Светлана Шайбулатова
Нравственно-патриотическое воспитание детей второй младшей группы на примере кружковой работы
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление для республиканской научно-практической конференции «Педагогическая премьера-2018»
Нравственно-патриотическое воспитание детей второй младшей группы на примере кружковой работы «Родничок»
Я узнал, что у меня есть огромная семья:
И тропинка, и лесок, в поле - каждый колосок,
Речка, небо голубое- это все мое, родное!
Это Родина моя! Всех люблю на свете я!»
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей второй младшей группы на примере кружковой работы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2018
(В. Орлов)
Мы живём в замечательной стране – России, которая является страной с величайшей духовной культурой, богатым историческим прошлым, приветливым, добрым и бескорыстным народом!
В последнее время произошли изменения в экономических и политических сферах жизни, которые привели к ослаблению духовных ценностей народов, населяющих Россию. Эти изменения снизили воспитательное воздействие на формирование чувства патриотизма. Наиболее явной отличительной чертой стала - постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.
Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребёнка – семье, дому, детскому саду и своему посёлку. Знакомясь с родным посёлком, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Любой край, область, даже небольшая деревня - неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Дети должны знать и любить свою малую Родину, тот уголок, где они родились и живут.
Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитаем настоящего патриота, любящего свою Родину.
Занятия кружка направлены на познавательно-речевое развитие и социально - нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Работа имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.
Цель кружковой работы состоит в том, чтобы формировать у детей нравственно-патриотических ценности и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду и приобщать детей к культуре русского народа.
В задачи кружковой работы входят : воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, к своему родному городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; расширение знаний и представлений о красоте родного края, родной природы; формировать у детей проявление сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится; воспитание уважения к труду взрослых; развивать творческие и познавательные способности детей.
Кружковая работа проводится на протяжении всего учебного года один раз в неделю. Продолжительность занятия с детьми второй младшей группы составляет 15 минут.
Кружок «Родничок» для детей второй младшей группы состоит из четырех блоков:
I блок: «Моя семья»;
II блок «Мой дом, моя улица»;
III блок «Мой детский сад»;
IV блок «Мой посёлок».
Каждый блок включает в себя разнообразные формы взаимодействия с детьми:
беседы;
инсценировки сказок;
продуктивные техники изобразительной деятельности (лепка, аппликация, конструирование);
рассматривание иллюстраций;
чтение художественной литературы;
сюжетно-ролевые, дидактические игры;
тематические праздники, развлечения;
наблюдения, экскурсии, целевые прогулки и другое.
Огромную роль также имеет взаимодействие и сотрудничество с родителями, так как одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Поэтому для работы с родителями я использую такие формы взаимодействия, как:
родительское собрание;
консультация;
стенгазета;
мастер-класс;
папки-передвижки;
участие в конкурсах и выставках;
лэпбук и другое.
I блок «Моя семья» выбран не случайно, так как именно семья является самой первой ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Большое внимание уделяется самому дорогому человеку – маме. Мы беседуем о своих мамах, описываем их, говорим о том, что маме нужно помогать, так как у неё очень много домашних обязанностей. Очень любим заучивать стихотворения о маме и мамам. А недавно мы учили стихотворение Т. Волгиной «Подарок маме», пользуясь техникой – мнемотаблица. Вели беседы и о других членах семьи – папе, братьях, сёстрах, бабушках и дедушках. Читали сказку «Гуси-лебеди», где проследили взаимоотношение сестры к маленькому братику, поиграли в сюжетно-ролевую игру «Бабушка и дедушка приехали» и испекли вместе с бабушкой – оладушки. Не забыли и своих домашних питомцах, где вместе с родителями подготовили мини-проекты на тему: «Мой домашний питомец». Данный блок позволил подвести детей к пониманию того, что такое семья, что она должна быть дружной и крепкой.
II блок «Мой дом, моя улица» позволяет воспитывать любовь к дому, в котором живёт ребёнок и его семья. В данном блоке мы старались поговорить о том, что такое дом, какие комнаты и мебель есть в доме, постепенно переходя к тому, что такое улица, адрес. В процессе изучения данного блока, мы делали аппликацию на тему: «Вырос дом, огромный дом», конструировали данную постройку из строительного материала, читали сказку «Теремок» и инсценировали её с детьми.
III блок «Мой детский сад» знакомил детей с помещениями группы и детского сада, их назначением, с предметами, находящимися в детском саду. О детях заботятся сотрудники детского сада — воспитатель, няня, повар, медсестра и др. Дети наблюдали за природой на территории детского сада, зелеными насаждениями, которые его украшают, кормили птиц, которые прилетали на участок. В процессе изучения данного блока, были проведены экскурсии, природоохраняемая акция «Покормите птиц зимой», беседовали о птицах зимой и лепили им зёрнышки. Когда в детском саду проходила Неделя игр и игрушек, дети приносили свои любимые игрушки и рассказывали о них, играли с ними. Данный блок даёт детям понятие того, что такое детский сад, воспитывает дружелюбное отношение к сверстникам, ко взрослым и природе, которая окружает ребенка.
IV блок «Мой посёлок» позволяет закрепить название посёлка, формирует у детей чувство любви к своему посёлку. Воспитание любви к родному посёлку — одна из задач патриотического воспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое город, посёлок, но их необходимо с этим понятием знакомить. Мы рассказывали детям о том, что здесь много домов, они расположены на определенных улицах, улицы длинные, у каждой улицы свое название, у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. Беседовали о том, что по улицам ездит транспорт, рассматривали иллюстрации с достопримечательностями родного посёлка.
Каждый блок мы заканчиваем закреплением пройденного материала с помощью использования лэпбуков.
Помимо кружковой работы, мы беседуем о том, что такое дружба, что такое хорошо и что такое плохо, разделяем грани добра и зла, стараемся обязательно поговорить о предстоящих праздниках, о традициях и культуре народа. Не обходится наша деятельность и без использования детского фольклора, так как именно фольклор влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.
В результате проведённой работы дети научились различать понятия «семья», «дом», «улица», «посёлок», стараются бережно относиться к окружающей природе и её обитателям, научились называть своё имя и фамилию, имена своих родственников, питомцев, имя и отчество воспитателей и их помощников, стали охотно посещать детский сад, ориентироваться в нём, с доверием относиться к воспитателю.
Таким образом, можно сделать вывод, что только систематическая, планомерная работа и совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволяет воспитать у ребенка чувства патриотизма, гражданственности, толерантного отношения к другим народам. Ведь воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от нас большой личной убежденности и вдохновения.
Продолжая работу в рамках патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста, ставлю себе задачи: пополнить методическую литературу, практический материал; разработать и провести детские проекты в совместной деятельности с родителями и детьми.
Список использованной литературы
1. Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ /Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова, Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007.
2. Алёшина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников /Н. А, Алёшина. – М. : ЦГЛ, 2005.
3. Зеленова, Н. Г. Мы живём в России. Средняя группа / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. – М. : Издательство Скрипторий 2003, 2015.
4. Косарева, В. Н. Народная культура и традиции. Занятия детей 3-7 лет / В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2014.
5. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников / Под общ. Ред. Т. И. Оверчук – М. : Мозаика Синтез, 2004
6. Пантелеева, Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной / Н. Г. Пантелеева. – М. : ТЦ «Сфера», 2016.
7. Серия «Учим стихи наизусть. Привет тебе, мой край родной!» - М. : Хатбер-Пресс, 2016.
8. Фалькович, Т. А. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию / Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина. – М. : ВАКО, 2008.
9. Журнал «Дошкольное воспитание»
10. Журнал «Воспитатель в ДОУ»
11. Журнал «Ребёнок в детском саду»
12. Интернет-ресурсы