Юлия Щербакова
Конспект интегрированного занятия «Птичек вызываю из теплого края»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Познакомить детей с обрядом встречи весны, с праздником Сретения и связанные с ним приметами. Учить детей из бумаги изготавливать витинанку. Закреплять умение ловко пользоваться трафаретом и ножницами. Развивать творчество, художественный вкус. Активизировать словарь детей словами: заклички, веснушка, обряд, крыша, сосулька, оберег. Воспитывать интерес к народным обычаям, любовь к природе и родной страны.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Птичек вызываю из теплого края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Материал. Стихотворные тексты, пословицы, приметы, атрибуты к подвижным играм «Подолянка», «Голубь». Для художественного труда: большой лист цветной бумаги, ножницы, клей, кисточка, салфетка, простой карандаш, трафарет.
подготовительная работа
1. Читання стихов о весне, птиц; легенды.
2. Заучування стихов, пословиц, примет.
3. Загадування загадок о природных явлениях.
4. Дидактични игры: «Когда это бывает?», «Кто где живет?», «Четвертый лишний», «Зиму или улетаю?».
5. Розглядання иллюстраций о явлениях природы.
6. Бесиды: «Что мы знаем о весне?», «Первые предвестники весны».
Ход занятия
Дети сидят свободно на ковре.
Воспитатель. Дети, сегодня у нас необычное занятие. Сегодня мы с вами будем встречать весну. Может кто-то из вас знает, какой сегодня праздник?
(Ответы детей).
Воспитатель. Сегодня праздник Сретения. В народе с древних времен Сретения считается праздником встречи зимы с весной. В этот день, по преданию, зима с весной борется: кто из них победит, тот и будет до конца месяца хозяйство. В феврале люди говорят: солнце идет на лето, а зима на мороз. Вот и спорят зима с весной.
Существует в народе интересный обычай связан с этим праздником. Перед праздником женщины выпекали обрядовое печенье в виде птичек - жаворонков. давали детям, чтобы отнесли в садик. Людям надоедала холодная, снежная, морозная зима, им хотелось тепла. Поэтому они верили, что птицы на своих крыльях приносят с далекого юга весну, прогоняя лютую зиму. Называли выпеченных птиц жаворонками, потому что существовала древняя легенда, что эта птичка родилась из солнечного жара. Она просыпается вместе с солнцем и своим серебряным голоском сообщает: «Уже весна пришла», а значит, пора выходить в поле пахать, сеять, чтобы осенью урожай собирать.
Дети, а как в народе о весне говорят?
Дети.
• Весна ленивого не любит.
• Весенний день год кормит.
• Кто весной сидит на печи, то зимой не ест пирожки.
• Весна днем красна.
• Весна красна цветами, а осень плодами.
Воспитатель. А какие народные приметы связанные с этим праздником?
Дети вспоминают.
• Если на Сретение петух воды под порогом напьется, то в мае ВИЧ напасеться.
• Когда на Сретение капает с крыш, то так в июле капать мед.
• Если сосульки на крыше длинные, то лето будет дождливым, а если короткие, то лето будет сухим, погожим.
Воспитатель. Дети выбегали из птичками улицу, весело прыгали, подбрасывали их вверх пели или говорили.
Ребенок.
птичек вызываю
Из теплого края :
Летите, соловьи,
По нашему землицу!
Спешите, ласточки,
Пасты буренки!
Воспитатель. Давайте с вами повторим этот стишок - заклички.
(Дети вместе с воспитателем повторяют заклички).
А еще пели весенние песни, веснянки, гаивки, которые славили весну-красную, плодородную землю и весеннюю труд, воспевали родную природу, призывали весну и прогоняли суровую зиму.
А сейчас, дети, отдохнем немного и поиграем в игру «Подоляночка».
Игра «Подоляночка».
Воспитатель. Люди верили, что птицы жаворонки несут на своих крыльях золотые ключи, которыми закрывают холод, зиму и отключают лето:
Ребенок.
Не один же я вышел -
Даждьбог послал Меня.
В правую ручку
Ключик выдал.
С правой рученьки
Лето открывать,
С левой рученьки
Зиму запирать.
Воспитатель. Чтобы идти нам весну встречать, нужно тоже птиц мать. Мы с вами их изготовим из бумаги путем витинання. Но прежде, чем мы будем работать, я хочу вам рассказать еще один обычай. Я о нем узнала от своей бабушки.
На сретение люди шли в церковь и святили свечу, которую потом называли сретенской и хранили целый год. Когда была страшная непогода - буря, гром, молния, то зажигали эту свечу. Я зажгу тоже свечу. Пусть она защитит нас всех и наш край, нашу родную землю от беды. Свеча будет гореть, а мы с вами будем из бумаги вырезать птиц. Вот таких.
(Дети рассматривают птиц, делится впечатлениями)
Далее предлагаю детям сесть за столы и рассмотреть подготовленный к работе материал.
Затем предлагаю послушать о процессе вышивки птицы. Сначала нужно лист бумаги сложить пополам. С помощью трафарета нарисовать контур птички, так, чтобы низ птички лежал на линии сгиба. Далее вырезать птичку по контуру, не разворачивая отогнуть голову, крылья, хвост в одну сторону, а на линиях сгиба сделать витинанку. После чего склеивается голова, а туловище, крылья и хвост разворачиваются. Птичка готова. Такие птички можно дарить родным к счастью. Они будут оберегами от всего злого, если такую птичку подвесить в доме. С помощью вопросов повторяется процесс изготовления птички. Дети работают. Воспитатель помогает. После окончания работы, дети с птичками, вместе с воспитателем идут на улицу. На улице подбрасывают птиц и рассказывают ранее изученные зазывалок, веснушки «Благослови мать», «Выйди, выйди солнышко», «Птичек вызываю». Занятия завершается подвижной игрой «Голубь».