Получи документы

Эффективность работы по нравственному воспитанию детей через знакомство с многонациональной культурой народов Ставрополья

Екатерина Столярова
Эффективность работы по нравственному воспитанию детей через знакомство с многонациональной культурой народов Ставрополья
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы на тему

«Эффективность работы по нравственному воспитанию детей

через знакомство с многонациональной культурой

народов Ставрополья»

«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал»

Поэт Симонов

Актуальность и перспективность опыта:

Публикация «Эффективность работы по нравственному воспитанию детей через знакомство с многонациональной культурой народов Ставрополья» размещена в разделах

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности ребенка, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре. Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры.

В связи с этим, одним из основных направлений деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения является развитие у воспитанников познавательного интереса, любви к малой Родине, ее историко-культурному наследию.

Знакомясь с достопримечательностями своего города, края, с многонациональной культурой народов Ставрополья, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период, в определенных этнокультурных условиях, и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

В образовательной деятельности МДОУ по нравственному воспитанию дошкольников реализуется авторская программа Р. М. Литвиновой «Региональная культура как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста», которая включена в вариативную часть нашей основной образовательной программы.

Программа Р. М. Литвиновой «Региональная культура как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста» составлена с учетом изучения регионального компонента и адресована для детей дошкольного возраста, которая предполагает учить детей видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта, в названиях улиц, с многонациональной культурой) и ориентироваться на ценности Ставропольского края.

Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, к его традициям и культуре его многонационального народа, побудило меня к углубленной работе над этой темой.

Педагогическая идея:

Одним, из приоритетных направлений моей работы является работа по патриотическому воспитанию детей, путем воспитания любви к малой Родине -- родному городу и его многонациональным традициям, культурным ценностям средствами изо, музыки, слова. Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, к его традициям и культуре многонационального народа побудило меня к углубленной работе над этой темой. Одним, из приоритетных направлений моей работы является работа по патриотическому воспитанию детей, путем воспитания любви к малой Родине, родному краю и его многонациональной культуре.

Цели, задачи, технология опыта:

Я поставила перед собой цель — повести детей дорогой, по которой они получат знания истории своего народа, родной культуры и это поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов Ставропольского края.

Создавая условия для воспитания такой личности, я думаю что, мы сможем вырастить поколение достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

-пробуждать интерес детей к «Малой Родине», знакомить детей с культурой и традициями многонационального народа родного края;

-воспитывать уважение к представителям других национальностей-сверстникам, их родителям, соседям;

-формировать положительные, доброжелательные, коллективные взаимоотношения;

-воспитывать положительные отношения к труду.

Технология опыта:

В соответствии с ФГОС в программе дошкольного образования «От рождения до школы» больное внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чуств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия-великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.

В практике работы применяла следующие приёмы и способы решения поставленных задач :

- создание предметно-развивающей среды;

-использование наглядных методов работы;

-использование моделей, отражающих быт народов;

-индивидуальный подход к изучению культурных традиций этногрупп коллектива, делая упор на традиции коренного народа;

-чтение произведений местных авторов, беседа по прочитанному тексту;

-рассматривание иллюстраций и обсуждение увиденного;

-сюжетно-ролевые и дидактические игры, отражающие народное творчество, быт, сезонные события и праздники;

-продуктивная деятельность в данном направлении (лепка, рисование, конструирование, составление рассказов, сказок).

Я считаю целесообразным работать по нескольким направлениям:

Первое из них знакомит дошкольников с особенностями сезонных изменений и природных явлений в нашей местности, их взаимосвязью с трудовой, обрядовой деятельностью жителей народов.

Оно направлено на обучение наблюдению за родной природой, формирование бережного и почтительного отношения к ней, прививает навыки активного образа жизни, воспитывает потребность в прогулках, играх на свежем воздухе, живом общении с природой. На занятиях познавательного цикла дошкольники знакомятся с народными приметами, обрядовыми действиями, народными играми, с предметами декоративно – прикладного искусства, с изделиями художественных промыслов.

Второе направление определяет содержание совместной деятельности взрослого (как педагога, так и родителя) с дошкольниками. Здесь решаются задачи, направленные на формирование интереса к познанию народной культуры родного края, на развитие творческой активности и художественного вкуса у дошкольников, предусматривается совместная трудовая и творческая деятельность, поскольку «нравственная норма народной жизни – это сезонный труд и развлечения». Подготовка и проведение праздников семьи, города, края, календарных и тематических совместных мероприятий – это уникальная возможность содержательного взаимодействия между детьми и родителями, где создаются условия для этически ценных форм общения с близкими людьми и людьми другой национальности. В данном направлении учитываются лучшие культурные традиции и обряды многонационального народа.

Третье направление создает свободную деятельность дошкольников, способствующую реализации творческого замысла, проявлению инициативы, фантазии, познавательной активности маленьких исследователей большого мира. Дошкольники, получившие представления о народной культуре родного края, о культуре других народов края на занятиях познавательного цикла и праздниках, используют знания в народных подвижных играх, упражнениях, в самостоятельной художественной и музыкальной деятельности в саморазвитии.

Считаю своей задачей целенаправленное и систематическое развитие духовно-нравственных качеств дошкольников. В условиях поликультурной многонациональной группы дети должны знать культурные корни своего народа. Дети других национальностей должны уважать и любить свою новую родину, а русские ребята интересоваться лучшими сторонами быта своих сверстников.

Данная работа всегда интересна детям и является целостным образованием, охватывающим большую часть учебно-воспитательного процесса. В нее включаются последовательно многие методы и формы работы с детьми.

Эффективными формами работы, в ходе которых реализуются навыки общения и развития речи, являются:

-дискуссии и рассказы детей и воспитателя о знаменитых людях края и его достопримечательностях;

-рассматривание иллюстраций;

-занятия в патриотическом уголке;

-мини-музей;

-дидактические игры;

-сюжетно-ролевые игры «Встреча гостей», «Именины»;

-чтение художественной литературы;

-просмотр фотоматериалов;

-продуктивная деятельность по созданию предметов декоративно-прикладного творчества (рисунков, глиняных игрушек и др.)

Решить эти задачи, в полном объеме возможно сотрудничая с социальными партнерами (посещение библиотеки методкабинета, экскурсии в мини-музей в детском саду, на выставки и др.).

Примером сотрудничества является работа с библиотекой методкабинета. В библиотеке была проведена экскурсия для знакомства детей с книгами о многонациональной культуре родного края.

Важным моментом в моей работе с детьми по данной проблеме, считаю создание предметно-развивающей среды, которая должна была насыщенной, яркой и мобильной. В её подготовке принимают участие все желающие дети группы, родители всех национальностей. Так у нас появился этнический мини-музей, где дети смогут познакомиться с историей и бытом малой родины.

В ходе данной работы с детьми необходимо использовать художественное слово о родном Ставрополье, о многонациональной культуре нашего края.

Изучение обычаев и обрядов позволяет организовать музыкально-художественные мероприятия, такие как «Единым солнцем мы согреты». В нем отражены обычаи русского и дагестанского народов.

В детском саду организовывали выставки рисунков «Русская берёзка», «Родная улица». Организовывала экскурсии в мини-музей детского сада «Русский быт».

В нравственно-патриотический уголок изготовила дидактическую игру «Быт Терских казаков и быт крестьянина», оформила лепбук «Широка страна моя родная» (народы России и народы Ставрополья).

Дети моей группы участвовали в детских конкурсах рисунков «Народные промыслы России», В 2017г был реализован проект к 72- летию Победы «Мы помним, мы гордимся», был создан обелиск «Они сражались за Родину».

Была проведена открытая интегрированная ОД «Путешествие на воздушном шаре».

Формы работы с родителями :

В работе по ознакомлению с традициями и культурой своего народа важным условием является тесная взаимосвязь с родителями- семьёй, как ячейкой общества и хранительницы национальных традиций. Необходимо отметить,что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных корней в разных поколениях. У каждой семьи своя собственная история, но она тесно переплетается с историей всей страны. Зная историю своей страны, можно лучше узнать историю своего народа.

-Совместно с родителями и детьми в группе оформляется уголок по нравственно-патриотическому воспитанию : стихи, сказки, рассказы.

-Составление родителями генеологического дерева.

-Беседа с родителями «Роль семьи в духовно- нравственном воспитании детей»

-Папка-ширма «семья», консультации для родителей

-Праздники «День Матери», «День пожилых людей», «День Защитника Отечества», «Масленица», «Мамин день!».

-Стенгазеты «23 февраля-День Защитника Отечества», «Мама-с праздником!», «Мы помним. Мы гордимся.».

-Помощью родителей в оформлении в группе мини-музей, где собрали национальные предметы быта.

Без совместных усилий педагога и родителей не будет положительных результатов.

Анализ опыта:

Проводя данную работу я сделала следующие выводы:

У детей расширились представления о родной земле, ее столице, о своём родном городе, родном крае, многонациональном народе родного Ставрополья. Ребята стали бережнее относиться к природе и ко всему живому; научились давать нравственную оценку собственным поступкам и поступкам окружающих;

Над темой патриотического воспитания я работаю первый год и эта работа помогла мне наладить тесный контакт с семьями воспитанников, думаю что и продолжу дальше, у меня есть ещё интересные задумки, планы на будущее …семейные национальные традиции в спорте, организовать мастер-класс семей «Сделаем национальную игрушку своими руками», предложить такую традицию как «Мы за чаем не скучаем»-формировать маленькие национальные семейные традиции для укрепления семейного уклада каждой национальности.

Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы увидеть своих детей счастливыми, умными, уважаемыми людьми — настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребёнка с гордостью сказанные слова

«Я – Россиянин! Я горжусь своей многонациональной страной!

Литература:

1. Р. М. Литвинова «Региональная культура, художники, писатели, композиторы. Ставрополь 2010 год

2. «Цветущая весна и травы» О. А. Скоролупова Москава издательство СРИПТОРИЙ 2010 год

3. Евдокимова Е. С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.

4. «Мы живем в России» Н. Г. Зеленова; Л. Е. Осипова издательство СКИПТОРИЙ 2007 год (средний возраст)

5. Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – No 1.

6. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е.. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозайка-синтез Год: 2014

7. «Мини-музей в детском саду» Л. Логвинова, Н. Рыжова ЛИНКА_ПРЕСС Москва 2008 год

8. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор : Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. Год выпуска: 2008. Издательство: АЙРИС-пресс

9. «И откроется вам чудесная страна Кавказские Минеральные Воды»

Пятигорск 2014 год.

10. Р. М. Литвинова- «Дошкольник в пространстве Ставрополя и Ставропольского края», 2004 г.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Нравственное воспитание через ознакомление с культурой народов Поволжья» Антропова М. Н. «ДС №106». г. Саратов. Цель: формировать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре, особенностям жизни,.

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе «Знакомство с избой»Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе «Знакомство с избой» Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию детей в средней группе «Знакомство с русской избой» Провела и подготовила:.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Знакомство с русской народной куклой по имени Коляда» Марина Соловьева Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Знакомство с русской народной куклой по имени Коляда».

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Знакомство с русской народной куклой по имени Коляда» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Уинский детский сад» Конспект занятия «Знакомство с русской народной куклойпо.

Название проекта: «Социально-личностное развитие детей 6–7 лет в процессе ознакомление с культурой народов Среднего Поволжья» .

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ Доклад Опыт работы по духовно – нравственному воспитанию в МБДОУ «ЦРР - детский сад "Сказка" ОП ЦРР детский сад "Улыбка" г. Ковылкино.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой с своей малой Родины Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является нравственно-патриотическое воспитание детей. Патриотизм является.

Перспективное планирование работы по духовно — нравственному воспитанию для детей 3–4 лет № п/п месяц содержание, формы, методы, приёмы работы цель 1. сентябрь Беседа «Моя семья». - Дать знания о семье (мама, папа, дети, бабушка,.

Планирование работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ Планирование работы по духовно-нравственному воспитанию начинается с анкетирования родителей для того, чтобы понять, как они относятся к.

Программа кружковой работы по физическому воспитанию «Игры народов мира» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Игровой фольклор народов мира богат и разнообразен. Неоценим он и по своему двигательному содержанию. Ходьба, бег,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эффективность работы по нравственному воспитанию детей через знакомство с многонациональной культурой народов Ставрополья
Опубликовано: 23 мая 2017 в 20:40
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эффективность работы по нравственному воспитанию детей через знакомство с многонациональной культурой народов Ставрополья» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Столярова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД