Наталья Копылова
Консультация для родителей на родительском собрании «Адаптация детей к детскому саду». Рекомендации родителям.
▼ Скачать + Заказать документы
"Детство - это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш".
В. А. Сухомлинский
Адаптация детей в детском саду всегда была и остается психологически наиболее сложным периодом как для ребенка и его родителей, так и для педагогов. Для любого ребенка начало посещения детского сада - сильнейший стресс. Даже самый здоровый ребенок растеряется, впервые попав в совершенно новую обстановку, где нет мамы, которая помогла бы в ней разобраться, привыкнуть, освоиться; где много совершенно незнакомых детей, некоторые из них плачут; где чужие взрослые (воспитатели, которых надо слушаться: они дают есть незнакомую еду из незнакомых тарелок, кладут спать в незнакомую кроватку и нет любимого зайца, с которым всегда засыпаешь дома.
Публикация «Консультация для родителей на родительском собрании „Адаптация детей к детскому саду“, Рекомендации родителям,» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Родительские собрания
- Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
В возрасте 2-3 лет ребенок еще не в состоянии играть с игрушками, даже если они очень привлекательные, он еще не умеет общаться с другими детьми, не понимает их и не может выразить свои желания, мысли, чувства так, чтобы его поняли. Посторонних же взрослых некоторые дети просто могут испугаться.
В результате многолетних наблюдений и общения с родителями установлено, что 48% современных родителей, имея низкий уровень психолого-педагогической культуры, не понимают опасности сложной адаптации для здоровья и психики ребенка, поэтому стремятся как можно быстрее отдать малыша в детский сад.
Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад? Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут.
Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает иногда очень болезненно. Когда он впервые приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье ребенка. Новая обстановка выводит малыша из равновесия и нередко вызывает у него бурные реакции. Многочисленными исследованиями доказано, что сложности в адаптации у детей раннего возраста возникают из-за резкого, насильственного отрыва их от матери.
В чем же лежат причины тяжелой адаптации к условиям детского сада?
Основных несколько:
1. отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада;
2. наличие у ребенка своеобразных привычек (сосание соски, бутылочки, укачивание при укладывании и др.);
3. неумение занять себя игрушкой;
4. несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков;
5. отсутствие опыта общения с незнакомыми детьми и взрослыми. Особенно страдают при вхождении в группу те дети, опыт общения которых был сужен до минимума (мама-ребенок, бабушка-ребенок, ограничен рамками семьи (папа, мама, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта весьма затруднительно для таких детей. Чем более узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее ребенку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем. Привязанность только к близким людям, умение общаться только сними, неумение войти в контакт с незнакомыми людьми определяет характер поведения.
Основные особенности нормально текущего периода адаптации
Нарушения настроения: слезливость, капризность, подавленное состояние у некоторых детей; возбудимость, гневливость, агрессивные проявления у других (продолжительность - от 1 недели до 1,5 месяца).
Нарушения сна. Дети очень часто начинают хуже спать, с трудом засыпают вечером, могут плакать перед сном; утром же их бывает очень трудно разбудить в нужное время. некоторые дети не могут заснуть днем в детском саду, переутомляются и быстро засыпают вечером. Другие, перевозбужденные, не могут успокоиться до 22-23 часов. Недостаток сна сказывается на самочувствии детей практически сразу и оказывает комплексное негативное влияние на нервную систему (продолжительность - от 1 до 2 месяцев).
Нарушения аппетита. Дети начинают плохо есть (причем и дома, и в саду) по той причине, что им предлагают непривычную пищу, новые блюда, незнакомые на вкус. Для детей, привыкших к приему протертой пищи в домашних условиях, может оказаться неожиданной консистенция блюд в детском саду. В сочетании с повышенной нервной возбудимостью некоторых детей это может привести к кратковременным желудочно-кишечным расстройствам - рвоте, болям в животе, икоте, иногда - к пищевой аллергии (продолжительность - от 1 недели до 1 месяца).
Понижение иммунитета. Вследствие стресса у маленьких детей страдает иммунная система, они начинают часто болеть (обычно ОРВИ, реагируют на переохлаждение, перегревание, сквозняки гораздо чаще, чем в обычном состоянии; легко заражаются друг от друга (продолжительность - от 2 до 10 месяцев, у некоторых еще дольше).
Нарушения поведения. Дети как бы возвращаются на более ранние ступени развития, хуже играют, игры становятся более примитивными, не могут оторваться от мамы даже дома, начинают бояться чужих людей. У некоторых наблюдается утрата навыков самообслуживания, гигиенических навыков (они не просятся на горшок, испытывают затруднения при необходимости помыть руки и т. д.) (продолжительность - от 1 недели до 2 месяцев).
Рекомендации родителям
В период адаптации, дорогие родители, вы можете помочь своему ребенку
1. Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к детям в семье и детском саду. В целях предупреждения отрицательных эмоций не следует резко изменять привычный уклад жизни детей. особенно тяжело переносят дети разлуку с родителями, если их приводят к 8 часам утра и оставляют до вечера. Рекомендуется родителям в первые дни сократить время пребывания ребенка в детском саду до минимума (1-2 часа) и можно пройти в группу вместе с ребенком: присутствие в группе близкого человека, хотя бы и временное, дает ребенку возможность спокойно сориентироваться в новых условиях. Поддержка, теплота, уверенность в том, что мама рядом, помогает освоиться в новой обстановке, установить отношения с воспитателями, со сверстниками. А домашние условия рекомендуется приблизить к условиям детского сада: организовать похожий режим, упражнять ребенка в самостоятельности - чтобы он мог сам кушать, обслуживать себя и т. п.
2. Новичков рекомендуется приводить попозже. Обычно родители сосредоточивают свое внимание на своевременном приходе ребенка в детский сад, забывая что при этом дети становятся свидетелями слез и отрицательных эмоций других детей при расставании со своими родителями, и это сказывается на их настроении.
3. В привыкании к новым условиям важную роль играет возможность "интимизировать" обстановку: посоветовать маме дать с собой ребенку игрушку (не новую, но и не самую любимую - во избежание конфликтов, знакомые и привычные предметы, чтобы с ним оставалось что-то родное, "кусочек дома". Любимая знакомая игрушка овладевает вниманием ребенка и помогает ему отвлечься от расставания с близкими. Все это создает для ребенка фон уверенности, обеспечивает психологический комфорт.
4. По возможности расширять круг общения ребенка, помочь преодолеть ему страх перед незнакомыми людьми: обращать внимание ребенка на действия и поведение посторонних людей, вызывать положительное отношение к ним.
5. Помогать ребенку разбираться в игрушках: использовать показ действий с ними, сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в совместную игру.
6. Развивать подражательность в действиях ребенка: "Полетаем, как воробушки", "Попрыгаем, как зайчики" и др.
7. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего и т. д.
8. Не допускать высказываний сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в детский сад.
9. Приучать к самообслуживанию. Требования к ребенку должны быть последовательны и доступны. Важно также постоянно упражнять ребенка в осваиваемых действиях, поощрять ребенка, давать положительную оценку даже за попытку выполнения самостоятельных действий.
Рекомендации психолога
Приемы, облегчающие ребенку утренние расставания
1. Научитесь прощаться с ребенком быстро. Не затягивайте расставание. Ребенок почувствует ваше беспокойство за него, и ему будет еще труднее успокоиться.
2 Дайте с собой малышу игрушку (не новую, но и не самую любимую - во избежание конфликтов, чтобы с ним оставалось что-то родное, "кусочек дома". Любимая знакомая игрушка овладевает вниманием ребенка и помогает ему отвлечься от расставания с близкими. Все это создает для ребенка фон уверенности, обеспечивает психологический комфорт.
3. Придумайте забавный ритуал прощания и строго придерживайтесь его, например, всегда целуйте ребенка в щечку, а потом нежно потритесь носиками или что-нибудь подобное.
4. Не пытайтесь подкупить ребенка, чтобы он остался в детском саду за новую игрушку.
5. Четко дайте ребенку понять, что какие бы истерики он ни закатывал, он все равно пойдет в детский сад. Если вы хоть раз ему поддадитесь, в дальнейшем вам будет уже гораздо сложнее справиться с его капризами и слезами.