Наталия Баринова
Презентация «Выступление на районной научно-практической конференции педагогических работников»
▼ Скачать + Заказать документы
Тезисы
1 слайд Выступления на районно-практической конференции педагогических работников воспитателя МДОУ МДС «Рябинка» Бариновой Наталии Викторовны на тему: «Предметная деятельность как средство формирования познавательного развития детей раннего возраста»
2 слайд Дошкольное детство - уникальный период, когда закладываются основы личности. Признание ведущей роли воспитания в развитии ребенка с момента его рождения обусловило особую область знаний - педагогику раннего детства, период которого охватывает время от рождения до двух лет.
Публикация «Презентация „Выступление на районной научно-практической конференции педагогических работников“» размещена в разделах
Теоретические концепции, разработанные в трудах Л. С. Выгодского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. Д. Б. Эльконина и других ученых составляют основу педагогики раннего детства.
3 слайд По мнению А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, именно ведущая деятельность (предметная) является критерием психического развития, показателем психологического возраста ребенка.
Отечественная психологическая наука доказала необходимость целенаправленного педагогического руководства воспитанием ребенка с первых дней его жизни, основанного на знании закономерностей психического развития.
4 слайд Ребенок раннего детства должен прежде всего овладеть материальной культурой, т. е. способами практических (предметных, орудийных действий. В недрах этих практических действий, их совершенствования формируются мотивы и потребности познания. Развивается речь ребенка, его словарный запас, поскольку малышу необходимы те слова, которые помогают эффективно овладевать практическими действиями (их более сложные способы).
Вот уже пять лет я работаю воспитателем второй группы раннего возраста (от полутора до двух лет). Своеобразие педагогической работы обусловлено спецификой раннего периода детства. Для себя я поняла: каждый сензитивный период дошкольного детства должен быть прожит полно, чтобы ребенок мог успешно перейти на новый этап своего развития. Ученые, психологи доказали: несформировавшийся один период развития обязательно даст сбой в другом.
В начале учебного года в нашу группу приходят малыши полутора лет. Из наблюдений за ними, я заметила, что предметная деятельность у детей развита слабо, а она для них ведущая. Многие просто манипулировали предметами, не могли действовать с разборными игрушками (пирамидки, вкладыши, бочата, матрешки и др.). со строительным материалом (просто ставили кубик на кубик). Малыши не всегда могли определить сходство с предметами по величине, цвету, форме.
5 слайд Предметное действие - это не просто движение руки с вещью. Это овладение ребенком общественно выработанным действиям с предметами таким способом, который закреплен за ними в человеческом обществе.
6 слайд Потребность в познании свойств и качеств окружающих предметов одна из главных потребностей ребенка раннего возраста. Усваивая способы действия, ребенок постепенно накапливает индивидуальный опыт деятельности. У малыша нет индифирентного отношения к предметному миру; все. что он видит, он хочет потрогать руками; при этом делает то. на что его ориентируют окружающие вещи.
7 слайд Особенно важны для психического развития ребенка соотносящие и орудийные действия. Учась соотносить свои действия по закрыванию коробочек и кастрюлек (по аналогии с действиями взрослого, обучаясь есть ложкой, черкать карандашом, стучать молоточком, ребенок не только приобретает опыт практического взаимодействия с различными предметами, но и развивает наглядно-действенное мышление. Лишь в результате обучения под руководством взрослого ребенок овладевает правильными способами использования предметов домашнего обихода, переходит от примитивных
ручных к более сложным орудийно-предметным операциям, в которых движение руки подчиняется общественно сформировавшейся логике употребления орудия.
Работаем мы по примерной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. К. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. Л. Васильевой. В целях планомерного воздействия на развитие детей проводятся специальные игры-занятия со строительным и дидактическим материалом, расширение ориентировки в окружающем и развитие речи. В основном закрепление материала идет в совместной и индивидуальной деятельности воспитателя с ребенком в течении дня.
8 слайд Возникшая проблема требовала решения и поставила цель: развивать познавательный интерес детей через предметную деятельность.
Задачи:
- формировать интерес к сотрудничеству со взрослым в процессе мапипулятивных действий;
- формировать ориентировки на оценку своих действий взрослым;
- развивать функциональные возможности кистей и пальцев рук;
- формировать поисковые ориентировочно - исследовательские действия с предметами;
- формировать соотносящие действия;
- формировать орудийные действия.
Для их решения я использовала наиболее эффективные приемы работы с малышами :
- эмоционально-речевое воздействие (четкая инструкция, интонация голоса, ласковый взгляд и использование потешек, стихов и подвижные игры с речевым сопровождением и т. д.);
- тактильное воздействие (поглаживание, прижатие к себе, поцелуи, зрительный контакт «глаза в глаза» и т. д.);
- поощрение (похвала, возможность поиграть с новой игрушкой или взять домой, а так же любой сюрпризный момент);
- привлечение внимания (волшебный мешочек, игрушки музыкальные, механические, со звуковым эффектом и т. д.);
- отстроченное речевое сопровождение;
- подхватывание встречных действий ребенка манипуляций с предметом.
9 слайд Работа приводилась в нескольких направлениях. При формировании интереса к сотрудничеству со взрослым в процессе мапипулятивных действий; в первую очередь я устанавливаю положительный эмоциональный контакт с ребенком, совершаю двигательные и тактильные действия (поглаживание малыша и чтобы он своими ручками потрогал мои щеки, глаза. провожу игры перед зеркалом и т. д.). Использую игры: «Привет», «Поиграем с погремушками», «Что в коробке?», «Кто в домике живет?», «Мешочек с сюрпризом». «Покормим мишку», «Телефон», «Мыльные пузыри». Работая в этом направлении, я пытаюсь сформировать у ребенка адекватное восприятие окружающих предметов, игрушек, интерес к действиям с ними, показываю разнообразные по температурным характеристикам, цвету, форме, величине предметы и игрушки, а так же функциональное назначение предметов (стучать молоточком, греметь погремушкой, катать машинку и др.).
10 слайд Обучая ребенка действовать по подражанию, понимать жестовую и речевую инструкцию, действовать самостоятельно, обращаться к взрослому с просьбами, я побуждаю самостоятельно выполнять сначала знакомые, а затем и новые действия, ставлю вместе с ребенком игровую задачу и побуждаю решать её по возможности самостоятельно, например спрашиваю: «Во что будем играть?» (показываю куклу или машинку, жду пока малыш выберет игрушку. Затем спрашиваю: «А как будем играть в куклу? Кормить или укладывать спать? Что нужно, чтобы кукла спала?» и т. д.
Учу детей действовать с предметами, ориентируясь на оценку взрослого, проявляющуюся в виде мимики, жестов, речевых высказываний, обязательно хвалю.
11 слайд Я побуждаю малышей манипулировать предметами, учу вкладывать и вынимать предметы, используя различные ёмкости; выполнять пальчиковую гимнастику, захватывать мелкие предметы, а так же нанизывать, продергивать, шнуровать, застегивать и т. д. ;
12 слайд перестраивать ручную операцию в орудийную по моему образцу. В этом направлении я использую следующие игры: «Возьми и удержи». «Птичка летает». «Постучим ложками».
13 слайд В формировании поисковых ориентировочно-исследовательских действиях с предметами учу детей сравнивать и различать предметы по их функции, применять такое же действие и к другим сходным, но не одинаковым предметам.
14 слайд Для этого я побуждаю ребенка самостоятельно выполнять действия с предметами (дай, открой, на. кати, и др., производить ощупывание, обведение, поглаживание, рассматривание, сравнение и др. ; искать и прятать предметы, показывать как совершить одно и тоже действие с разными предметами. Использую игры; «Мишка заболел». «Постучим» и т. д.
15 слайд Одна из задач в реализации этого направления состоит в том. чтобы формировать у ребенка способы ориентировки. Другая задача учить малыша овладевать общественно выработанными действиями с предметами, использовать их по назначению. Игры: «Найди такой же». «Ike одинаковые», «Катание кукол» и т. д. и игровые задания: «Кто там?», «Позови мишку». «Тихо, Катя спит» и т. д.
16 слайд В работе по формированию орудийных действий я демонстрирую предметы орудия, вспомогательные предметы и способы действия с ними; побуждаю малыша действовать двумя предметами одновременно, объединять уже усвоенные предметно игровые действия в цепочку действий и переходить от более примитивных ручных операций к более сложным орудийным.
17 слайд Очень нравится малышам игра «Волшебные трубочки с сюрпризом», цель которой достать из трубочки салфетку с сюрпризом. Ребенок должен вытолкнуть салфетку с помощью палочки. Дети действовали по разному: стучали, трясли, пытались достать рукой и т. д. и какова для меня радость, когда Коля сам предложил палочку.
18 слайд Одним из определенных факторов воспитания малышей является предметно-развивающая среда. Она в нашей группе правильно организованна и помогает воспитателю обеспечить гармоничное развитие ребенка,
19 слайд создана эмоционально- положительная атмосфера, где проводятся игры-занятия. Таким образом приучаем детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.
20 слайд Большую помощь оказывают родители, которые помогли обшить кукол, обновить постельные принадлежности кроватки для кукол, дарили малышам игрушки для развития предметной деятельности (цветные кубики, пирамидки, машинки, различные музыкальные, двигательные, со звуковым эффектом и т. п.).
21 слайд Так же провела анкетирование на темы: «Анкета-знакомство» и «Анкета-опрос», помощью которых я могу правильно организовать воспитательный процесс е детьми. Для родителей оформлены папки- передвижки на темы: «Игры - не забава», «Игрушки для малышей». И конечно же, использую рекомендации и советы, например: дать малышу духовную пищу, не ограничивать его в экспериментировании, быть терпеливыми, утолять его жажду в познании всего вокруг и стремлении сделать что-то самому.
22 слайд Результат проведенной в марте диагностики показал: на начало учебного года только 28% детей владели навыками предметной деятельности, а в марте уже 86%. У малышей обогатился сенсорный опыт, они освоили способы конструирования накладывание, прикладывание, собирать пирамидки из 4-5 колец, двухместные матрешки, бочонки; научились различать четыре цвета, форму и величину; из определенных действий складывать «цепочки» и доводить предметные действия до результата.
23 слайд В результате проведения систематической педагогической работы по формированию предметных действий у детей появилась:
- потребность в познании окружающей действительности и предметов окружающего мира;
- положительное эмоциональное отношение к предметам, игрушкам;
- интерес к сотрудничеству со взрослым и к действиям с предметами;
- желание самостоятельно действовать с игрушками в соответствии с их функциональным назначением;
Я считаю, что целенаправленное обучение положительно сказывается не только на становлении у детей ведущего вида деятельности (предметно-игровой, но и на развитие связной речи, появление предпосылок к продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование, самостоятельности в быту и познавательного интереса.
Литература.
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией П. Е. Вераксы. М. А. Васильевой. Т. С. Комаровой. М. Мозаика-Синтез. 2012г.
2. Сотникова В. М. «Самые маленькие в детском саду» из опыта работы московских педагогов, «Линка - Пресс», 2005г.
3. Маханева М. Д. Рещикова С. В. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лег» М; Творческий центр «Сфера», 2010 г.
4. Под редакцией Л. П. Павловой «Воспитание т обучение детей раннего возраста», М. Просвещение. 2000г.