Юлия Кафлина
Эмоциональная сфера детей с ЗПР. Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на ППк с педагогами
Тема: "Эмоциональная сфера детей с ЗПР. Коррекционно - развивающая работа педагога-психолога"
Эмоция – это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия. Она помогает внутренней регуляции поведения: через переживание положительной или отрицательной эмоции выражается оценка события, явления. Эмоции могут служить способом познания мира, общения с другими, кроме того, они насыщают человеческую жизнь красотой и богатством переживаний.
Публикация «Эмоциональная сфера детей с ЗПР, Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
В практике своей работы я заметила, что у дошкольников с задержкой психического развития отмечается состояние беспокойства, тревожность. В отличие от нормально развивающихся детей дошкольники с задержкой психического развития фактически не нуждаются во взаимодействии со сверстниками. Играть они предпочитают в одиночку. У них не отмечается выраженных привязанностей к кому-либо, эмоциональных предпочтений кого-то из сверстников, т. е. не выделяются друзья, межличностные отношения неустойчивы. У детей возникают трудности при выполнении заданий, часто вызывают у них резкие эмоциональные реакции, аффективные вспышки. Данные реакции возникают не только в ответ на действительные трудности, но и вследствие ожидания затруднений, боязни неудачи. По мнению Н. Л. Белопольской эта боязнь значительно снижает продуктивность детей в решении интеллектуальных задач и приводит к формированию у них заниженной самооценки.
Я заметила, что многим детям свойственны частые колебания настроения, легкая эмоциональная ранимость, повышенная впечатлительность. Своеобразное приподнятое настроение часто бывает при двигательной расторможенности и сопровождается проказливостью, шаловливостью, которая свойственна более младшим детям.
Перед началом коррекционной работы с детьми с ЗПР я провожу диагностику.
Применяю методику "Цветопредпочтение", с целью определения эмоционального фона детей.
Коррекционная работа включает в себя несколько компонентов:
-развитие и коррекция эмоциональной сферы детей с ЗПР. Это игры и упражнения в уголке "Эмоции".
Дидактический материал в уголке "Эмоций"
«Эмоции детей»
«Эмоции животных»
«Эмоции сказочных персонажей»
Эмоции «Гномы», «Тучки» (на стене)
Иллюстрационный материал с описанием различных эмоциональных состояний.
Игры «Угадай эмоцию», «Собери эмоцию», «Нарисуй эмоцию», «Уголки эмоций», «Игра на эмоции», пазлы «Эмоции»
-развитие и коррекция эмоциональной сферы детей с ЗПР с использованием техники "Сухой дождь" - это пособие состоящие из разноцветных атласных лент, закрепленных на обруче. Ленты расположены плотно к друг другу, по цветам радуги (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый)
-развитие и коррекция эмоциональной сферы детей с ЗПР с использованием антистрессовых игрушек.
Использовать:
-При появлении приступов агрессии, неконтролируемого поведения;
-при развитии моторики рук;
-во время сна;
-для формирования положительного эмоционального самочувствия детей;
при выполнении массажа рук.
-развитие и коррекция эмоциональной сферы детей с ЗПР с использованием песочной терапии
-развитие и коррекция эмоциональной сферы детей с ЗПР с применением мыльных пузырей. - развитие эмоций и снятие психоэмоционального напряжения
В заключение можно отметить, что не существует плохих или хороших эмоций, и педагог во взаимодействии с ребенком должен непрерывно обращаться к доступному для ребенка уровню организации эмоциональной сферы, способствовать аффективной регуляции ребенка, оптимальным способам социализации.
Данный материал рекомендую применять педагогам в ДОУ, обязательно - учителям - дефектологам, логопедам.