Светлана Евсеенкова
Консультация для педагогов «Сказочная безопасность. Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить.
Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их - жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны, и один из слоев - те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и "обсуждая" с вами народные сказки, играя в них, малыш легко усвоит, что в "другом", большом мире необходимо соблюдать определенные правила. Не верить кому ни попадя, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные "сказочные" истины, вы учите ребенка и бдительности, и осторожности. Причем (что очень важно) не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир - разный, что есть в нем и добрые, и злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадешь. А если вдруг попадешь в переделку - как из нее выберешься, чтоб вернуться домой целым и невредимым.
Публикация «Консультация для педагогов „Сказочная безопасность, Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Чему научит сказка.
Вот вам для примера темы для бесед и игр по русским сказкам :
- Дети, будьте готовы к неожиданностям. Не все к тебе приходят с добром. Бывают случаи, когда удирать не стыдно, а можно и нужно ("Гуси-лебеди").
- Не будь наивным, ребенок! Не покупайся на лестные предложения. Если
тебя обхитрили (обманули) и ты попал в беду, зови на помощь, кричи громче,
поднимай много шума. Держись, помощь придет ("Кот, петух и лиса").
- Доверие к людям - прекрасная черта. А вот слепая доверчивость опасна
("Зайкина избушка", "Волк и семеро козлят").
- На будущее: никого не приглашай (не пускай) к себе домой, когда ты один.
Не открывай дверь, не говори никому по телефону, что дома никого нет. Вдруг это хитрая лиса пришла. Дружно можно любого врага победить ("Зимовье зверей").
- Не бывает безвыходных ситуаций. Что бы ни случилось, как бы ни
складывались обстоятельства, выход всегда есть. Надо только хорошенько
подумать ("Гуси-лебеди", "Лисица и волк", "Сестрица Аленушка и братец
Иванушка" и др.).
Практикум «Чтоб от сказок польза была»
1. Прокомментируйте то, о чем вы рассказываете. Комментарий может
быть очень простой: скажите "ай-ай-ай!" - вот и ясно ваше отношение к поступку (проступку) колобка.
2. Задайте ребенку вопросы :
- Почему же убежал колобок?
- А можно ли было убегать одному в лес ( вот он снова - основной мотив:
чужой, чуждый и опасный, неизвестный край).
- С кем колобок встретился? - От кого убежал? - А кто его обхитрил?
- Почему пропал колобок? (Потому что нарушил запрет, потому что пошел
один, а разве можно уходить одному)
- Как правильно надо было сделать? Остаться на окошке? Или позвать с собою в лес бабушку/дедушку, которые там бывали.
- Сделайте вывод в доступной для ребенка форме. Суть его такова: ребенка
предупреждают - прежде чем пойти-убежать куда-то, надо подумать как следует, подготовиться, а еще лучше - взять в спутники бабушку/дедушку, папу/маму. По сути, вам надо насторожить ребенка, вызвать здоровую недоверчивость к сладким чужим речам.
Дети просят повторить одни и те же сказки по 30 раз, вот и пользуйтесь этим.
Сказку-то рассказываем мы много-много раз. Когда "поайкайте", когда спросите. А когда и просто головой покачайте. Постепенно до ребенка дойдет суть, и он сам будет комментировать безрассудные действия колобка и давать "спасательные" советы.
- Не торопитесь конкретизировать сказку, лишать ее волшебного ореола, сразу же приводя примеры из реальной жизни. Пусть сказка пока остается только сказкой. Как конкретно должен поступать в экстремальной ситуации ребенок будете учить потом, когда подрастет. Сейчас ваша задача - заложить фундамент безопасности.
Побеседовать о волчках и колобках не поздно, когда ребенку и 3, и 5 лет. Но
тут вы можете углубить его знания по этой же теме. Просто вспомните вместе с дошколенком другие народные сказки.
Как ты думаешь? - очень хороший вопрос, по чаще задавайте его детям.
Малыш должен усвоить: уходить (убегать) без спросу нельзя, разговаривать с
незнакомыми людьми нельзя. Добрый с виду незнакомец может оказаться злым, опасным, может обидеть.
Народные сказки многослойны. У каждой есть своя мораль, и не одна, из
каждой можно (и нужно) сделать важные выводы. По сказкам, как по лесенке, ребенок идет во взрослую жизнь. Новый материал (правила безопасного поведения) дети усваивают от сказки к сказке, постепенно и поэтапно, каждая дополняет и расширяет предыдущую, освещает какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни.