Лучший педагог года

Эффективность работы с дошкольниками по физическому развитию и оздоровительной деятельности

Ольга Чурсина
Эффективность работы с дошкольниками по физическому развитию и оздоровительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Я хочу поделиться своим опытом, рассказать, как можно разнообразить и повысить эффективность работы с дошкольниками по физическому развитию и оздоровительной деятельности.

В нашем детском саду выстроена система оздоровительной работы в течение всего дня с учетом тематики каждой недели и индивидуальных особенностей дошкольников.

Публикация «Эффективность работы с дошкольниками по физическому развитию и оздоровительной деятельности» размещена в разделах

Я, как инструктор по физическому воспитанию, за период педагогической деятельности в детском саду выстроила свою систему физкультурно-образовательной работы с дошкольниками и назвала ее «Спортивная мозаика»

Основная часть

Учитывая индивидуальные возможности ребенка, природные задатки, гендерные особенности, я разрабатываю индивидуальный маршрут развития одаренности и талантливости дошкольника как одну из форм работы с детьми.

Основываясь на принципах развивающего образования : сознательности, интегративности, активности, доступности, наглядности, индивидуализации, систематичности, природосообразности создаю авторские гимнастические композиции, спортивные танцы, акробатические этюды. Так, рождаются праздники, досуги, творческие выступления. Элементы художественной гимнастики я использую уже давно, многие из вас видели выступления наших детей с лентами, мячами, булавами, а вот эстетическую гимнастику я использую в индивидуальных маршрутах совсем недавно, всего три года.

Эстетическую гимнастику часто называют синхронным плаванием на суше.

Она хороша тем, что это массовый вид спорта и дает возможность для большего количества прекрасной половины человечества приобщиться к занятиям и выступать на соревнованиях.

Эстетическая гимнастика – это красивый зрелищный вид спорта, который доступен для любого возраста женщин от 4 до 40 лет и старше. Гимнастика очень полезна для здоровья. Здесь не требуется выполнения сложных небезопасных элементов, композиция похожа на танец, со смыслом, одно движение плавно переходит в другое, преобладают грациозные движения телом.

Непосредственная образовательная деятельность – одна из главных и ведущих форм работы с дошкольниками.

Как сделать, чтобы физкультурные занятия стали действительно развивающими, интересными, увлекательными, познавательными?

Традиционная система физкультурных занятий недостаточно совершенна как по своей структуре, так и по методике обучения. Это побуждает к поиску новых форм и методов нетрадиционного направления работы по физическому воспитанию в детском саду.

Далеко не все дети любят физкультурные занятия, в основном, из-за их однообразия. Ситуация неуспеха формирует комплекс неполноценности уже с детских лет. Ради того, чтобы физкультурные занятия работали на укрепление здоровья ребенка, следует включать нетрадиционные занятия – различные по содержанию, структуре и методике проведения.

В течение десяти лет я углубленно работаю по теме «Нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий».

Сегодня я подробно расскажу, какие именно я использую формы, и покажу на фрагментах занятий.

Образно-игровая НОД.

Цель. Через воображаемый подражательный образ направлять детей на выполнение движений и на приобретение разнообразных навыков.

На протяжении всего занятия разные движения имеют разные образы или один образ воплощается в разных движениях.

Главное заинтересовать детей образом и помочь им «войти» в него. Фиксируя внимание на точном подражании образу, добиваться техники выполнения движений. С помощью музыкального сопровождения развивать творческое исполнение подражательного движения.

Комплексная НОД

Цель: с помощью увеличения двигательной активности осуществлять коррекцию развития речи, физического развития, а также способствовать обучению дошкольников грамоте.

«Алфавит телодвижений» состоит из 33 двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита. Дети на слух или зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечное чувство и мышечное движение, изображают эту букву. И, наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображаемую букву. В данном случае соединяется абстрактное представление буквы с мышечными ощущениями, благодаря чему условные связи в коре головного мозга укрепляются и впоследствии легко воспроизводятся. Движения, которые выполняются при показе той или иной буквы, хорошо знакомы и доступны детям и имеют общеразвивающий характер.

Тематическое занятие

Само название говорит о содержании таких занятий. Как правило, я провожу тематические занятия в конце месяца, когда подвожу итог одной из тем недели. На таких занятиях нет изучения нового материала, а только закрепление пройденного материала.

Эвритмическая гимнастика

Это вид оздоровительно-развивающей гимнастики, основанной на ритмических закономерностях речи, музыки, общеразвивающих упражнениях, базовых шагах и элементах аэробики.

Занятия эвритмической гимнастикой включают элементы аэробики, художественной гимнастики (упражнения с предметом, спортивной гимнастики, акробатики, а также ритмической импровизации. Музыка на занятиях стимулирует фантазию и создает настроение, придает танцевальным движениям темп, силу, динамику.

Степ-гимнастика

Степ – это небольшая ступенька, приподнятая платформа, которая необходима для проведения занятий степ - гимнастикой с детьми старшего возраста. С помощью степ – гимнастики можно сформулировать гармонично развитое тело, прямую осанку и выработать у детей выразительные, плавные, точные движения. Но самый главный результат занятий степ – гимнастикой – укрепление нервной, дыхательной, мышечной, сердечно-сосудистой системы, так как нормализуются артериальное давление, деятельность вестибулярного аппарата.

Степ-гимнастика – это не просто сочетание разнообразных движений, но красивый спортивный танец, который приносит пользу здоровью детей и улучшает их настроение.

Сюжетно-игровая НОД

Цель. Через сюжетную игру научить детей ставить перед собой цель и достигать ее, преодолевая различные проблемные ситуации, воспитывая в себе необходимые для этого психологические и физические качества.

«Перелетные птицы», «Морское царство»…., дети учатся преодолевать игровые препятствия в выполнении движений.

«Искатели клада», «Лесные приключения» - дети уже в начале видят перед собой цель, ищут пути ее достижения, учатся разрешать проблемные ситуации.

«Путешествие в Играй-город», «Путешествие в маленькую страну» - сюжет с неожиданностями, где герои дают задания, от выполнения которых зависит достижение цели.

Предметно-образная НОД.

Цель. Научить детей придавать снарядам и предметам образ и игровой характер для того, чтобы разнообразить и обогатить двигательную деятельность на данном снаряде и с одним предметом.

Если по плану у вас обучение и закрепление основных видов движения: равновесие, перелезание, подлезание, то целесообразно провести предметно-образное занятие «Скамейка-посиделковна», где дети видят схемы превращения скамейки в корабль, мост, тоннель и т. д. По схемам дети сами могут придумывать задания.

Если цель – обучение и закрепление прыжков, то я рекомендую проводить занятие со скакалкой «Так скакалка, а так художник и выдумщик». Дети выполняют ОРУ со скакалкой, свернутой вчетверо, «рисуют» солнышко из скакалок и в медленном темпе учатся выполнять различные виды прыжков (правым и левым боком, прямо, с ноги на ногу и т. д., на закрепление прыжков через короткую скакалку девочки выполняют прыжки вперед, назад, петелькой, а мальчики вперед, назад с продвижением. Как элемент интеграции из скакалки дети делают геометрические фигуры, через них закрепляют виды прыжков. В заключение основной части можно провести П/И «Круг, треугольник, квадрат».

НОД в форме круговой тренировки

Цель. Развивать у детей моторную память, творческое мышление, ориентировку в пространстве, быстроту реакции, ловкость и самостоятельность в выполнении движений.

Дети выполняют движения по карточкам. Например, около каждой станции лежит карточка с графическим изображением данного движения. Дети переходят от одной станции к другой и смотрят на карточки, что им предстоит выполнить. Иногда на карточке я ставлю знак вопроса. Дети знают, что должны сами придумать, какое движение выполнить, то есть использую элемент творческого задания. Можно станции делать отдельно для мальчиков и для девочек. Для мальчиков силовые задания, а для девочек хореографические.

Все графические изображения на карточках и движения, которые должны выполнить дети должны быть хорошо знакомы им, так как это занятие проводится для закрепления навыков. Следует использовать безопасные движения, в основном такие, где вообще не нужна страховка.

НОД по сказкам.

Цель. Через сказку или героя из сказки вводить детей в сказочный мир, развивая у них творчество, фантазию и воображение. Совершенствовать навыки преодоления двигательных трудностей, умение ориентироваться в проблемных ситуациях. Вариантов много – это и встречи с героями из разных сказок, сюжет одной сказки, присутствие одного сказочного героя, придумывание своей сказки и т. д.

В течение всего занятия дети выполняют движения под веселую музыку, шутки, прибаутки, песни и потешки.

НОД по литературным произведениям.

Цель. Обогащать двигательную деятельность детей, развивать воображение и артистичность, через восприятие сюжета произведения научить преодолевать двигательные трудности в достижении цели.

Использовать литературные произведения только те, которые знакомы детям и доступны их восприятию.

Когда же рассказывать детям содержание произведения и беседовать о нем? Если все занятие строится на сюжете одного произведения, то вначале. Если стихотворение не сюжетное, то оно читается детям тогда, когда это уместно в процессе занятия. Если предстоит встреча с предметами из литературных произведений, то можно, например, найти висящий на дереве мешочек, а в нем «лисичкин» хлеб из произведения М. Пришвина.

Театрализованная НОД

Цель. Использование имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр-драматизаций для закрепления умений и навыков основных видов движений.

Имитация отличается эмоциональной насыщенностью. В ней более образно представляется определенная сторона движения. Легко, бесшумно «спрыгивают птички с ветки»; вперевалочку, широко расставляя ноги, идет «неуклюжий косолапый медведь»; весело, задорно, широко поднимая ноги, шагает «петушок – золотой гребешок».

Во время выполнения мимических и пантомимических движений дети стараются передать путем выразительных движений мышц лица и всего тела образ определенного персонажа или изобразить его различное «душевное» состояние. Например, дети могут изобразить горе зайчика, когда хитрая лиса обманом выгоняет его из избушки.

НОД в форме эстафет и соревнований.

Цель. Развивать у детей физические и волевые качества. Учить преодолевать препятствия для достижения поставленной цели. Развивать стремление к победе и уверенность в своих силах.

Развивающие занятия

«Театр физического воспитания дошкольников»

Это подход к физическому воспитанию, предполагающий использование новой методики физического развития детей. Это игровая по форме новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей.

Фитбол – гимнастика

Фитбол- гимнастика – это гимнастика на больших гимнастических мячах. По структуре фитбол-гимнастика напоминает классические занятия по физическому воспитанию со строгой трехчастной формой.

Стретчинг-гимнастика

Стретчинг – комплекс упражнений на растягивание определенных мышц, связок и сухожилий. Благодаря ему увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, меньше подвержены травмам и дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг снижает мышечное напряжение, повышает их эластичность, что, в свою очередь, снижает травматичность и болевые ощущения. Напряженные же мышцы хуже снабжаются кислородом и дольше восстанавливаются, что может привести к негативным последствиям. Стретчинг обладает и психологическим эффектом : улучшает настроение, поднимает самооценку, создает ощущение комфорта и спокойствия в целом. Он повышает общую двигательную активность, что благоприятно сказывается на суставах и профилактике хрупкости костей. Растяжки полезны во время освоения приемов релаксации, они снижают болевые ощущения.

Занятия стретчинг-гимнастикой целесообразно проводить в игровой форме: стретчинг-сказка, стретчинг-путешествие т. д. Неизменным успехом в стретчинг-гимнастики пользуются специально подобранные стихи. В отличие от обычных физических упражнений, где все движения выполняются в ритм слов или слогов, в стретчинг-гимнастике позы принимаются в соответствии с логическим акцентом, образом в четверостишии или коротком стихотворении. Здесь основное внимание уделяется соответствию выразительных поз, создаваемому образу. В каждом занятии обязательно сочетание динамических и статических форм работы мышц. Мышцы, находящиеся под напряжением, нужно регулярно укреплять путем растягивания и расслабления.

Са-Фи-Дансе

Оздоровительно-развивающая гимнастика Са-Фи-Дансе направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста за счет введения увлекательных форм работы во всех частях занятий, таких как: Танцевально-ритмическая гимнастика.

Представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность.

Туризм

Туризм – благоприятная основа для развития таких интегративных качеств личности ребенка, как:

- физическое развитие – у старшего дошкольника сформированы основные физические качества, потребность в двигательной активности, в соблюдении элементарных правил здорового образа жизни;

- любознательность и активность – ребенок любит экспериментировать, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире.

Цель: организация системы работы дошкольного учреждения по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе организации занятий пешим туризмом.

Активный отдых – форма работы, которую я использую для физического развития с дошкольниками :

1. Дни здоровья.

В рамках весенней недели добра в этом году я с детьми подготовительной группы проводила флеш- моб на городской площади. Дети раздавали листовки прохожим «Мы за здоровый образ жизни», танцевали аэробику, рассказывали речевки. Ежегодно 7 апреля на всемирный день физкультурника я провожу в детском саду день здоровья.

2. Недели здоровья.

Недели здоровья проводятся четыре раза в год: в весеннее, летнее, осеннее и зимнее время года. В неделю здоровья весь образовательный процесс пронизан спортивной тематикой. Работа с детьми включает чтение книг, просмотр иллюстраций, мультфильмов о спорте, спортсменах, составление коллажей, разучивание подвижных игр, эстафет.

Из года в год недели здоровья в нашем детском саду проходят все интереснее и познавательнее. В этом году мы сделали положение о проведении недель здоровья и переходящий кубок «Олимпийчик». После подведения итогов зимней недели здоровья «Олимпийский старт – 2014» кубок был вручен подготовительной к школе группе. По итогам проведения весенний недели здоровья «Весенняя капель движений» кубок Олимпийчик получила старшая группа.

(Показ книг – методических разработок : осенняя неделя здоровья «Спорт выбираем - здоровье укрепляем», зимняя неделя здоровья «Олимпийский старт - 2014», весенняя неделя здоровья «Весенняя капель движений»)

3. Олимпийская программа «Путешествие в Олимпию»

Анализ физкультурно-оздоровительной работы нашего дошкольного учреждения выявил возрастающий интерес детей к олимпийскому движению. Мы убеждены, что формирование представлений об олимпизме может стать частью не только физического, но и эстетического, и нравственного воспитания ребенка. Сложные проблемы патриотического воспитания также могут успешно решаться через формирование у детей чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых аренах.

Включение олимпийского образования в физическую культуру дошкольника способствуют формированию у детей интереса к физическому совершенствованию. Воспитатели дают основные теоретические знания в форме бесед, игр, при рассматриваниии репродукций. По теме «Символы Олимпийских игр» воспитатель дает знания об открытии Олимпийских игр, о флаге с пятью кольцами, раскрывая при этом значение каждого кольца, об олимпийских наградах, олимпийском огне и его истории, формирует понятия: факельная эстафета, клятва спортсменов и судей. Дети рассматривают материалы, где представлено шествие спортсменов и поднятие флага, слушают олимпийские гимны.

Ребенок пополняет словарный запас и накапливает тот теоретический опыт, который в дальнейшем он повторит и закрепит в сюжетной двигательной деятельности на занятиях по физической культуре и в спортивных мероприятиях детского сада.

По программе олимпийского движения мы работаем третий год. Закрепление знаний происходит при проведении больших праздников:

- Зимние Олимпийские игры

-Летние Олимпийские игры

- Встреча пяти континентов – пяти олимпийских колец «Фитнес фестиваль»

- Проект «Мини-спектакль с героями – символами зимней Олимпиады Сочи – 2014»

Осенняя неделя здоровья «Волшебной дорогой в Олимпию» прошла в форме экскурсии. Дети закрепляли знания о символах и традициях олимпиады, летних видах спорта, познакомились с новым спортивным комплексом и посетили конную спортивную школу.

Зимняя неделя здоровья «Олимпийский старт – 2014»

«Навстречу олимпиаде» физкультурные досуги для детей старшего дошкольного возраста Ю. А. Кириллова : ООО «Детство –Пресс», 2012

4. Праздники и развлечения.

Участие в акциях – форма работы с дошкольниками по физической культуре.

1. Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам.

2. Неделя добра.

3. Патриотические олимпиады.

4. Участие во Всероссийском конкурсе-игре по физической культуре «Орленок»

Работа с родителями.

1. Изготовление поделок.

2. Совместные физкультурные занятия родителей с детьми, участие в праздниках.

3. Создание музеев.

4. Спорт дома (фотовыставка).

Работа с социумом.

1. Детская юношеская спортивная школа.

2. Общеобразовательные школы.

Работа с кадрами.

1. Консультации для педагогов.

2. Мастер классы по изготовлению нетрадиционного оборудования.

3. Участие в праздниках.

4. Совместная интегрированная непосредственная образовательная деятельность.

Развивающая среда. Нетрадиционное оборудование.

Эффективность физкультурно-оздоровительной работы зависит от разумной организации развивающей среды, которая максимально ориентирована на интересы дошкольника и укрепление его здоровья. Создавая в группах двигательные центры, мы учитывали инновационные требования к ним. В каждом спортивном уголке умелыми руками педагогов созданы неповторимые варианты двигательной среды. Все оборудование сделано с учетом эстетичности, динамичности, возраста детей, способствует развитию двигательного творчества.

По-новому, нетрадиционно оформлен и физкультурный зал нашего детского сада руками сотрудников и родителей.

Необычное, сказочное оборудование, сочетание традиционного и инновационного развивает у детей повышенный интерес и желание заниматься физкультурой, стимулирует их двигательное творчество, улучшает эмоциональное состояние.

Созданная среда позволяет нам организовать разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Эффективность использования нетрадиционных форм работы при взаимодействии с семьями воспитанников» Семья и детский сад – два социальных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания,.

Эффективность работы педагогов по осуществлению конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Эффективность работы педагогов по осуществлению конструктивного взаимодействия с.

Конспект образовательной деятельности по физическому развитию «Здоровые ножки» (подготовительная гр.) Цель: Формировать осознанное отношение к своему здоровью. Задачи: 1. Укреплять и формировать свод стопы у детей, развивать основные функции.

Конспект образовательной деятельности по физическому развитию «Прогулка на стадион» Цель: содействовать всестороннему гармоничному развитию личности ребенка, укреплять здоровье, развивать двигательные способности воспитанников.

Опыт работы по физическому развитию детей дошкольного возраста Здравствуйте! Я, Леготина Ирина Валерьевна, являюсь инструктором по физической культуре МБДОУ «Иланского детского сад №50». Хотела бы с.

Особенности организации работы по физическому развитию детей дошкольного возраста в нашей группеОсобенности организации работы по физическому развитию детей дошкольного возраста в нашей группе Сохранение здоровья детей дошкольного возраста можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые.

Педсовет №1 Анализ летней оздоровительной работы. Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО Цель: повышение профессионального уровня педагогических кадров в контексте введения ФГОС ДО; анализ работы коллектива в летний оздоровительный.

Эффективность консультативной деятельности 7. Результаты деятельности педагога-психолога по обеспечению условий для охраны психологического здоровья воспитанников Работа педагога-психолога.

Эффективность мнемотехники для развития речи дошкольников. Из опыта работыЭффективность мнемотехники для развития речи дошкольников. Из опыта работы Эффективность мнемотехники для развития речи дошкольников. [/b] Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное.

Эффективность системы работы педагогов по самообразованиюЭффективность системы работы педагогов по самообразованию На основании годового плана работы на 2016 -2017 учебный год в нашем дошкольном учреждении с 13.02.2017г. по 17.02.2017г. был организован.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эффективность работы с дошкольниками по физическому развитию и оздоровительной деятельности
Опубликовано: 24 апреля 2017 в 12:16
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эффективность работы с дошкольниками по физическому развитию и оздоровительной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Чурсина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД