Александра Кириллова
Аннотация к опыту работы «Нравственно — патриотическое воспитание детей посредством русской народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК»
155125,с. Шилыково, д. 23, тел:31-45-55 e-mail : mkdou.teremok@mail.ru
Кириллова Александра Витальевна
Аннотация к опыту работы
«Нравственно – патриотическое воспитание детей посредством русской народной культуры»
Публикация «Аннотация к опыту работы „Нравственно — патриотическое воспитание детей посредством русской народной культуры“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
(мастер – класс)
2017г.
1 слайд - С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся.
2 слайд – Актуальность: Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному краю и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формируют у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Чтобы дать новый импульс духовному оздоровлению народа, для развития чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Чувство сопричастности и есть основа будущего патриотизма.
Патриотизм, применительно к ребенку дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного края, представителей живой природы. При этом у детей должно быть наличие таких качеств, как сострадание, сочувствие, осознание себя частью окружающего мира.
Научно – теоретическое обоснование: К. Д. Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Именно он ввел термин «народная педагогика», считая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств.
Патриотизм - это любовь к Родине, к ее природе, людям, культуре, к своему дому. Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного края (а через него Отечества, связаны с изучением механизмов социализации в соответствии с требованиями ФГОС, формирования социальной компетенции ребенка (Т. Н. Антонова, Т. Т. Зубова, Е. П. Арнаутова, осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С. А. Козлова, О. А. Князева, С. Е. Шукшина и др., восприятия детьми мира предметов (О. А. Артамонова, формирования знаний о трудовой деятельности взрослых (М. В. Крулехт) и т. д. В. Г. Денисова, Ю. М. Лотман и др. утверждают, что познание региональной культуры способствует формированию духовной культуры личности.
3 слайд – Цель: Формирование и развитие у дошкольников социально значимых ценностей гражданственности и патриотизма.
Задачи:
формирование нравственно - патриотического отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, родному краю, стране.
формирование нравственно - патриотического отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)
знакомство с устным народным творчеством : сказки, потешки, песенки, заклички;
воспитание интереса и любви к народному творчеству, к народным играм;
побуждение эмоциональной отзывчивости к красоте окружающего мира: природе, предметов декоративно - прикладного искусства, музыке.
4 слайд - Работу строю на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.
Необходимое условие приобщение детей к народной культуре -
организация развивающей среды.
Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа. У нас есть музей «Русская изба», основная задача которого – возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Поэтому помимо натуральных вещей многие предметы преднамеренно стилизованы под реальные: макеты, народные игрушки, предметы русского быта : деревянная и глиняная посуда, расшитые полотенца, русский народный костюм и т. д. Детям с удовольствием рассматривают и манипулируют с народными игрушками, примеряют сарафаны, кокошники, покачивают в зыбке куклу, сами толкут в ступе зерно. (фото музея)
5 слайд - В группе имеются разнообразные виды театров (пальчиковые, масочные. Би-ба-бо и др., художественная литература: сказки, песенки, потешки, с помощью которых происходит целостное восприятие произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него. (фото театров, книжек)
6 слайд - Свою работу веду с 2012года (5 лет) и основываю ее на приобщении детей к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики, с требованиями ФГОС и рекомендациями О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»., а также использую сопутствующее печатное методическое обеспечение и Интернет – ресурсы. (фото книг)
7 слайд - Сайт Теремок:https://portal.iv-edu.ru/dep/mouolegrn/mkdou_teremok/default.aspx
• Институт развития образования Ивановской области: https://www.iroio.ru
• Журнал Обруч – https://www.obruch.ru
• Журнал Дошкольное воспитание https://www.dovosp.ru
• Сайт «Всё для детского сада» : www.ivalex.vistcom.ru
• Дошкольник RU : https://doshkolnik.ru/scenary.php
• журналы: "Дошкольное воспитание","Ребенок в детском саду - https://www.dovosp.ru/
• Сайты для родителей и воспитателей
• международный образовательный портал: https://www.maam.ru/
• www.lenagold.ru - картинки для оформления
• www.youtube.com - сайт видеороликов
• https://www.solnet.ee. - развивающие игры для дошкольников, рекомендации для родителей и воспитателей
• https://www.2mm.ru/razvitie/815 - интересная информация для родителей и воспитателей ДОУ
• https://www.moi-detsad.ru/ - всё о воспитании детей
• https://stoys.narod.ru/toys.html - мягкие игрушки - своими руками
• https://allforchildren.ru/ - ВСЁ ДЛЯ ДЕТЕЙ : игры, загадки, раскраски, колыбельные, потешки, пословицы, скороговорки, поделки и многое другое
• https://detsad.kittysite.net/ - раскраски, картинки для развития детей
• https://www.ourkids.ru/ -развивающие игры, логопедия, творческие задания, книги, рукоделие, английский и др.
• https://www.danilova.ru/ - всё о раннем развитии
• https://www.razvivashki.ru/- развивающие игры для детей
• https://doshvozrast.ru/igra/igra.htm - игровая деятельность дошкольника
• https://www.sakhalin.ru/boomerang/Drevesnue/podelki.htm - поделки из природного материала
• https://risingstar.intwayblog.net/ - сценарии праздников
• https://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0056.shtml - копилка развивающих методик для детей
• https://doshvozrast.ru/metodich/metodich.htm - методическая работа и планирование
• https://www.ivalex.vistcom.ru «Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и дома»
• https://www.ivalex.vistcom.ru/- воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и дома
• https://www.detskiysad.ru - все для детского сада
• https://pedlib.ru - педагогическая библиотека
• https://mirknig.com.- художественные книги для детей, методическая литература
8 слайд - Второе условие – организация образовательного процесса: в совместной образовательной деятельности и в режимных моментах; организация самостоятельной деятельности детей; взаимодействие с родителями. (фото деятельности)
9 слайд - Третье условие- выбор содержания:
малые фольклорные формы – потешки, загадки, считалки, песенки, заклички, короткие сказки;
народные промыслы : народные игрушки (матрёшка, дымковская игрушка игрушка;
народные игры (подвижные, хороводные, пальчиковые, игры- упражнения;
развлечения, праздники;
общение с природой (наблюдения, прогулки).(фото деятельности).
Основной формой организации работы с детьми является непосредственно- образовательная деятельность- НОД (занятия, которая проводится как фронтально, так подгруппами и индивидуально. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды организации НОД.
Наиболее интересными формами работы по приобщению малышей к народной культуре считаю : использование фольклора в организованной образовательной деятельности: в познавательно- речевой деятельности, игровой, продуктивной.
Фольклор используется как на занятиях-играх, так и во всех режимных моментов, например на утренней гимнастике мы с детьми обращаемся к устному народному творчеству, выполняем упражнения под потешки, также при умывании и когда просыпаемся и многое другое. В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетается слово, напевность, музыкальный ритм. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.
Практическое упражнение с аудиторией: «Водичка, водичка…»
Большую роль в приобщении детей к народной культуре играет театрализованная деятельность. Уже с младшего дошкольного возраста через театр учим воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развертываются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения.
Практическое упражнение с аудиторией: «Курочка Ряба»
Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями, пальчиковые игры, подвижные народные игры.
Практическое упражнение с аудиторией: «Карусели»
Одной из главных форм приобщения дошкольников к народной культуре являются праздники и развлечения. Песенки, заклички, игры, театр- стимулируют интерес детей, усиливают их впечатление и переживание, обогащает художественное и эстетическое восприятие.
Как правило все формы работы проводятся в комплексе: показ театра сопровождается чтением потешек, пением песенок, пальчиковыми играми; в познавательно- речевых занятиях использую предметно- манипулятивные действия с игрушками, игры- показы, чтение сказок, потешек, п/игру; на занятиях продуктивной деятельности тоже по- разному сочетаю формы, например на лепке баранок дети с удовольствием повторяют потешку «Тушки- тушки, пекла баба ватрушки» и т. д.
Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, формирует положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведении праздников, в совместной деятельности, в изготовлении атрибутов к отобразительным играм, театрализованной деятельости, в украшении группы к русским народным праздникам, Рождество, Новый год, Масленица, участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.
В заключении своего мастер- класса, хочу отметить, что приобщение дошкольников к истокам народной культуры влияет не только на духовную сферу ребёнка, наполняет жизнь яркими красочными впечатлениями от встречи с народной песней, сказкой, красивыми предметами народно- прикладного искусства.
10 слайд - Проделанная работа повлияла на воспитание духовно развитой личности ребенка, которая может противостоять реалиям нашей действительности, созидая и приумножая добро вокруг себя, стремясь к нравственному самосовершенствованию. Процесс самораскрытия ребенка, ориентация на его индивидуальные особенности является основой высокого качества реализации стандарта дошкольного воспитания.
Ожидаемый результат проводимой работы :
Формирование устойчивого интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа;
Наличие у детей представлений о народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов;
Приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами;
Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.
Инновационность опыта работы заключается в комплексном использовании традиционных и здоровьсберегающих технологий в работе с детьми с учетом их индивидуальных особенностей.
ЛИТЕРАТУРА и ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
• О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс,2004.
• Знакомство детей с русским народным творчеством : Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н,Корепанова и др. –СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
• Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С. Р., Катышева И. Б., Комбарова Г. Н., и др. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
• Тихонова М. В., Смирнова Н. С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
• Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н. В., Есаулова Н. А., Потапова Н. Н. учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
• Королёва Е. В. О необходимости приобщения детей к русской народной культуре. Интернет журнал «Мистер Вульф». https://www.mrwolf.ru/Nauka_i_obrazovanie/Pro4ee/10708 08.09. 19.17