Алена Ефимовских
Выступление педагога-психолога на родительском собрании в первой группе раннего возраста «Давайте познакомимся»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 30
Выступление психолога на родительском собрании в первой младшей группе ДОУ
«Давайте познакомимся»
Составитель: педагог-психолог Ефимовских А. С.
13.11 2019г.
Цель: Повышение компетентности родителей в воспитании детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Публикация «Выступление педагога-психолога на родительском собрании в первой группе раннего возраста „Давайте познакомимся“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
1. Создать условия для знакомства родителей друг с другом.
2. Познакомить родителей с возрастными особенностями детей.
Материалы:
Фотоаппарат, бейджики, птичка, магнитно-маркерная доска.
Ход
Воспитатель:Добрый вечер. Мы рады видеть Вас на нашей встрече. Сегодня замечательное событие - первое родительское собрание в Вашей группе. Родительское собрание – это важное мероприятие, которое помогает правильно организовать педагогам и родителям совместную деятельность, установить дружеские и партнёрские отношения на благо детей. Многие вопросы и проблемы можно решить, собравшись вместе, и в спокойной доброжелательной атмосфере вести диалог.
В детском саду Вам и Вашим детям предстоит прожить долгих 5 лет. Станут ли эти годы для Вашего ребёнка, а значит и для вас счастливыми это во многом зависит от вас, от вашего участия в жизни группы. Вовремя нашей встречи, хочется, что бы состоялось знакомство, которое позже, надеюсь, перерастёт в дружеские отношения. Сегодня у нас присутствует на собрании педагог-психолог : Ефимовских А. С. и я передаю ей слово…
Психолог:Нередко бывает, что родители детей одной группы, встречаясь, даже не знают друг друга. И это очень мешает общению. Поэтому мы предлагаем вам познакомиться. Для того чтобы узнать друг друга
Для детей-дошкольников основной вид деятельности – игра, я вам то же предлагаю поиграть.
Игра 1. «Давайте познакомимся»
Цель: Наладить контакт между членами группы.
Материалы: Птичка.
Встаньте, пожалуйста, в круг.
Мы будем знакомиться при помощи символа – птички. Вспомните пословицу «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь». Называем себя и имя своего ребенка
Например:, Анна Васильевна, мама Насти
Игра 2. «Встаньте «так»»
Цель: Побудить членов группы к взаимодействию.
А теперь встаньте в первый ряд родители у кого один ребёнок
Во второй – два ребёнка
В третий - три и более ребёнка
А сейчас посмотрим кого у нас больше девочек или мальчиков
Первая группа - команда девочек
Вторая группа – команда - мальчиков
Возвращаемся в круг
Встаньте
Плечо к плечу
Нога к ноге
Поменяйтесь парами
Встаньте колено к колену
Ладонь к ладони
Взявшись за руки, образовали нечто целое - круг, коллектив.
Мы хотим, чтобы вы вот так прошагали все 5 лет рука об руку и стали одной большой дружной семьёй.
Попрошу Вас присесть.
Тема нашей встречи - Особенности раннего возраста?
Вступительное слово психолога:
Первые годы жизни ребенка, очень интересный, познавательный, быстро меняющийся период в жизни ребенка. В эти годы малыш активно познает окружающий мир, людей, себя, отношения со взрослыми и детьми. Учиться пользоваться окружающими предметами. В эти годы маленький человек очень любопытен, открыт для общения, непосредственен. Именно сейчас закладывается отношения ребенка к людям. Первые детские впечатления накладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка. Это начало всех его будущих качеств и способностей. В этот период наиболее близкие для ребенка люди - это его родители, но порой за суетой обыденной жизни они не замечают, как растет и развивается их ребенок, что нового, необычного происходит с ребенком в этот период и как понять ребенка в 1,5 – 2 лет. Что ему нужно, каковы его потребности и желания? Сегодня мы с вами попробуем в этом разобраться.
В нашу группу зачислено17 детей (15 детей посещают ДОУ, 2 еще нет).Наши малыши, уже целых 3 месяца ходят в детский сад
При поступлении в ДОУ все дети проходят через адаптационный период. Адаптация – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях:
1) физиологическом – ребёнок начинает часто болеть;
2) психологическом – ребёнок может капризничать, плохо есть, и спать, он может быть агрессивным или подавленным, много плакать;
3) социальном – ребёнок «теряется» в окружающем мире, становится менее самостоятельным.
Для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он может имеет разную длительность:
1) лёгкая – около месяца требуется ребёнку, чтобы приспособиться к новым условиям (13детей 76%) Дети кушают, спят, играют, идут на контакт с взрослыми
2) средняя – ребёнок приспосабливается за два месяца -;
3) тяжёлая – ребёнок приспосабливается за три месяца-;
4) очень тяжёлая – около полугода и более-, Для 13 детей процесс адаптации уже закрыт, но 2 ребенка (Шеляпин, Тархов)- еще проходят процесс адаптации.
По данным анкетирования (6родителей приняли участие) 5 из них считают, что дети готовы к поступлению ДОУ, 1 «Условно готов».
А теперь пожалуйста, поделитесь с нами, какие перемены Вы заметили в Вашем ребёнке?
Родители высказываются.
Например: Маша научилась одевать носки, Петя стал говорить предложения из 2-х слов, Юля перестала утром плакать при нашем расставании и т. д.
Психологические особенности детей 1,5-2лет
Показатели Характеристика
Ведущая потребность Потребность в общении со значимым взрослым. Индивидуальное внимание взрослого человека.
Ведущая функция Восприятие
Игровая деятельность Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками
Отношение со взрослыми Взрослый – источник помощи и защиты
Отношение со сверстниками Сверстник малоинтересен
Эмоции Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта
Способ познания Действия с предметами; действия по подражанию приятному взрослому
Объект познания Окружающие предметы
Восприятие Восприятие сенсорных эталонов (все хочется потрогать)
Внимание Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую
Удерживает внимание 5-10 мин.
Память Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация); преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная.
Мышление Наглядно – действенное. Процесс познания мира происходит через реальные действия с предметами.
Воображение Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа)
Условия успешности Разнообразие окружающей среды; индивидуальное общение со взрослым
Новообразования возраста Сенсорное (с помощью органов чувств) познание мира
Дети 1, 5 – 3 лет относятся к раннему возрасту. Раннее детство – очень короткий период в жизни человека. Но этот период имеет непреходящее значение.
Основной вид деятельности детей – манипулирование предметами. Т. е. ребенок вначале изучает предмет, узнает его назначение, а затем начинает употреблять эти предметы для других целей. Поэтому, чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, нужно ребенку осваивать разнообразные действия с одним и тем же предметом, а значит, предметно-развивающая среда не должна быть перегружена игрушками, но должна быть разнообразно. Игры со сверстниками не привлекают этих детей, они предпочитают самостоятельные игры.
Происходит активное формирование речи:
- к 1,5 годам ребенок способен владеть 30,40 словами;
- к 2 годам – 300-400. Основными вопросами детей в этом возрасте должны быть вопросы «Кто?», «Что?», ребенок начинает употреблять не только существительные, но и прилагательные, наречия, глаголы, местоимения.
Формируется фразовая речь;
- к 2,5 годам ребенок осваивает 1000 слов, основные вопросы, интересующие ребенка «Где?», «Когда?», «Куда?», «Откуда?».
Развитие познавательных процессов ребенка раннего возраста идет быстрыми темпами: стремительно развиваются внимание, память, восприятие, мышление.
Главной функцией данного возраста является восприятие.
Восприятие ребенка этого возраста непроизвольное. Он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Задача взрослого – правильно называть признаки и действия предмета, постоянно озвучивать их, а затем и спрашивать о них у ребенка.
Детям этого возраста полезны самообучающие игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки.
В этом возрасте важно знакомить детей с цветом и формой. В возрасте 2-3 лет малыш способен различать:
- 5 форм (круг, квадрат, овал, треугольник и прямоугольник,
- 8 цветов (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый, фиолетовый, оранжевый).
Основной способ познания ребенком окружающего мира – метод проб и ошибок, поэтому дети этого возраста любят разбирать игрушки. Чаще всего, это нормальная познавательная активность ребенка, а не его капризы.
Внимание и память ребенка раннего возраста непроизвольные. Т. е. привлекают и запоминаются только яркие предметы, издающие звуки, картинки и т. д.
Поведение ребенка также непроизвольное, дети не могут сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий.
Дети младшего дошкольного возраста очень восприимчивы к эмоциональным состоянием окружающихи подвержены так называемому «эффекту заражения» : если один ребенок начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будут рядом с ним. Проявления положительных и отрицательных эмоций зависит от физического комфорта.
Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка – это системность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима.
У детей от 1 до 3 лет больший диапазон страхов, чем у младенцев. Это объясняется тем, что умственные способностей расширяются. Замечая, что некоторые объекты могут исчезать из их поля зрения, дети боятся, что и сами они могут исчезнуть. Они могут опасаться водопроводных труб в ванной и туалете, думая, что вода может унести их с собой. Маски, парики, новые очки, кукла без руки, медленно сдувающийся воздушный шарик – все это может вызвать страх. У некоторых детей может возникать страх перед животными или движущимися машинами, многие боятся спать в одиночестве. Обычно страхи исчезают со временем сами по мере освоения ребенком более тонких способов мышления.
Психолог:
Уважаемые родители, теперь Вы знаете особенности раннего возраста и сможете пользоваться полученными знаниями в жизни.
А теперь давайте вспомним Ваших детей и Ваши запреты и замечания, которые Вы даете им.
Зачастую родители и воспитатели, делая замечания своим детям в опасных для их жизни и здоровья ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо. В результате ребенок не получает нужной информации, теряется, не знает как поступить, ведь бездействовать он не может. И случается, что делает все наоборот.
Обращение к ребенку должно быть позитивным, предполагать ответное действие, а не бездействие.
Упражнение «Запреты»
Выбирается один участник, и садиться на стул в центре зала (он исполняет роль ребенка). Все остальные подходят и говорят, что они запрещают ему делать, завязывают при этом лентой, ту часть тела которой касался этот запрет ( Например: «Не кричи!» - завязывают рот, «Не бегай» - завязывают ноги и т. д.). После того, как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как ему встать очень трудно, то его нужно развязать. Каждый участник подходит и развязывает свою ленту, при этом снимая запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, чтобы суть запрета осталась (Например «Говори тише», «Иди шагом»)
Вопросы для обсуждения:
1. Участнику, игравшему роль ребенка.
- Что Вы чувствовали, когда родители сковывали, ограничивали Вашу свободу?
- Ограничение, какой части тела Вы ощущали наиболее остро?
- Какие у Вас были чувства, когда вам предложили встать?
- Что Вы чувствуете сейчас?
1. Вопросы для игроков, исполнявших роль родителей.
- Что Вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?
- Что Вам хотелось сделать?
- Легко ли найти слова, чтобы переформулировать запрет?
- Какие чувства вы испытываете сейчас?
Психолог:
Известно, что готовых рецептов воспитания не существует, у каждого из вас свой ребенок, со своими особенностями. Как действовать в той или иной ситуации решать только вам, но всегда важно понимать своего ребенка и слышать, что он хочет вам сказать. (ПОЗИТИВНЫЕ ФРАЗЫ)
Воспитатель
Затем вместе с родителями на магнитно-маркерной доске записываем предлагаемые родителями качества, и умения которыми бы им хотелось, что бы к концу года стал обладать их малыш.
Например:
Послушный
Уравновешенный
Любознательный
Общительный
Подвижный
Открытый
Уметь вытирать полотенцем руки
Знать 5 цветов
и др.
Затем знакомим родителей с тем
ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ И ЗНАТЬ РЕБЕНОК В 2-3 ГОДА
К концу года дети должны уметь следующее:
Ознакомление с окружающим
• Различать и называть игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты и овощи, вилы транспорта.
• Свободно ориентироваться в ближайшем окружении: узнавать свой дом и квартиру, детский сад и групповую комнату.
• Знать имена членов своей семьи и персонала группы.
• Вместе со взрослым заботиться о комнатных растениях.
Речевое развитие
• Иметь активный словарный запас (не менее 1000 слов).
• Повторить за взрослым небольшое предложение, в том числе содержащее вопрос или восклицание
• Ответить на понятный вопрос взрослого.
• Поделиться информацией («Коля пришел», пожаловаться на неудобство (замерз, устал) и действия сверстника (отнимает).
• Сопровождать речью игровые и бытовые действия.
• Слушать небольшие сказки без наглядного сопровождения.
• Пользоваться речью как средством общения со сверстниками.
Художественная литература
• Слушать стихи, сказки, рассказы. При повторном их чтении проговаривать слова, небольшие фразы.
• Вместе с педагогом рассматривать иллюстрации в знакомых книжках.
Математика
• Активно участвовать в образовании групп из отдельных предметов, различать «много» предметов и «один».
• Различать предметы большие и маленькие, высокие и низкие, длинные и короткие.
• Узнавать шар и куб. Различать треугольник, квадрат, круг, овал, прямоугольник, звезду.
Изо деятельность
• Знать что карандашами, красками и кистью можно рисовать; pазличать красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета.
• Радоваться своим рисункам, называть, что на них изображено.
• Знать, что из глины можно лепить и она мягкая.
• Раскатывать комок пластилина прямыми u круговыми движениями кистей рук, отламывать от большого комка маленькие комочки, сплющивать их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу
• Лепить несложные предметы; аккуратно пользоваться пластилином.
Конструирование
• Различать основные формы деталей строительного материала.
• С помощью взрослого строить разнообразные постройки, используя большинство форм.
• Разворачивать игру вокруг собственной постройки.
Музыкальное воспитание
• Вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы.
• Двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движение с первыми звуками музыки.
• Выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.
• Различать и называть музыкальные инструменты: погремушки, бубен.
А СЕЙЧАС Я ПРЕДЛАГАЮ ВАМ ПОСМОТРЕТЬ ПРЕЗЕНТАЦИ «Один день из жизни дошколят»
Родителям вручаем памятки.
Подводим итог.