Ольга Каращук
Формирование творческих представлений у детей младшего возраста в процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд №1, 2
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.
В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности.
Темочки:
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью.
Слайд №3
Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач современной педагогики. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность, аппликация и лепка. Они способствует активному познанию детьми окружающего мира, воспитанию у них способности творчески отражать свои впечатления. К тому же творческая деятельность является для детей источником особой радости, способствует воспитанию у них чувства гордости и удовлетворения результатами своего труда, закрепляет чувство успеха.
Слайд №4
Мои задачи как педагога:
- Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью;
- Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства и т. д;
-Развивать умение создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках;
-Развивать эстетическое восприятие.
В процессе наблюдения за художественным творчеством детей, я отметила, что зачастую, детские работы бывают, схематичны и однообразны, некоторые ребята не выбирают ярких цветов, используют неудачные композиционные решения. Сделала вывод, что решить эти проблемы возможно лишь при условии нового подхода к организации образовательной деятельности с детьми по данному направлению, а именно – включение разнообразной продуктивной деятельности детей при организации вечернего отрезка времени.
Свою работу по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста строю на следующих принципах:
•От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
•Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
•Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
Цель: Всестороннее развитие художественно - творческих способностей через продуктивные виды деятельности.
Развитие творчества во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в группе. Так, появился «Центр искусства и творчества» с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности и художественного труда: кисточки, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, штампы для печатания, ватные палочки, и т. д.
В уголке есть стенд для выставки детских работ. Я играю с детьми в такие дидактические игры, как: «Цвет, форма, размер», «Подбери по форме» и другие, направленные на закрепление сенсорных эталонов, развитие восприятия, внимания, зрительной памяти, ассоциативного мышления. Кроме того, в группе и во время прогулки мы играем в подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Курочка – хохлатка», «Зайка беленький сидит», и многие другие для закрепления знаний об окружающем мире и развития творчества.
У детей 2-3 лет уровень художественных способностей зависит от уровня развития мелкой моторики рук. Поэтому для ее развития я активно применяю сенсомоторную деятельность, используя различные средства. Так, для развития мелкой моторики я использую пластмассовые и деревянные прищепки. Я предлагаю детям прицепить прищепки одного цвета на необходимую тарелочку, закрепляя тем самым названия основных цветов.
В 1 младшей группе развитие художественного творчества проходит на занятиях рисованием, лепкой. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире и развития детского изобразительного творчества.
Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.
Для того что бы развить художественно – творческие способности и привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию с младшего дошкольного возраста, я использую нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций,
Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я обыграю сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек, предметов, сопровождая рисование эмоциональным комментарием, используя художественное слово. Такой подход позволяет мне заинтересовать малышей, дольше удержать внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.
Слайд №5
Ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования, я начала с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Рисование ватными палочками для детей оказывает позитивное влияние на настроение и воображение, развивает фантазию и креативность с ранних лет.
Слайд №6
Детей младшего дошкольного возраста, я учу рисовать ладошкой. Этот способ рисования им очень нравится. У нас получались замечательные рисунки
Надо отметить, что увлекательность процесса для ребенка гораздо важнее конечного результата, поэтому старалась вовремя остановить малыша и переключить его внимание на созданный образ, например: «Что ты нарисовал?», «Чьи это следы?», «Какая ягодка тебе нравится?», «Для кого эти ягодки?».
Уже с младшей группы мы рисуем печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции.
Вывод
Подводя итоги своей работы, направленной на развитие художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста при организации вечернего отрезка времени, можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы:
- дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощенные, инициативнее, дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым “зажатым” детям. Слайд№7 Творческие способности играют такую же важную роль, как и интеллектуальное развитие. Ведь если знания мы считаем пищей для ума, то творчество смело можно назвать пищей для души.
Слайд №8