Екатерина Столярова
Эффективность работы по нравственному воспитанию детей через знакомство с многонациональной культурой народов Ставрополья
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы на тему
«Эффективность работы по нравственному воспитанию детей
через знакомство с многонациональной культурой
народов Ставрополья»
«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал»
Поэт Симонов
Актуальность и перспективность опыта:
Публикация «Эффективность работы по нравственному воспитанию детей через знакомство с многонациональной культурой народов Ставрополья» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Ставропольский край, Ставрополь
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Дошкольный возраст - важнейший период становления личности ребенка, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре. Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры.
В связи с этим, одним из основных направлений деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения является развитие у воспитанников познавательного интереса, любви к малой Родине, ее историко-культурному наследию.
Знакомясь с достопримечательностями своего города, края, с многонациональной культурой народов Ставрополья, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период, в определенных этнокультурных условиях, и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
В образовательной деятельности МДОУ по нравственному воспитанию дошкольников реализуется авторская программа Р. М. Литвиновой «Региональная культура как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста», которая включена в вариативную часть нашей основной образовательной программы.
Программа Р. М. Литвиновой «Региональная культура как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста» составлена с учетом изучения регионального компонента и адресована для детей дошкольного возраста, которая предполагает учить детей видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта, в названиях улиц, с многонациональной культурой) и ориентироваться на ценности Ставропольского края.
Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, к его традициям и культуре его многонационального народа, побудило меня к углубленной работе над этой темой.
Педагогическая идея:
Одним, из приоритетных направлений моей работы является работа по патриотическому воспитанию детей, путем воспитания любви к малой Родине -- родному городу и его многонациональным традициям, культурным ценностям средствами изо, музыки, слова. Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, к его традициям и культуре многонационального народа побудило меня к углубленной работе над этой темой. Одним, из приоритетных направлений моей работы является работа по патриотическому воспитанию детей, путем воспитания любви к малой Родине, родному краю и его многонациональной культуре.
Цели, задачи, технология опыта:
Я поставила перед собой цель — повести детей дорогой, по которой они получат знания истории своего народа, родной культуры и это поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов Ставропольского края.
Создавая условия для воспитания такой личности, я думаю что, мы сможем вырастить поколение достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
-пробуждать интерес детей к «Малой Родине», знакомить детей с культурой и традициями многонационального народа родного края;
-воспитывать уважение к представителям других национальностей-сверстникам, их родителям, соседям;
-формировать положительные, доброжелательные, коллективные взаимоотношения;
-воспитывать положительные отношения к труду.
Технология опыта:
В соответствии с ФГОС в программе дошкольного образования «От рождения до школы» больное внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чуств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия-великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
В практике работы применяла следующие приёмы и способы решения поставленных задач :
- создание предметно-развивающей среды;
-использование наглядных методов работы;
-использование моделей, отражающих быт народов;
-индивидуальный подход к изучению культурных традиций этногрупп коллектива, делая упор на традиции коренного народа;
-чтение произведений местных авторов, беседа по прочитанному тексту;
-рассматривание иллюстраций и обсуждение увиденного;
-сюжетно-ролевые и дидактические игры, отражающие народное творчество, быт, сезонные события и праздники;
-продуктивная деятельность в данном направлении (лепка, рисование, конструирование, составление рассказов, сказок).
Я считаю целесообразным работать по нескольким направлениям:
Первое из них знакомит дошкольников с особенностями сезонных изменений и природных явлений в нашей местности, их взаимосвязью с трудовой, обрядовой деятельностью жителей народов.
Оно направлено на обучение наблюдению за родной природой, формирование бережного и почтительного отношения к ней, прививает навыки активного образа жизни, воспитывает потребность в прогулках, играх на свежем воздухе, живом общении с природой. На занятиях познавательного цикла дошкольники знакомятся с народными приметами, обрядовыми действиями, народными играми, с предметами декоративно – прикладного искусства, с изделиями художественных промыслов.
Второе направление определяет содержание совместной деятельности взрослого (как педагога, так и родителя) с дошкольниками. Здесь решаются задачи, направленные на формирование интереса к познанию народной культуры родного края, на развитие творческой активности и художественного вкуса у дошкольников, предусматривается совместная трудовая и творческая деятельность, поскольку «нравственная норма народной жизни – это сезонный труд и развлечения». Подготовка и проведение праздников семьи, города, края, календарных и тематических совместных мероприятий – это уникальная возможность содержательного взаимодействия между детьми и родителями, где создаются условия для этически ценных форм общения с близкими людьми и людьми другой национальности. В данном направлении учитываются лучшие культурные традиции и обряды многонационального народа.
Третье направление создает свободную деятельность дошкольников, способствующую реализации творческого замысла, проявлению инициативы, фантазии, познавательной активности маленьких исследователей большого мира. Дошкольники, получившие представления о народной культуре родного края, о культуре других народов края на занятиях познавательного цикла и праздниках, используют знания в народных подвижных играх, упражнениях, в самостоятельной художественной и музыкальной деятельности в саморазвитии.
Считаю своей задачей целенаправленное и систематическое развитие духовно-нравственных качеств дошкольников. В условиях поликультурной многонациональной группы дети должны знать культурные корни своего народа. Дети других национальностей должны уважать и любить свою новую родину, а русские ребята интересоваться лучшими сторонами быта своих сверстников.
Данная работа всегда интересна детям и является целостным образованием, охватывающим большую часть учебно-воспитательного процесса. В нее включаются последовательно многие методы и формы работы с детьми.
Эффективными формами работы, в ходе которых реализуются навыки общения и развития речи, являются:
-дискуссии и рассказы детей и воспитателя о знаменитых людях края и его достопримечательностях;
-рассматривание иллюстраций;
-занятия в патриотическом уголке;
-мини-музей;
-дидактические игры;
-сюжетно-ролевые игры «Встреча гостей», «Именины»;
-чтение художественной литературы;
-просмотр фотоматериалов;
-продуктивная деятельность по созданию предметов декоративно-прикладного творчества (рисунков, глиняных игрушек и др.)
Решить эти задачи, в полном объеме возможно сотрудничая с социальными партнерами (посещение библиотеки методкабинета, экскурсии в мини-музей в детском саду, на выставки и др.).
Примером сотрудничества является работа с библиотекой методкабинета. В библиотеке была проведена экскурсия для знакомства детей с книгами о многонациональной культуре родного края.
Важным моментом в моей работе с детьми по данной проблеме, считаю создание предметно-развивающей среды, которая должна была насыщенной, яркой и мобильной. В её подготовке принимают участие все желающие дети группы, родители всех национальностей. Так у нас появился этнический мини-музей, где дети смогут познакомиться с историей и бытом малой родины.
В ходе данной работы с детьми необходимо использовать художественное слово о родном Ставрополье, о многонациональной культуре нашего края.
Изучение обычаев и обрядов позволяет организовать музыкально-художественные мероприятия, такие как «Единым солнцем мы согреты». В нем отражены обычаи русского и дагестанского народов.
В детском саду организовывали выставки рисунков «Русская берёзка», «Родная улица». Организовывала экскурсии в мини-музей детского сада «Русский быт».
В нравственно-патриотический уголок изготовила дидактическую игру «Быт Терских казаков и быт крестьянина», оформила лепбук «Широка страна моя родная» (народы России и народы Ставрополья).
Дети моей группы участвовали в детских конкурсах рисунков «Народные промыслы России», В 2017г был реализован проект к 72- летию Победы «Мы помним, мы гордимся», был создан обелиск «Они сражались за Родину».
Была проведена открытая интегрированная ОД «Путешествие на воздушном шаре».
Формы работы с родителями :
В работе по ознакомлению с традициями и культурой своего народа важным условием является тесная взаимосвязь с родителями- семьёй, как ячейкой общества и хранительницы национальных традиций. Необходимо отметить,что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных корней в разных поколениях. У каждой семьи своя собственная история, но она тесно переплетается с историей всей страны. Зная историю своей страны, можно лучше узнать историю своего народа.
-Совместно с родителями и детьми в группе оформляется уголок по нравственно-патриотическому воспитанию : стихи, сказки, рассказы.
-Составление родителями генеологического дерева.
-Беседа с родителями «Роль семьи в духовно- нравственном воспитании детей»
-Папка-ширма «семья», консультации для родителей
-Праздники «День Матери», «День пожилых людей», «День Защитника Отечества», «Масленица», «Мамин день!».
-Стенгазеты «23 февраля-День Защитника Отечества», «Мама-с праздником!», «Мы помним. Мы гордимся.».
-Помощью родителей в оформлении в группе мини-музей, где собрали национальные предметы быта.
Без совместных усилий педагога и родителей не будет положительных результатов.
Анализ опыта:
Проводя данную работу я сделала следующие выводы:
У детей расширились представления о родной земле, ее столице, о своём родном городе, родном крае, многонациональном народе родного Ставрополья. Ребята стали бережнее относиться к природе и ко всему живому; научились давать нравственную оценку собственным поступкам и поступкам окружающих;
Над темой патриотического воспитания я работаю первый год и эта работа помогла мне наладить тесный контакт с семьями воспитанников, думаю что и продолжу дальше, у меня есть ещё интересные задумки, планы на будущее …семейные национальные традиции в спорте, организовать мастер-класс семей «Сделаем национальную игрушку своими руками», предложить такую традицию как «Мы за чаем не скучаем»-формировать маленькие национальные семейные традиции для укрепления семейного уклада каждой национальности.
Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы увидеть своих детей счастливыми, умными, уважаемыми людьми — настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребёнка с гордостью сказанные слова
«Я – Россиянин! Я горжусь своей многонациональной страной!
Литература:
1. Р. М. Литвинова «Региональная культура, художники, писатели, композиторы. Ставрополь 2010 год
2. «Цветущая весна и травы» О. А. Скоролупова Москава издательство СРИПТОРИЙ 2010 год
3. Евдокимова Е. С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
4. «Мы живем в России» Н. Г. Зеленова; Л. Е. Осипова издательство СКИПТОРИЙ 2007 год (средний возраст)
5. Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – No 1.
6. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е.. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозайка-синтез Год: 2014
7. «Мини-музей в детском саду» Л. Логвинова, Н. Рыжова ЛИНКА_ПРЕСС Москва 2008 год
8. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор : Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. Год выпуска: 2008. Издательство: АЙРИС-пресс
9. «И откроется вам чудесная страна Кавказские Минеральные Воды»
Пятигорск 2014 год.
10. Р. М. Литвинова- «Дошкольник в пространстве Ставрополя и Ставропольского края», 2004 г.