Ольга Грунтова
Организация образовательной деятельности детей на прогулках в соответствии с ОП
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: объединить усилия коллектива для повышения уровня организации прогулок.
Задачи:
• Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей;
• Повышать методический уровень педагогов по организации прогулок;
• Способствовать творческому поиску.
Организация и проведение прогулки – сложнейший вид педагогической деятельности. Во время пребывания на площадке детского сада не только восполняется потребность дошкольников в подвижных играх, но и реализуется комплекс задач разностороннего развития. Согласно требованиям СанПин, воспитанники должны проводить на свежем воздухе 3-4 часа ежедневно (за исключением тех дней, когда погодные условия сокращают время прогулки). Пребывание на улице является здоровьесберегающим видом деятельности : смена обстановки способствует улучшению эмоционального фона детей, служит профилактикой переутомляемости. Прогулка – один из лучших видов досуга, во время которого активизируются защитные функции организма, происходит закаливание.
Публикация «Организация образовательной деятельности детей на прогулках в соответствии с ОП» размещена в разделах
Слайд 2
Структура прогулки складывается из 5 компонентов:
Наблюдение;
Игры;
Индивидуальная работа;
Трудовая деятельность;
Самостоятельная деятельность. –
На каждый пункт приходится от 7 до 15 минут, в зимнее время длительность сокращается.
1) Наблюдение:
Слайд 3
В технологической карте прогулок наблюдение несёт основную образовательную нагрузку. При неблагоприятных погодных условиях прогулка заменяется наблюдением природных явлений через окно, двигательный режим реализуется в помещении.
Слайд 4
Наблюдение на прогулке в младшей группе детского сада является неотъемлемой частью образовательного и воспитательного процесса. Этот метод познания приносит много пользы. Он расширяет их представления о мире, помогает развить речь и мышление, а также наблюдательность. В качестве объекта может выступать работа дворника, проезжающий мимо транспорт, сезонная одежда, погодные изменения.
Для младших групп рекомендуется распознающее наблюдение. Перед встречей с объектом, проводят подготовительную работу. Если в качестве объекта выбрана бабочка, то сначала рассматривают картинки, рисуют насекомое, читают художественное произведение. Воспитанники должны получить общее представление о бабочке. Работа проводится планомерно и постепенно, с выявлением новых признаков объекта. Заканчивается наблюдение обобщением знаний, подведением итогов. Результат: малыши научились распознавать объект, различать его от других. (Привожу свой пример о признаках осени.) – (Слайд 5)
Нам необходимо учитывать, что знакомство с природными явлениями и временными изменениями — это не просто изложение информации детям для ее запоминания, а активные действия ребенка с этой информацией, его личный жизненный опыт. Поэтому в прогулку необходимо включать занимательные материалы для детей : опыты, наблюдения и эксперименты, решение логических задач, ответы на проблемные вопросы. Следует научиться видеть взаимосвязи в окружающем мире. Главное – чтобы дошкольникам было интересно, чтобы он не просто слушал и запоминал, а сам думал, размышлял, задавал вопросы. Например, «Летом – серый, зимой – белый», - эту загадку знают все дети и взрослые. А почему же зайчик к зиме белеет? Ответ на этот вопрос даже трехлетний ребенок может найти сам, если показать ему один очень простой и интересный опыт. Вырезаем силуэты зайчиков из белого и серого картона. На улице на снегу раскладываем эти два силуэта, интересуемся у ребят, зайца какого цвета не будет видно в лесу зимой? Делаем выводы с детьми. (Слайд 6)
2) Игры:
А теперь, уважаемые воспитатели, скажите, в какие игры можно играть на прогулке?
Игры могут быть: - подвижные; - малой подвижности; - дидактические; - словесные; - игры-эстафеты; - спортивные; - творческие; - игры с водой, песком и ветром и т. д. (Слайд 7) Далее рассказываю о своих примерах игр с детьми младшего возраста после наблюдения за деревом и кустарником. (Слайд 8).
А теперь попробуем сыграть с вами в игру. (Вызывается 4 человека) После чего воспитатели должны определить, какая это была игра и какова ее цель?
Инструкция: Постройте, используя всех игроков, следующие фигуры:
• Квадрат;
• Треугольник;
• Букву;
• Птичий косяк.
Основная цель данной игры – сплочение коллектива, учить детей действовать сообща.
Слайд 9
Показываю видеоролик воспитателям и спрашиваю, какая это была игра? Верно, дидактическая. Дидактические игры на прогулке занимают по времени в младшем возрасте 3-4 минуты, в старшем – 5-6 минут.
Вопрос: Какая цель малоподвижных игр на прогулке? (Ответы коллег.)
Целью малоподвижных игр является снижение физической нагрузки, снятие общего утомления, моторной напряжённости мышц, создание хорошего настроения.
Предлагаю сыграть в малоподвижную игру «Лавата» :
Цель: формировать умение правильно, быстро реагировать на показ водящим определенных движений, повторяя их. Закрепить приставной шаг.
Воспитатели, стоя в кругу и не держась за руки, двигаются приставными шагами сначала в одну, а при повторе текста – в другую сторону, произнося:
Дружно танцуем мы, тра-та-та, тра-та-та,
Танец любимый наш – это лавата.
Ведущий говорит: «Мои пальчики хороши, а у соседа лучше». Коллеги берут друг друга за мизинцы и повторяют слова, двигаясь то вправо, то влево. Затем поочередно водящий дает другие задания:
Мои плечи хороши, а у соседа лучше.
Мои уши хороши, а у соседа лучше.
Мои щеки хороши, а у соседа лучше.
Моя талия хороша, а у соседа лучше.
Мои коленки хороши, а у соседа лучше.
Мои пятки хороши, а у соседа лучше.
Воспитатели соответственно дотрагиваются до плеч (ушей, щек, талии, коленок, пяток) соседа справа и слева.
Для совершенствования педагогического мастерства предлагаю деловую игру.
Деловая игра «Организация прогулки в детском саду».
Вам нужно разделиться на три команды. Все знают игру «Волшебный мешочек». Вам нужно вытащить фишку (они разных цветов, цвет, который вам попадется – это цвет вашего задания. Тема прогулки «Зимующие птицы». У кого зелёная фишка подготавливает наблюдение по этой теме, у кого красная фищка – подвижную игру и малоподвижную игру, у кого желтая фишка – дидактическую игру составляет по данной теме. Время подготовки – 5 минут.
Вывод: взрослые должны сознавать, что игра не только доставляет максимум удовольствия ребёнку, но и является мощным средством его развития.
3) Индивидуальная работа с детьми:
После организации деятельности со всей группой или подгруппой нужно предоставить детям возможность самореализации своих интересов и переключиться на индивидуальные формы работы с детьми. Это может быть работа с дошкольниками, нуждающимися в исправлении речи, отстающими в развитии движений. Важно, чтобы ребёнок, с которым ведётся индивидуальная работа, понимал её необходимость и охотно выполнял предложенные задания.
4) Трудовая деятельность :
Труд детей на прогулке должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям. В процессе трудовой деятельности на прогулке дети получают элементарные знания о природе и получают практические навыки. Важно, чтобы эти знания и умения помогли ребенку в формировании бережного отношения к природе и сочетались с задачами по воспитанию любви к родному краю. (Слайд 10)
5) Самостоятельная деятельность детей :
Самостоятельная деятельность детей на прогулке также нуждается в грамотном руководстве. Воспитатель может предложить детям организовать сюжетно-ролевую игру, занимательные задания, предложить игрушки т. д. Необходим контроль за самостоятельной деятельностью детей.
Обращая внимание на каждого ребенка, важно постоянно держать в поле зрения всех детей : вовремя предотвратить возникающий конфликт, похвалить тех, кто по собственной инициативе навел порядок на веранде, на участке, собрал игрушки. Так создаются хорошие условия для всестороннего развития и воспитания детей на прогулке.