Надюк Татьяна Алексеевна
Реализация социально-коммуникативного развития в группе раннего возраста по программе «Теремок»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
«Теремок» — современная образовательная программа для детей от двух месяцев до трех лет. Ориентированна на создание оптимальных условий для становления социокультурного опыта ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и образовательного запроса семьи. Программа носит стратегический, комплексный, инновационный и вариативный характер, соответствует ФГОС ДО. Я хочу познакомить вас с основными задачами и содержанием образовательной области «социально коммуникативное развитие».
Публикация «Реализация социально-коммуникативного развития в группе раннего возраста по программе „Теремок“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- Темочки
При подборе форм, методов, способов достижения планируемых образовательных результатов важно учитывать общие характеристики развития детей и образовательные задачи для каждого возрастного периода.
Для второй группы раннего возраста в данной образовательной области авторами сформулированы следующие образовательные задачи:
• Обеспечивать благоприятную социальную адаптацию ребенка в детском саду; создавать атмосферу эмоционального комфорта
• Вовлекать ребенка в систему социальных отношений в близком социуме (семья, детский сад).
• Создавать условия для знакомства ребенка с самим собой (основа будущего образа «Я»).
• Формировать первоначальные представления социального характера. Знакомить с правилами и нормами поведения в обществе. • Содействовать развитию взаимоотношений с близкими людьми в процессе доступных видов деятельности.
• Формировать элементарные представления о себе и других людях, о семье и обществе, о взаимоотношениях между людьми и различных ситуациях общественной жизни.
• Поддерживать становление и развитие игровой деятельности.
• Знакомить с трудом взрослых (родителей, воспитателя, повара, врача, водителя и др.) и значением его результатов для других людей.
• Поддерживать проявление и осмысление своих потребностей, желаний, интересов, достижений.
2 слайд
На втором году жизни расширяются возможности вхождения ребенка в социум, поэтому событийная общность «взрослый — ребенок» преобразуется. Усиливается стремление к автономности и самостоятельности, но ребенок по-прежнему нуждается в участии взрослого в его жизни и деятельности. Появляется потребность в поддержке, признании, одобрении, похвале. Противоречие между стремлением к самостоятельности и объективной зависимостью от взрослого разрешается в совместной деятельности ребенка и взрослого. Форма взаимодействия — сотрудничество, которое активно развивается в предметной деятельности как ведущей в этом возрасте (познание, исследование, конструирование и др.). Предметная деятельность зарождается в ситуативно-деловом общении еще в младенчестве и становится ведущей на втором году жизни. Содержание предметной деятельности — передача взрослым и освоение ребенком культурных норм и образцов (способов) употребления предметов. Мотив предметной деятельности ребенка — интерес к миру людей и миру вещей. Речь становится средством познания окружающего мира и общения. Быстро развивается понимание речи других людей и связная речь самого ребенка. К концу второго года жизни дети уже воспринимают все звуки родного языка, у них активно развивается слуховое восприятие и фонематический слух. Двухлетний ребенок владеет активным словарным запасом, начинает задавать свои первые вопросы, обращается к близким взрослым за помощью. На основе складывающегося представления о себе начинает формироваться отношение к себе самому (самой, что в последующем станет основной образа «Я». Ребенок начинает осваивать элементарные правила поведения в социуме и позитивных взаимоотношений с другими людьми. Проявляет чувство привязанности и доброжелательности к близким людям, выражает их разными способами: мимикой (сопереживание, нежность, сочувствие, сострадание); жестом (заглядывает в глаза, гладит по голове, обнимает); словом, фразой или даже вопросом («хороший», «не надо плакать», «тебе больно?»).
3 слайд
К концу второго года жизни появляется интерес ребенка к другим детям. Он стремится привлечь к себе внимание, выражает желание играть такой же игрушкой, выполнять такие же действия. Наблюдаются элементарные взаимодействия (обмен игрушками, подражание действиям, но это деятельность «рядом». Социальная ситуация развития расширяется, переходит на новый уровень взаимодействия с близкими взрослыми и обогащается зарождающимися отношениями в детском сообществе.
Содержание образовательной деятельности в данной области включает в себя: Расширение представления ребенка о самом себе (гендерная принадлежность, имя, внешний вид, строение тела); о членах семьи (мама, папа, бабушка, дедушка) и других людях (девочка, мальчик, тетя, дядя и т. д.). Обучение ребенка понимать физическое и психическое состояние другого человека (радостный — улыбается или смеется; грустный — хмурится, плачет). Содействие дальнейшему развитию общения с другими людьми (взрослыми и детьми) в разных видах деятельности: поддерживаем основной мотив общения — интерес к другому человеку и предмету как содержанию общения. Замечаем и поддерживаем активность ребенка в установлении контактов. В конкретных жизненных ситуациях знакомим с элементарными нормами и правилами взаимоотношений с другими людьми. Содействуем развитию речевых способов общения. Создаем условия для развития игры. Поддерживаем отобразительные предметно-игровые действия с игрушками.
4-5 слайд
Способствуем переходу ребенка от действий, основанных на свойствах игрушек, к отражению практических смысловых связей между ними, обыгрыванию доступных пониманию сюжетов из жизни, с использованием в сюжете отдельных игровых действий, а затем нескольких взаимосвязанных действий. В игровом взаимодействии с детьми в контексте игровых сюжетов закрепляем социальные представления ребенка и актуализируем в поведении социальные отношения, эмоции. Поощряем перенос усвоенных игровых действий с одних игрушек на другие и выполнение их в разных ситуациях (на прогулке, в группе и т. п.).
6 слайд
Помогаем ребенку открыть мир природы (животных, растений, природных явлений) и место человека в нем; воспитываем бережное, заботливое отношение к этому миру (помогать кормить птичек, не рвать цветы, наблюдать за поведением животных, не мешая им при этом, не пугать животных). Предупреждаем проявления равнодушия к природе и жестокое обращение с ней. В то же время воспитываем осторожное отношение к незнакомым животным — собакам, кошкам. Создаем условия для самообслуживания: побуждать ребенка к процессу одевания, раздевания, начальному усвоению способов действий, элементарной последовательности в выполнении этих действий, размещению одежды, обуви, игрушек в определенных местах.
Для успешной реализации выше перечисленных задач необходимо создать комфортные условия и предметно пространственную среду. Авторы предлагают примерный перечень материалов и оборудования