Елена Нестерова
Опыт работы с детьми раннего возраста «Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на РМО воспитателей групп раннего возраста. Тема «Развитие речи детей младшего возраста посредствам игровых технологий». Из опыта работы.
Воспитатель
Нестерова Е. М.
Слайд 1
Публикация «Опыт работы с детьми раннего возраста „Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.
Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Появившись, слово входит в состав почти всех основных форм психологической деятельности ребенка, участвуя в формировании восприятия и памяти, пробуждая к действию. Через речь совершается развитие отчетливого мышления, чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей деятельности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми.
Слайд 2
Речь большинства детей раннего дошкольного возраста характеризуется общей смягчённостью, недостаточно отчётливым произнесением слов, неправильным произнесением многих звуков, заменой сложных для произношения звуков более простыми. Артикуляционный аппарат недостаточно подвижен (не могут вытянуть губки вперёд, улыбнуться, показать язычок). Недостаточно развито слуховое восприятие (дети не распознают звучание знакомых предметов,/ “Главные задачи речевого развития в этом возрасте :
-развитие навыков речевого общения (путём вопросов вызываю ребёнка на общение со мной не только в НОД, но и в индивидуальной деятельности, режимных моментах, повседневной жизни).
-развитие мелкой моторики рук (используя дидактические игры, пальчиковую гимнастику)
-развитие слухового, зрительного восприятия (через использование наглядного материала)
-развитие подвижности органов артикуляции (в процессе артикуляционной гимнастики)
-развитие дыхания (с использованием дыхательных упражнений)
Слайд 3
Хорошая речь - важное условие развития личности ребёнка. Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Ее не обходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте основной вид деятельности игра, то значимый опыт накапливается именно в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которое он связывает со словами.
Слайд 4
Игра тесно связана со всеми сторонами воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Поэтому, игровые технологии, как современные образовательные технологии, активно применяются в дошкольной практике. Цель игровой технологии в образовательном процессе - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким - либо специальным навыкам, а дать возможность ребёнку "прожить" в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна.
Благодаря речи мы общаемся, передаём опыт, регулируем деятельность и поведение. Все функции речи связаны между собой. Для маленького ребёнка овладение речью - это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в правильном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно создать условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в общении не только с близкими ему людьми - взрослыми, но и сверстниками. Игры таят в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать их в воспитании детей.
Слайд 5
В своей практической деятельности я применяю следующие игровые технологии развития речи :
Подвижные игры с текстами. Народные и хороводные игры. Настольно-печатные и дидактические игры Игры-драматизации Игры- манипуляции. Сюжетные пальчиковые упражнения
Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»)
Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.)
Слайд 6
Для обеспечения необходимого уровня речевого развития детей,
расширения круга предметов и явлений их ближайшего окружения в группе создана развивающая речевая среда, соответствующая возрасту детей, требованиям программы. В неё входят:
- разнообразный иллюстрационный материал;
*
звучащие игрушки животных; говорящие куклы, кукольный уголок; книжная зона;
-, театральная зона (театр на фланелеграфе, настольный театр, театр бибабо, пальчиковый театр)
«Уголок интересных вещей» (стимулирование самостоятельного рассматривания картинок, игрушек, книг, предметов для развития
инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем). картотеки дидактических игры и упражнений
картотека подвижных и хороводных игр с текстами
Предметно-развивающая среда постоянно обновляется в соответствии с решаемыми речевыми задачами.
Слайд 7
Уже доказано, что даже такие простые упражнения, как «Ладушки», «Сорокабелобока», «Коза рогатая» и другие не просто развлечения для малышей. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы по развитию речи младших дошкольников.
Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.
Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком. Герои пальчиковых игр очень нравятся детям. Ползет ли улитка, шевелится краб, чирикает воробушек или кукла Катя варит кашу и подметает пол - все обеспечивает не только веселое общение, помогает снять напряжение или успокоить малыша, отвлечь, но и развивает мелкую моторику и, как следствие, мышление и речь ребенка
Слайд 8
Настольно-печатные и дидактические игры- это форма обучаемого воздействуя педагогов на ребёнка. Существуют следующие виды игр: Игры-путешествия- призваны усилить впечатления, обратить внимание, на то что находится рядом, побуждают детей называть окружающие предметы. Игры - поручения. В основе этих игр лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
Игры - предложения - перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся высказываться и слушать друг друга.
Игры - беседы. В основе лежит общение. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, дополнять сказанное.
Слайд 9
Игры - драматизации. Важно научить детей не только научить не только говорить текст от лица того или иного персонажа, но и изображать этот персонаж мимикой, жестами, движениями. Драматизации активизируют словарный запас, являются эффективным средством совершенствования грамматического строя речи.
Слайд 10
Сюжетно-ролевые игры и сюжетные пальчиковые упражнения- к этой группе относятся такие упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, растения при помощи пальцев.
Пальчиковые игры в сочетании со звуковой гимнастикой- ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки.
Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание.
Слайд 11 Наши развлечения Слайд 12 Работа с родителями
Слайд 13
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.
Слайд 14 Спасибо за внимание