Москалева Юлия Михайловна
Доклад (выступление на педсовете) «Пение, как основной вид деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
С давних времен музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни.
Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать. Этим взрослым чаще всего оказывается музыкальный руководитель в детском саду.
С ранних лет жизни основным видом музыкальной деятельности для ребенка является пение.
Публикация «Доклад (выступление на педсовете) „Пение, как основной вид деятельности дошкольников“» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Пение, как известно, - это одно из основных средств музыкального воспитания. В сравнении с инструментальной музыкой - пение обладает большей массой эмоционального воздействия на детей, так как в нем сочетаются и слово, и музыка.
Помимо прочего, правильное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает тембр голоса; правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание; пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; пение с движениями формирует хорошую осанку, координирует ходьбу. И занятия пением помогают объединить детский коллектив.
При обучении пению музыкальному педагогу необходимо:
- удерживать детей от громкого пения и, особенно, громкого длительного пения; негромкое пение – одно из важнейших условий, обеспечивающих нормальное звучание детских голосов, а, следовательно, их нормальное развитие;
- при выборе репертуара обращать внимание на звуковой диапазон песен,
который должен соответствовать объему голоса детей данной группы; исполнение детьми трудных песен из репертуара взрослых и школьных массовых песен – недопустимо;
- следить за тем, чтобы в повседневной жизни дети не кричали, не визжали, что плохо влияет на состояние их голоса;
- добиваться нормального, естественного тона в разговоре в любых условиях (в помещении, на прогулке и т. д.)
- не предлагать детям много песен для исполнения на занятиях (не более 2 – 3 на занятии, а на праздниках не более 4 – 5 для старшего возраста и в младших группах не более 3-х);
- не петь на улице при температуре воздуха ниже 18 градусов
В детском саду мы обучаем детей простейшим певческим навыкам:
- правильному звукообразованию, т. е. способу извлечения звука. Дети должны петь естественным высоким светлым звуком, без крика и напряжения. Очень важен пример – педагогу также следует петь высоко, поскольку дети начинают подражать ему и петь в более высоком регистре.
- правильное дыхание в пении имеет большое значение. В принципе, никаких специальных дыхательных упражнений с детьми дошкольного возраста не проводится. Музыкальному руководителю достаточно показать, как надо петь, не прерывая дыхания, где его брать, и ребенок легко с этим справляется.
- также, певческим навыком является хорошая дикция. Выразительность исполнения песни зависит не только от интонационно точного пения мелодии, но и от правильности и ясности произношения слов. При недостаточной четкости произношения пение становится вялым, в нем отсутствуют протяжность и выразительность звука.
- Важный навык - чистота вокальной интонации, а именно, интонационно точное воспроизведение мелодии.
Для достижения чистоты интонации нам, музыкальным педагогам, необходимо:
- выбирать песни, удобные по диапазону, согласно возрасту данной группы детей;
- давать детям слушать песни в хорошем исполнении взрослых и детей (и желательно, чтобы это были диски, а не кассеты);
- систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без инструментального сопровождения;
- давать возможность детям петь не только все вместе, но и подгруппами и по одному, тогда они лучше слышат себя и друг друга.
- вырабатывать у детей умение слушать себя, осознавать качество своего исполнения.
- Так же, в детском саду мы обучаем дошкольников согласованному пению, т. е. ансамблю. Стройное, слитное пение у детей достигается постепенно. Прежде всего, перед началом пения нужно собрать всё внимание детей.
Песенный репертуар в дошкольном учреждении должен включать в себя:
- упражнения для развития певческого голоса и слуха;
- песни для различных видов музыкальной деятельности
(слушание,
хоровое и сольное пение,
пение с движениями,
игра на музыкальных инструментах с пением,
музыкальное творчество).
Репертуар нужно подбирать так, чтобы он соответствовал физическим, психическим особенностям ребенка, выполнял эстетические и общеобразовательные задачи. Важную роль играет здесь и музыка, и текст песни.
В раннем и младшем дошкольном возрасте мы приучаем малышей прислушиваться к мелодии и словам песни, узнавать их; привлекать внимание к содержанию песен, создавать эмоциональный интерес к пению; подражать воспитателю; развивать певческие интонации; подпевать отдельные слоги и слова песни; развивать первоначальные певческие реакции.
На занятиях в группах старшего дошкольного возраста повышается познавательная роль пения, укрепляются физические силы и голосовой аппарат, навыки уточняются и закрепляются, большое внимание уделяется на выработку чистого пения, дыхание и дикцию, развитие слуха и певческого диапазона.
В заключении хочется подчеркнуть, что певческая деятельность, выполняя множество важных задач, призвана решать, быть может, самую главную задачу – приобщение детей к прекрасному миру музыки, пробуждение интереса к музыкальному творчеству, формирование у детей элементарных основ музыкальной грамотности.