Ольга Чурсина
Эффективность работы с дошкольниками по физическому развитию и оздоровительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Я хочу поделиться своим опытом, рассказать, как можно разнообразить и повысить эффективность работы с дошкольниками по физическому развитию и оздоровительной деятельности.
В нашем детском саду выстроена система оздоровительной работы в течение всего дня с учетом тематики каждой недели и индивидуальных особенностей дошкольников.
Публикация «Эффективность работы с дошкольниками по физическому развитию и оздоровительной деятельности» размещена в разделах
Я, как инструктор по физическому воспитанию, за период педагогической деятельности в детском саду выстроила свою систему физкультурно-образовательной работы с дошкольниками и назвала ее «Спортивная мозаика»
Основная часть
Учитывая индивидуальные возможности ребенка, природные задатки, гендерные особенности, я разрабатываю индивидуальный маршрут развития одаренности и талантливости дошкольника как одну из форм работы с детьми.
Основываясь на принципах развивающего образования : сознательности, интегративности, активности, доступности, наглядности, индивидуализации, систематичности, природосообразности создаю авторские гимнастические композиции, спортивные танцы, акробатические этюды. Так, рождаются праздники, досуги, творческие выступления. Элементы художественной гимнастики я использую уже давно, многие из вас видели выступления наших детей с лентами, мячами, булавами, а вот эстетическую гимнастику я использую в индивидуальных маршрутах совсем недавно, всего три года.
Эстетическую гимнастику часто называют синхронным плаванием на суше.
Она хороша тем, что это массовый вид спорта и дает возможность для большего количества прекрасной половины человечества приобщиться к занятиям и выступать на соревнованиях.
Эстетическая гимнастика – это красивый зрелищный вид спорта, который доступен для любого возраста женщин от 4 до 40 лет и старше. Гимнастика очень полезна для здоровья. Здесь не требуется выполнения сложных небезопасных элементов, композиция похожа на танец, со смыслом, одно движение плавно переходит в другое, преобладают грациозные движения телом.
Непосредственная образовательная деятельность – одна из главных и ведущих форм работы с дошкольниками.
Как сделать, чтобы физкультурные занятия стали действительно развивающими, интересными, увлекательными, познавательными?
Традиционная система физкультурных занятий недостаточно совершенна как по своей структуре, так и по методике обучения. Это побуждает к поиску новых форм и методов нетрадиционного направления работы по физическому воспитанию в детском саду.
Далеко не все дети любят физкультурные занятия, в основном, из-за их однообразия. Ситуация неуспеха формирует комплекс неполноценности уже с детских лет. Ради того, чтобы физкультурные занятия работали на укрепление здоровья ребенка, следует включать нетрадиционные занятия – различные по содержанию, структуре и методике проведения.
В течение десяти лет я углубленно работаю по теме «Нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий».
Сегодня я подробно расскажу, какие именно я использую формы, и покажу на фрагментах занятий.
Образно-игровая НОД.
Цель. Через воображаемый подражательный образ направлять детей на выполнение движений и на приобретение разнообразных навыков.
На протяжении всего занятия разные движения имеют разные образы или один образ воплощается в разных движениях.
Главное заинтересовать детей образом и помочь им «войти» в него. Фиксируя внимание на точном подражании образу, добиваться техники выполнения движений. С помощью музыкального сопровождения развивать творческое исполнение подражательного движения.
Комплексная НОД
Цель: с помощью увеличения двигательной активности осуществлять коррекцию развития речи, физического развития, а также способствовать обучению дошкольников грамоте.
«Алфавит телодвижений» состоит из 33 двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита. Дети на слух или зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечное чувство и мышечное движение, изображают эту букву. И, наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображаемую букву. В данном случае соединяется абстрактное представление буквы с мышечными ощущениями, благодаря чему условные связи в коре головного мозга укрепляются и впоследствии легко воспроизводятся. Движения, которые выполняются при показе той или иной буквы, хорошо знакомы и доступны детям и имеют общеразвивающий характер.
Тематическое занятие
Само название говорит о содержании таких занятий. Как правило, я провожу тематические занятия в конце месяца, когда подвожу итог одной из тем недели. На таких занятиях нет изучения нового материала, а только закрепление пройденного материала.
Эвритмическая гимнастика
Это вид оздоровительно-развивающей гимнастики, основанной на ритмических закономерностях речи, музыки, общеразвивающих упражнениях, базовых шагах и элементах аэробики.
Занятия эвритмической гимнастикой включают элементы аэробики, художественной гимнастики (упражнения с предметом, спортивной гимнастики, акробатики, а также ритмической импровизации. Музыка на занятиях стимулирует фантазию и создает настроение, придает танцевальным движениям темп, силу, динамику.
Степ-гимнастика
Степ – это небольшая ступенька, приподнятая платформа, которая необходима для проведения занятий степ - гимнастикой с детьми старшего возраста. С помощью степ – гимнастики можно сформулировать гармонично развитое тело, прямую осанку и выработать у детей выразительные, плавные, точные движения. Но самый главный результат занятий степ – гимнастикой – укрепление нервной, дыхательной, мышечной, сердечно-сосудистой системы, так как нормализуются артериальное давление, деятельность вестибулярного аппарата.
Степ-гимнастика – это не просто сочетание разнообразных движений, но красивый спортивный танец, который приносит пользу здоровью детей и улучшает их настроение.
Сюжетно-игровая НОД
Цель. Через сюжетную игру научить детей ставить перед собой цель и достигать ее, преодолевая различные проблемные ситуации, воспитывая в себе необходимые для этого психологические и физические качества.
«Перелетные птицы», «Морское царство»…., дети учатся преодолевать игровые препятствия в выполнении движений.
«Искатели клада», «Лесные приключения» - дети уже в начале видят перед собой цель, ищут пути ее достижения, учатся разрешать проблемные ситуации.
«Путешествие в Играй-город», «Путешествие в маленькую страну» - сюжет с неожиданностями, где герои дают задания, от выполнения которых зависит достижение цели.
Предметно-образная НОД.
Цель. Научить детей придавать снарядам и предметам образ и игровой характер для того, чтобы разнообразить и обогатить двигательную деятельность на данном снаряде и с одним предметом.
Если по плану у вас обучение и закрепление основных видов движения: равновесие, перелезание, подлезание, то целесообразно провести предметно-образное занятие «Скамейка-посиделковна», где дети видят схемы превращения скамейки в корабль, мост, тоннель и т. д. По схемам дети сами могут придумывать задания.
Если цель – обучение и закрепление прыжков, то я рекомендую проводить занятие со скакалкой «Так скакалка, а так художник и выдумщик». Дети выполняют ОРУ со скакалкой, свернутой вчетверо, «рисуют» солнышко из скакалок и в медленном темпе учатся выполнять различные виды прыжков (правым и левым боком, прямо, с ноги на ногу и т. д., на закрепление прыжков через короткую скакалку девочки выполняют прыжки вперед, назад, петелькой, а мальчики вперед, назад с продвижением. Как элемент интеграции из скакалки дети делают геометрические фигуры, через них закрепляют виды прыжков. В заключение основной части можно провести П/И «Круг, треугольник, квадрат».
НОД в форме круговой тренировки
Цель. Развивать у детей моторную память, творческое мышление, ориентировку в пространстве, быстроту реакции, ловкость и самостоятельность в выполнении движений.
Дети выполняют движения по карточкам. Например, около каждой станции лежит карточка с графическим изображением данного движения. Дети переходят от одной станции к другой и смотрят на карточки, что им предстоит выполнить. Иногда на карточке я ставлю знак вопроса. Дети знают, что должны сами придумать, какое движение выполнить, то есть использую элемент творческого задания. Можно станции делать отдельно для мальчиков и для девочек. Для мальчиков силовые задания, а для девочек хореографические.
Все графические изображения на карточках и движения, которые должны выполнить дети должны быть хорошо знакомы им, так как это занятие проводится для закрепления навыков. Следует использовать безопасные движения, в основном такие, где вообще не нужна страховка.
НОД по сказкам.
Цель. Через сказку или героя из сказки вводить детей в сказочный мир, развивая у них творчество, фантазию и воображение. Совершенствовать навыки преодоления двигательных трудностей, умение ориентироваться в проблемных ситуациях. Вариантов много – это и встречи с героями из разных сказок, сюжет одной сказки, присутствие одного сказочного героя, придумывание своей сказки и т. д.
В течение всего занятия дети выполняют движения под веселую музыку, шутки, прибаутки, песни и потешки.
НОД по литературным произведениям.
Цель. Обогащать двигательную деятельность детей, развивать воображение и артистичность, через восприятие сюжета произведения научить преодолевать двигательные трудности в достижении цели.
Использовать литературные произведения только те, которые знакомы детям и доступны их восприятию.
Когда же рассказывать детям содержание произведения и беседовать о нем? Если все занятие строится на сюжете одного произведения, то вначале. Если стихотворение не сюжетное, то оно читается детям тогда, когда это уместно в процессе занятия. Если предстоит встреча с предметами из литературных произведений, то можно, например, найти висящий на дереве мешочек, а в нем «лисичкин» хлеб из произведения М. Пришвина.
Театрализованная НОД
Цель. Использование имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр-драматизаций для закрепления умений и навыков основных видов движений.
Имитация отличается эмоциональной насыщенностью. В ней более образно представляется определенная сторона движения. Легко, бесшумно «спрыгивают птички с ветки»; вперевалочку, широко расставляя ноги, идет «неуклюжий косолапый медведь»; весело, задорно, широко поднимая ноги, шагает «петушок – золотой гребешок».
Во время выполнения мимических и пантомимических движений дети стараются передать путем выразительных движений мышц лица и всего тела образ определенного персонажа или изобразить его различное «душевное» состояние. Например, дети могут изобразить горе зайчика, когда хитрая лиса обманом выгоняет его из избушки.
НОД в форме эстафет и соревнований.
Цель. Развивать у детей физические и волевые качества. Учить преодолевать препятствия для достижения поставленной цели. Развивать стремление к победе и уверенность в своих силах.
Развивающие занятия
«Театр физического воспитания дошкольников»
Это подход к физическому воспитанию, предполагающий использование новой методики физического развития детей. Это игровая по форме новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей.
Фитбол – гимнастика
Фитбол- гимнастика – это гимнастика на больших гимнастических мячах. По структуре фитбол-гимнастика напоминает классические занятия по физическому воспитанию со строгой трехчастной формой.
Стретчинг-гимнастика
Стретчинг – комплекс упражнений на растягивание определенных мышц, связок и сухожилий. Благодаря ему увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, меньше подвержены травмам и дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг снижает мышечное напряжение, повышает их эластичность, что, в свою очередь, снижает травматичность и болевые ощущения. Напряженные же мышцы хуже снабжаются кислородом и дольше восстанавливаются, что может привести к негативным последствиям. Стретчинг обладает и психологическим эффектом : улучшает настроение, поднимает самооценку, создает ощущение комфорта и спокойствия в целом. Он повышает общую двигательную активность, что благоприятно сказывается на суставах и профилактике хрупкости костей. Растяжки полезны во время освоения приемов релаксации, они снижают болевые ощущения.
Занятия стретчинг-гимнастикой целесообразно проводить в игровой форме: стретчинг-сказка, стретчинг-путешествие т. д. Неизменным успехом в стретчинг-гимнастики пользуются специально подобранные стихи. В отличие от обычных физических упражнений, где все движения выполняются в ритм слов или слогов, в стретчинг-гимнастике позы принимаются в соответствии с логическим акцентом, образом в четверостишии или коротком стихотворении. Здесь основное внимание уделяется соответствию выразительных поз, создаваемому образу. В каждом занятии обязательно сочетание динамических и статических форм работы мышц. Мышцы, находящиеся под напряжением, нужно регулярно укреплять путем растягивания и расслабления.
Са-Фи-Дансе
Оздоровительно-развивающая гимнастика Са-Фи-Дансе направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста за счет введения увлекательных форм работы во всех частях занятий, таких как: Танцевально-ритмическая гимнастика.
Представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность.
Туризм
Туризм – благоприятная основа для развития таких интегративных качеств личности ребенка, как:
- физическое развитие – у старшего дошкольника сформированы основные физические качества, потребность в двигательной активности, в соблюдении элементарных правил здорового образа жизни;
- любознательность и активность – ребенок любит экспериментировать, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире.
Цель: организация системы работы дошкольного учреждения по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе организации занятий пешим туризмом.
Активный отдых – форма работы, которую я использую для физического развития с дошкольниками :
1. Дни здоровья.
В рамках весенней недели добра в этом году я с детьми подготовительной группы проводила флеш- моб на городской площади. Дети раздавали листовки прохожим «Мы за здоровый образ жизни», танцевали аэробику, рассказывали речевки. Ежегодно 7 апреля на всемирный день физкультурника я провожу в детском саду день здоровья.
2. Недели здоровья.
Недели здоровья проводятся четыре раза в год: в весеннее, летнее, осеннее и зимнее время года. В неделю здоровья весь образовательный процесс пронизан спортивной тематикой. Работа с детьми включает чтение книг, просмотр иллюстраций, мультфильмов о спорте, спортсменах, составление коллажей, разучивание подвижных игр, эстафет.
Из года в год недели здоровья в нашем детском саду проходят все интереснее и познавательнее. В этом году мы сделали положение о проведении недель здоровья и переходящий кубок «Олимпийчик». После подведения итогов зимней недели здоровья «Олимпийский старт – 2014» кубок был вручен подготовительной к школе группе. По итогам проведения весенний недели здоровья «Весенняя капель движений» кубок Олимпийчик получила старшая группа.
(Показ книг – методических разработок : осенняя неделя здоровья «Спорт выбираем - здоровье укрепляем», зимняя неделя здоровья «Олимпийский старт - 2014», весенняя неделя здоровья «Весенняя капель движений»)
3. Олимпийская программа «Путешествие в Олимпию»
Анализ физкультурно-оздоровительной работы нашего дошкольного учреждения выявил возрастающий интерес детей к олимпийскому движению. Мы убеждены, что формирование представлений об олимпизме может стать частью не только физического, но и эстетического, и нравственного воспитания ребенка. Сложные проблемы патриотического воспитания также могут успешно решаться через формирование у детей чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых аренах.
Включение олимпийского образования в физическую культуру дошкольника способствуют формированию у детей интереса к физическому совершенствованию. Воспитатели дают основные теоретические знания в форме бесед, игр, при рассматриваниии репродукций. По теме «Символы Олимпийских игр» воспитатель дает знания об открытии Олимпийских игр, о флаге с пятью кольцами, раскрывая при этом значение каждого кольца, об олимпийских наградах, олимпийском огне и его истории, формирует понятия: факельная эстафета, клятва спортсменов и судей. Дети рассматривают материалы, где представлено шествие спортсменов и поднятие флага, слушают олимпийские гимны.
Ребенок пополняет словарный запас и накапливает тот теоретический опыт, который в дальнейшем он повторит и закрепит в сюжетной двигательной деятельности на занятиях по физической культуре и в спортивных мероприятиях детского сада.
По программе олимпийского движения мы работаем третий год. Закрепление знаний происходит при проведении больших праздников:
- Зимние Олимпийские игры
-Летние Олимпийские игры
- Встреча пяти континентов – пяти олимпийских колец «Фитнес фестиваль»
- Проект «Мини-спектакль с героями – символами зимней Олимпиады Сочи – 2014»
Осенняя неделя здоровья «Волшебной дорогой в Олимпию» прошла в форме экскурсии. Дети закрепляли знания о символах и традициях олимпиады, летних видах спорта, познакомились с новым спортивным комплексом и посетили конную спортивную школу.
Зимняя неделя здоровья «Олимпийский старт – 2014»
«Навстречу олимпиаде» физкультурные досуги для детей старшего дошкольного возраста Ю. А. Кириллова : ООО «Детство –Пресс», 2012
4. Праздники и развлечения.
Участие в акциях – форма работы с дошкольниками по физической культуре.
1. Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам.
2. Неделя добра.
3. Патриотические олимпиады.
4. Участие во Всероссийском конкурсе-игре по физической культуре «Орленок»
Работа с родителями.
1. Изготовление поделок.
2. Совместные физкультурные занятия родителей с детьми, участие в праздниках.
3. Создание музеев.
4. Спорт дома (фотовыставка).
Работа с социумом.
1. Детская юношеская спортивная школа.
2. Общеобразовательные школы.
Работа с кадрами.
1. Консультации для педагогов.
2. Мастер классы по изготовлению нетрадиционного оборудования.
3. Участие в праздниках.
4. Совместная интегрированная непосредственная образовательная деятельность.
Развивающая среда. Нетрадиционное оборудование.
Эффективность физкультурно-оздоровительной работы зависит от разумной организации развивающей среды, которая максимально ориентирована на интересы дошкольника и укрепление его здоровья. Создавая в группах двигательные центры, мы учитывали инновационные требования к ним. В каждом спортивном уголке умелыми руками педагогов созданы неповторимые варианты двигательной среды. Все оборудование сделано с учетом эстетичности, динамичности, возраста детей, способствует развитию двигательного творчества.
По-новому, нетрадиционно оформлен и физкультурный зал нашего детского сада руками сотрудников и родителей.
Необычное, сказочное оборудование, сочетание традиционного и инновационного развивает у детей повышенный интерес и желание заниматься физкультурой, стимулирует их двигательное творчество, улучшает эмоциональное состояние.
Созданная среда позволяет нам организовать разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы.