Антонида Ильюшина
Выступление на августовском педсовете 2016 г. «Личностное и Профессиональное самоопределение дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Муниципальный детский сад «Красная шапочка» г. Жуков
Педагог – психолог
Ильюшина Антонида Валериевна.
ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
В настоящее время в нашей стране и за рубежом разрабатываются различные подходы к обучению, ориентированные на индивидуализацию профессионального и личностного самоопределения человека. О необходимости изучения профессионального и личностного самоопределения в дошкольном возрасте свидетельствуют работы Евгения Александровича Климова, Николая Сергеевича Пряжникова, Владимира Ивановича Тютюнник.
Публикация «Выступление на августовском педсовете 2016 г, „Личностное и Профессиональное самоопределение дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Дошкольный возраст, по мнению Эвальда Зеер, является периодом первоначального, профессионального и личностного самоопределения, возникновения эмоционального предвосхищения последствий своего поведения и самосознания.
Работу профессионального самоопределения наш взгляд, необходимо начинать в дошкольном возрасте, которая заключается в специально организованном информировании дошкольников о мире профессий посредством игровой деятельности, которая создает у детей определенные представления о мире профессий и различных видах труда взрослых, опыт профессиональных действий, профессионального поведения.
Проанализировав результаты анкетирования родителей, педагогов, наблюдая за детьми мы определили основные направления и формы работы по формированию личностного и профессионально самоопределения дошкольников, о которых сейчас мы вам расскажем.
Первое направление по профессионально – личностному самоопределению это работа воспитателей с детьми.
1. Профессиональное просвещение.
Чтение литературных произведений, просмотр сказок, беседы о профессиях, дискуссии, наблюдения за работой взрослых, экскурсии и встречи с людьми разных профессий формируют у дошкольников необходимые для самоопределения знания о себе, своих способностях, склонностях; знания об окружающем мире и мире профессий; знания об окружающих людях.
2. Формирование трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста
В нашем детском саду воспитатели проводят большую работу по формированию у детей первоначальных трудовых умений и навыков. Они понимают, что главная задача заключается в том, чтобы использовать все возможности и условия для совершенствования трудового воспитания маленьких детей. Любая деятельность, и особенно трудовая, предполагает наличие навыков. Важно направлять трудовые усилия дошкольника на общественно полезную работу, в которой рождается первое чувство важности своей деятельности для других, понимание своей связи со всеми участниками коллективного труда.
Трудовую деятельность детей можно разделить на 4 основных вида:
самообслуживание – это формирование у ребенка навыков ухода за собой, развитие способности удовлетворять собственные потребности.
хозяйственно – бытовой труд - связан с самообслуживанием, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в групповой комнате и на участке,
труд в природе - поливка растений в уголке природы, в цветнике детского сада; создание «огорода на окне» и уход за ним и др.
ручной труд Ребята под руководством взрослых мастерят различные поделки, используя при этом:
• разные виды цветной или белой бумаги – картон, гофрированная или бархатная бумага, салфетки;
• природный материал – желуди, солома, шишки, косточки фруктов, кора, початки кукурузы;
• бросовый материал – обрезки тканей, меха, коробки, одноразовая посуда, катушки.
Каждый вид труда имеет свои особенности, свою цель, свое содержание. Такое разделение труда дает возможность определить работы, к которым целесообразно привлекать детей дошкольного возраста.
В процессе трудовой деятельности дошкольники учатся замечать закономерности, связи между теми или иными явлениями. У них становится шире кругозор, повышается самостоятельность. Ребята учатся радоваться результатам собственного труда, доставлять удовольствие родителям, рассказывая о своих достижениях.
3. Игра воспитателями используется как средство знакомства с трудом взрослых
В дошкольном возрасте широкое распространение получают сюжетно - ролевые игры, часть из них имеет профессионально ориентированный характер.
Под профессионально-ролевой игрой мы понимаем сюжетно-ролевую игру, которая характеризуется наличием определенной профессиональной темы, в которой имитируется производственная ситуация, возникает эмоциональная профессиональная идентификация. Дети играют, присваивая себе роли врачей, продавцов, воспитателей, водителей транспортных средств, поваров и др.
Профессионально-ролевые игры позволяют активировать умения и навыки успешного профессионального самоопределения дошкольников.
Второе направление работы проводиться педагогом – психологом.
Работа с детьми
1. С детьми с низким уровнем интеллектуального развития проводятся индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия. Целенаправленное развитие основополагающих психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения детей с использованием психогимнастических упражнений. Ведь чем скорее и чем лучше выучится ребенок управлять своими органами чувств, тем быстрее, полнее и разностороннее будет его развитие.
2. Следующий вид работы с детьми - социальные тренинги
• «Сотрудничество» автора А. Ивашовой, дополненный нами авторскими разработками (играми и упражнениями) других авторов, - целью, которого, это развитие коммуникативных навыков, умение понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей, создание положительного эмоционального фона.
• «Лесная школа» (цикл коррекционных сказок, автор М. Панфиловой. Тридцать коррекционных «лесных» сказок раскрывают пять основных тем для дошкольников; отношение к вещам; отношение к урокам, занятиям; конфликты; отношение к здоровью. Эти сказки развивают воображение и мышление, коммуникативные навыки, толерантность, пониманию личностных особенностей других, умению принимать тех, кто находится рядом, способствуют созданию условий для профилактика социальной дезаптации и развития личности ребенка в целом.
3. Профилактика и коррекция отклонений в поведении дошкольников (демонстративное, протестное агрессивное, инфантильное поведение)
В работе активно используются элементы психогимнастики, сказкотерапии, музыкотерапии, арттерапии и др. а так же игры и упражнения на развитие общей и мелкой моторики.
На наш взгляд, использование разнообразных форм, методов и приемов формируют интерес ребенка к занятиям, увеличивает положительную мотивацию.
Занятия проводятся в игровой форме. Целесообразность проведения с дошкольниками игровых занятий, специально направленных на развитие личностностных качеств ребенка и его профессиональное самоопределение обусловлена уникальностью этого периода, характеризующегося его повышенной сензитивностью.
Работа с педагогами
1. Анкетирование педагогов
2. Индивидуальное и групповое консультирование (по запросам) по темам: «Возрастные особенности детей дошкольного возраста»; «Сензитивные периоды» «Проблемные дети». (Агрессивные, гиперактивные, тревожные, аутичные, «Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста» и др.
3. Проводятся семинары с элементами тренингов, цель которых, повышение психологической компетентности педагогов. «Гиперактивные дети. Взаимодействие с гиперактивными детьми». «Игровые приемы снятия эмоционального напряжения у дошкольников» и др.
Сотрудничество с родителями проходит в виде:
• психолого – педагогического просвещения родителей (инд. и групповые консультации и т д. тем собр., стенд, буклеты
• анкетирования родителей, где мы изучаем запросы родителей на образовательную деятельность детского сада.
Таким образом, на наш взгляд, чем раньше начнётся специально организованное информирование дошкольников о мире профессий посредством игровой деятельности, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое благополучие, профессиональное и личностное развитие, удовлетворённость жизнью, личностный и профессиональный рост каждого человека в современном обществе. Можно сказать, что профессиональное самоопределение — это не просто выбор профессии или альтернативных сценариев профессиональной жизни, а своеобразный творческий процесс развития личности.
Спасибо за внимание!