формирование нравственно - ценного поведения у дошкольников. Текст / Р. С. Буре//
3. Управление дошкольным образовательным учреждением. 2006-№7-С. 61-69
4. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004 №1 –С. 60-68
5. Карабанова О. А. психология семейных отношений и основы семейного консультирования : Учебное пособие – М. : Гардарики,2005-320с. ISBN5-8297-0189-8
6. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М. : Сфера, 2004 -112 с.
7. Космачева Н. В. Формирование нравственных ценностных ориентации в современных отечественных программах ДОУ Текст: сб. науч. ст. аспирантов и соискателей. Вып. IV./Н. В. Космачева; под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, -М. ,1995. –С. 13-25
8. Программа воспитания и обучения в дет. Саду Текст. / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, М. : Воспитание дошкольника, 2004.-2008 с.