Шумалова Наталья
Эффективность системы работы педагогов по самообразованию
▼ Скачать + Заказать документы
На основании годового плана работы на 2016 -2017 учебный год в нашем дошкольном учреждении с 13.02.2017г. по 17.02.2017г. был организован тематический контроль с целью эффективности системы работы педагогов по самообразованию, создания благоприятных условий для воспитательно-образовательной работы с детьми.
Задачи:
1. Изучить условия, созданные в группе для организации воспитательно-образовательного процесса по самообразованию педагогов всех возрастных групп, выявить уровень сформированности, наполняемости и грамотности оформления предметно-развивающей среды.
Публикация «Эффективность системы работы педагогов по самообразованию» размещена в разделах
2. Проанализировать уровень планирования работы по самообразованию педагогов.
В тематической проверке приняло участие 4 группы:
«Божья коровка» - младшая группа, «Капитошка» - средняя группа, «Золотая рыбка» - 2 старшая группа, «Радуга» - 1 старшая группа.
По результатам тематического контроля видно: предметно - развивающая образовательная среда в группах создана в соответствии с ФГОС ДО, соответствует гигиеническим и эстетическим требованиям. Во всех группах в наличии дидактические, настольно-печатные игры, плакаты, иллюстрации, альбомы в которых можно закрепить знания по темам. В игровых центрах имеется необходимая атрибутика, некоторые предметы сделаны руками детей и педагогов по отдельным тематикам.
Анализ образовательной деятельности показал качественную подготовку педагогов, методически грамотное проведение, включение детей в решение проблемы, свободное владение материалом, хороший темп занятия, динамичный характер деятельности. Речь педагогов выразительная, эмоционально насыщенная, грамотная. Анализируя просмотренные занятия, можно отметить, что у детей имеются определенные знания по заявленным темам.
Попкова Л. Г. провела открытое занятие «Веселая ярмарка» в младшей группе «Божья коровка». Тема ее углубленной работы «Эстетическое воспитание дошкольников с помощью народно-прикладного искусства». Благодаря такой работе у детей развиваются эстетическое восприятие, представление, чувства, накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. Развивается способность радоваться успехам каждого, достижениям всего коллектива группы.
Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка.
Наибольший воспитательный эффект дает знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством художественных промыслов. Изделия народных мастеров отличаются чувством материала, органическим единством практической направленности вещи с ее декором, национальным колоритом. Знакомство с изделиями народных мастеров помогают развивать речь у детей, воспитывают внимание и бережное отношение к окружающей среде, т. к. декоративно – прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Задача воспитателя - направлять творческий процесс дошкольников. Хочется отметить, что Лариса Геннадьевна в своей работе с детьми использует глину, солёное тесто и пластилин. Глина – это основной материал для обучения детей лепке, прежде всего потому, что она пластична, однотонна, красива как материал и дает ребенку возможность понять целостность формы предметов.
Не забывала Лариса Геннадьевна знакомить родителей с успехами детей. Устраивала выставки детских работ в раздевалке, где родители могли оценить творческие способности детей, а также выступала на родительских собраниях, где привлекала внимание родителей к народному искусству. Организовывала беседы, рекомендации, информационные стенды, показ открытой НОД, мастер-классы.
Воспитатель средней группы Янчук Н. А. показала занятие «В гости к гномикам». Тема ее углубленной работы звучит «Занимательная математика». Надежда Александровна по своей теме готовит много занимательного дидактического материала, который является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления материала. Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребё нка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
Занятие в 1-ой старшей группе провела Гринь О. И. Тема ее работы по самообразованию звучит «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста». Нравственные качества у детей Ольга Ивановна формирует через познавательные и этические беседы с детьми: «Будь всегда вежливым", «Что хорошо, что плохо», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму», «Что такое дружба?», «Помоги другу»; чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, организацию сюжетно-ролевых игр, игровых упражнений: «Поприветствуем друг друга», «Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день», «Словарь вежливых слов».
В результате систематической работы в направлении формирования нравственных качеств личности у детей складываются предпосылки к вхождению в социум: приобретается опыт общения с взрослыми и сверстниками, формируются основы культуры поведения в общественных местах, дружеские взаимоотношения.
Хочется отметить, что Ольга Ивановна постоянно в своей работе применяет и использует психологические и поведенческие тренинги.
Во 2-ой старшей группе показала занятие Космодемьянская Е. Г. Тема ее углубленной работы «Инновационные технологии в развитии валеологического образования и здоровьесберегающей среды детей дошкольного возраста». Целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий с новыми нетрадиционными подходами, получившая в настоящее время название здоровьесберегающие технологии приводит к устойчивым положительным результатам: снижению общей и простудной заболеваемости, стабильной физической и умственной работоспособности детей, гармонизации в целом эмоционально-психологического состояния.
Занятие «Один дома» интегрированное. Воспитатель провел с детьми артикуляционную, дыхательную, пальчиковую гимнастики, были проведены подвижные игры. Образовательная деятельность планировалась так, чтобы вызвать у детей ощущение интереса и радости: Елена Григорьевна вела занятие от лица воспитателя, мамы и Шалунишки. В протяжении всего занятия воспитатель поддерживала положительно эмоциональный настрой. Дети динамично переключались с одной игры на другую. Занятию соответствует принцип активности – поддерживалась мотивация и интерес.
Дети были активны. Получили положительный эмоциональный настрой, закрепили полученные ранее знания: как правильно себя вести дома, когда ты остаешься один, что дети должны быть ответственны за свое поведение.
Проведённый тематический контроль продемонстрировал эффективность воспитательно-образовательной работы в МДОУ детский сад № 7 по самообразованию педагогов.