Анастасия Стойчанова
Здоровьесберегающая технология в ДОУ «Оздоровительные компоненты в режимных моментах»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педсовете. Здоровьесберегающая технология в ДОУ. Оздоровительные компоненты в режимных моментах во второй младшей группе «Ромашка»
Публикация «Здоровьесберегающая технология в ДОУ „Оздоровительные компоненты в режимных моментах“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Режимные моменты в детском саду
- Темочки
В период дошкольного детства, ребенок проживает уникальный, неповторимый путь развития, который является фундаментальным для становления психического и физического здоровья. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Состояние здоровья детей – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Поэтому внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс всегда остается актуальным.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
В своей работе с детьми, я использую различные технологии для формирования, сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Здоровье в порядке – спасибо зарядке!
Ежедневно мной проводится утренняя гимнастика.
Целью утренней зарядки является формирование и совершенствование двигательных навыков детей, сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
Утренняя гимнастика способствует укреплению двигательного аппарата ребенка, повышает иммунитет, улучшает работу сердечно - сосудистой системы, профилактики неправильной осанки, сколиоза, плоскостопия, нормализует дыхание, повышает работоспособность, воспитывает самостоятельность.
Задачи утренней гимнастики:
• Образовательная: закреплять двигательные умения и навыки; развивать психофизические качества.
•Оздоровительная : укреплять сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечную, нервную системы, способствовать созданию бодрого, жизнерадостного настроения.
• Воспитательная: воспитывать привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями.
Формирование КГН.
Закаливание водой проводится в помещении, при обычной комнатной температуре воздуха. В качестве местных закаливающих водных процедур можно использовать умывание после ночного и дневного сна; мытье рук перед едой, после прогулки и пользования туалетом; мытье ног перед сном; обтирание; игру с водой. Все эти процедуры обычно проводятся в одно и то же время, соответственно режиму дня.
Подойдите к раковине.
. Нужно закатать рукава, чтобы они не намокли - Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит. У кого не получается - попросите меня помочь.
Кто горячей водой умывается,
Называется молодцом.
Кто холодной водой умывается,
Называется храбрецом.
А кто не умывается,
Никак не называется.
Поднимите руки, кто у нас будет храбрецом? А молодцом?
2. - Потом открываем кран, так чтобы вода не брызгала на нас и на пол:
Давайте скажем волшебные слова :«Кран откройся, нос, умойся»,
- намочим руки,
Мойдодыр хочет узнать, что мы должны взять в руки, чтобы они стали чистыми. А для этого отгадаем загадку :
Гладко и душисто,
Моет очень чисто,
Нужно, чтоб у каждого было.
Что это?
Ответ: Мыло
Понюхайте, оно пахнет? Какое оно ароматное, душистое.
Чем пахнет мыло?
Потрогайте мыло. Какое оно?
Предлагаю другую загадку :
.Бывает семейным, хозяйственным, банным,
Бывает душистым иль не пахнет совсем,
Разного цвета, размера и формы любой,
Но скользким бывает только с водой! (мыло)
Молодцы, правильно ответили. Мойдодыр доволен вашими ответами.
3.- берем мыло из мыльницы и трем им руки (демонстрирую, затем кладем его в мыльницу.
Мыло прыгает, как блошка,
Р-раз – и нет его в ладошках.
Из-за этого нам, братцы,
Очень трудно умываться!
Воспитатель: Будьте внимательны ребята, мыло может выскользнуть из ваших ручек и упасть на пол. И вы можете поскользнуться и упасть.
4.- Намыливаем, чтобы появилась пена: «Будет мыло пениться и грязь куда-то денется!».
5.- Затем трем намыленные руки, (показываю, чтобы мыло смыло всю грязь с наших рук.
Дидактическое упражнение "Мыльные перчатки"
Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.
Оборудование: детское мыло, полотенце.
Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания.
Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!"
6.- потом смываем пену с рук, подставив их под воду,
- набираем воду в ладошки, сложенные лодочкой, и умываем лицо:
. После того, как вымыли руки, стряхиваем лишнюю воду с рук в раковину, закрываем кран,- подходим к шкафчику.
А что дальше будем делать? (вытирать руки) А чем? Отгадайте?
Вафельное и полосатое,
Ворсистое и мохнатое,
Всегда под рукою -
Что это такое (полотенце) Правильно, молодцы, догадались.
, находим на вешалке с полотенцами свою картинку,
- снимаем полотенце,
- разворачиваем его и
- насухо вытираем вначале лицо, а затем руки
- и вешаем полотенце в шкафчик на место под картинкой.
- А почему нужно находить и брать только свое полотенце?
Посмотрите детки, каким волчонок стал чистым и красивым.
Ребята, какой вам волчонок больше понравился, когда он был грязным или теперь, когда умылся?
Мойдодыр :Вот теперь тебя люблю я, Вот теперь тебя хвалю я! Наконец-то ты, грязнуля, Мойдодыру угодил!"
Пальчиковые игры являются универсальным тренингом мелкой моторики и речи у детей 3-4 лет. Подобные игры развивают внимание, воображение, память дошкольников. Стихотворная форма подачи материала помогает координировать речь и движения, вызывает у ребенка эмоциональный отклик, побуждает его озвучивать свои действия.
Развитие мелкой моторики готовит руки ребё нка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами.
Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса, а если стихотворение не проговаривать, а напевать — то и музыкального слуха.
Артикуляционная гимнастика — это комплекс специальных упражнений для развития речевых органов, который обычно проводит логопед. Однако поскольку перед воспитателем тоже стоит задача развивать речь детей, он должен использовать эти упражнения и на своих занятиях. Помимо этого, воспитатель общается и занимается с детьми дольше, чем логопед, у него больше временных возможностей сделать речь каждого ребенка чистой (без нарушения звукопроизношения) и понятной окружающим.
Физическое развитие детей.
У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.);
с интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.
Задачи:
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
воспитание культурно гигиенических навыков;
формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Физкультминутки во время образовательной деятельности.
Упражнения для снятия общего
и локального утомления.
В процессе освоения навыка раскрашивания, рисования, штриховки ребенок «пишет» не рукой, а «всем телом». Мышцы ребенка, поддерживающие позу и принимающие участие в раскрашивании, штриховке, находятся в состоянии длительного статистического напряжения. Чтобы снять это напряжение, проводятся динамические упражнения на расслабление различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей, корпуса). Эти упражнения могут выполняться непосредственно за рабочим столом или с переходом в положение стоя.
Чаще всего используются физ. минутки под стихотворные тексты. При подборе стихотворений к конкретному занятию следует обратить внимание на следующее:
• важно, что бы содержание текста сочеталось с темой занятия, его программной задачей;
• преимущество отдается стихам с четким ритмом, так как под них легче выполнять разнообразные движения;
• текст, произносится воспитателем или воспроизводится в записи, т. к. при произношении текста детьми у них может сбиться дыхание.
Воспитатель может придумать и использовать различные движения для конкретных групп, с учетом индивидуальных особенностей детей.
Подвижные игры на прогулке.
Кто любит быстро двигаться
Здоровым тот растет.
Все ребята дружно,
встали в хоровод!
Подвижные игры имеют важное значение для формирования личности дошкольника. Они не только способствуют физическому развитию, но и учат взаимодействовать со сверстниками, дают представления об окружающем мире, вооружают ребёнка целым комплексом умений и навыков, которые пригодятся ему и в школе, и во взрослой жизни. На воспитателях старших групп лежит задача привить детям любовь и интерес к подвижной игре, её творческому преобразованию. Это осуществимо, если педагог будет проводить подвижные игры в детском саду с учётом методических требований, сам проявлять инициативу и творчество.
Гимнастика пробуждения.
Птичка села на окошко,
Во дворе мяукает кошка Разбудить решили нас.
Все! Окончен тихий час!
Цель: Поднятие настроения, мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.
Задача: постепенный переход детей ото сна к бодрствованию.
Дыхательная гимнастика.
Дыхание — это естественная функция человеческого организма. Но чаще всего мы обращаем на него внимание лишь в случае болезни либо каких-то отклонений, даже если речь идёт о собственном ребёнке. Родителям дошкольника часто трудно выделить время для выполнения несложных упражнений. На помощь приходит детский сад, где дыхательная гимнастика является важной составляющей деятельности по укреплению здоровья дошкольников.
Массаж. Самомассаж.
Эффективным и универсальным средством здоровьесберегающих технологий является игровой самомассаж.
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов. Для детей самомассаж - это и профилактика простудных заболеваний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже.
Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа «Не навреди!».
Спасибо за внимание!