Оксана Паныч
Проект «Региональные компоненты северного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1 Северный край – благодатный регион для развития представлений о социокультурных ценностях посредством познания саамских традиций и культуры.
Цель: особенность жизни коренных жителей Кольского полуострова – саамов как неотъемлемой части духовной культуры России.
Задачи:
• Повысить интерес к саамам, как к коренным жителям Кольской земли через знакомство с историей культуры, традициями, обычаями, этнографическим прошлым;
• Сформировать представление о саамах, как о первых жителях Кольской земли, их основных видах деятельности, быте,
Публикация «Проект „Региональные компоненты северного края“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2019
• Познакомить с природой заполярного края, животным и растительным миром Кольской земли;
• Воспитывать положительное отношение к своей культуре.
Актуальность
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Леса и тундра, льды и горы,
Озёра, реки и моря,
Раскинулась в своих просторах
Родная Кольская земля!
Слайд 2 Спецификой культуры Кольского края является то, что в сравнительно небольшом географическом пространстве сосуществуют несколько культур.
Знакомство с особенностями быта саамов.
- На Кольском полуострове проживают разные народы. Но издавна здесь проживают саамы (раньше их называли лапландцами или лопарями). В наше время употребляется два названия: саамы и саами. Земля, где они жили, называлась – Лапландия. Это северные территории России, Финляндии, Норвегии и Швеции.
Слайд 3 Национальные символы
Слайд 4 Территория проживания
Слайд …. Природа Кольского края :
Невероятно красива природа Кольского полуострова - самой северо-западной территории России. Вследствие географических условий природа этого региона очень специфична. Кольский полуостров омывается Белым и Баренцевым морями, из которых в одном, Баренцевом море, проходит теплая ветвь Северо-Атлантического течения. Это оказывает значительное влияние на флору и фауну Мурманской области, в пределах которой заканчивается зона лесов, а вдоль побережья тянутся тундры.
Осень взоры восхищает.
Море ягод, как сапфиры,
Голубикою сверкает.
Летом – всюду изумруды.
А весною разноцветы –
Восхитительное чудо! –
Мир коврами застилают.
Слайд … Жилища саамов---Жилищем служил разборный чум - кувакса, который представлял собой несколько шестов, крытых оленьими шкурами зимой и берестой летом. В центре куваксы разжигали костер.
---Позднее стали строить зимнее жилище – вежу. Она имела форму пирамиды высотой до 2.5 метров. Собирали её из брёвен. Крышу покрывали хворостом, дерном и древесной корой, оставляя отверстие для выхода дыма. Дверь «смотрела» на юг. На противоположной стороне находилось окно, его затягивали рыбьим пузырём или слюдой. В центре вежи был очаг из камней. Основное пространство вежи покрывали ветками деревьев и застилали оленьими шкурами. Здесь спали, ели, занимались делами.
Слайд 13.-15. Хозяйство «Каким трудом занимались?»
--- Традиционные занятия саамов тесно связаны с животным миром Кольского полуострова. Это рыболовство и охота. Охотились на песца, зайца, лисицу, изредка на волка, белого и бурого медведей. Но есть одно животное, которому подчинена вся жизнь саамов.
-это--Северный олень. Домашний северный олень – это прирученный дикий олень. Саамы разводят домашних оленей. Эта отрасль хозяйства называется оленеводством. Оленеводство – смысл жизни саамов. Олень – главное существо мира, Центр Вселенной.
- Недаром саамы о себе говорят «олений народ». Почему? Зимой саамы-пастухи вместе со своими семьями за оленьими стадами кочуют.
Слайд 16. «В какую одежду одевались зимой?»
- Верхняя одежда и обувь шилась из оленьих шкур. Из сухожилий оленя изготавливали нитки. Ими сшивали одежду, обувь,
Слайд 17-18 Еда народов саами
Еда у саамов, как и у обычных людей, является источником жизненных сил и энергии. Однако у народа, живущего в лесу и в горах, потребление пищи во многом зависит от их образа жизни, поэтому немного отличается у тех и других жителей. Следует рассмотреть, как питаются саамы и какие соблюдают при этом традиции. Безусловно, саамы, живущие в горах, питаются в основном олениной.
Слайд 19-22 Фольклор, саамские писатели сказки Фольклор саамов уникален, как и фольклор любого народа, не имеющего письменности. Уникальность его в том, что в преданиях, легендах можно найти отражение всей истории саамов, бытовой уклад, мир народных идеалов, мыслей, чувств, поэтической фантазии и менталитета народа.
Фольклор саамов представлен мифами, сказками. Народное творчество лопарей имеет по преимуществу эпический характер; весьма распространён эпос животный (сказки) и мифологический (сказания о солнцевых сыновьях, о дочери солнца, о подземном царстве и т. д.).
Слайд 23 У каждого коренного малочисленного народа есть свой собственный национальный праздник и даже не один. У саамов Кольского полуострова таких праздников несколько. Один из них – саамские игры. Он проходит напоминает день рождения
По сложившейся традиции, саамские игры проходят в селе Ловозеро (Ловозерский район, центре саамской культуры Мурманской области, и станице Лопарская (Кольский район). Эти два населенных пункта можно смело назвать колыбелью современных национальных саамских праздников
Слайд 23-25 Загадки, пословицы.
Слайд 26-28 Работы саамских саамы Русской Лапландии очень талантливы, причем, как правило, в нескольких областях. Практически все саамы замечательные мастера. Изделия из меха оленя, резьба по дереву, вышивка бисером прославила саамов далеко за пределами России.
Декоративно-прикладное искусство саамов - этого необычного народа нашего Севера мало изучено. А ведь оригинальность творчества этого народа, его актуальность, восхищает всех, кто с ним соприкоснулся.
Слайд 29 Прекрасная наша Кольская Земля, …Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, его природе и истории.