Надежда Каменева
Консультация «Воспитывать в ребёнке тактичного собеседника»
▼ Скачать + Заказать документы
"Воспитывать в ребёнке тактичного собеседника"
Подготовила:
воспитатель
Курчатовской школы
Каменева Н. А.
Культура речи. Еще не переходя порога групповой комнаты нетрудно догадаться, достаточное ли внимание уделяется здесь воспитанию у детей речевой культуры.
Темочки:
В одной группе дети разговаривают возбужденно, стараясь перекричать друг друга; то и дело слышится жалоба, обращенная к воспитателю и перекрывающая общий хор голосов, педагог поминутно напоминает: «Ребята, тише сама же разговаривает с детьми громко. Дети утомляются от шума, да и воспитатель устает от собственных замечаний. Создается напряженная обстановка, при которой и педагог, и дети перестают слышать друг друга.
В другой группе относительная тишина, здесь царит спокойный мерный гул. Дети разговаривают между собой спокойно. Если обращаются к воспитателю, то непременно подойдут к ней и сообщат свою просьбу. Голоса воспитателя вообще почти не слышно, разговаривает с ребятами ровно, спокойно. И все слышат ее. Если она хочет обратить внимание детей, то говорит чуть громче, убедившись, что дети готовы ее выслушать, спокойно разговаривает с детьми.
Воспитание речевой культуры у детей начинается с создания в группе режима тишины. Конечно мы не имеем в виду такую тишину, которая довлеет над детьми и заставляет ее переходить на шепот. Здоровый, мерный говор - свидетельство нормального общения детей при котором педагог имеет возможность слышать каждого ребенка. А дети в свою очередь, не прерывая игр и занятий, могут слышать распоряжения воспитателя.
Такой «режим тишины» - благоприятный и обязательный для решения одной из воспитания культуры речи детей. К сожалению это нередко выпускается из виду. Детей постоянно находящихся в шумной обстановке, трудно научить разговаривать спокойно, вежливо, выразительно, управлять интонациями и силой голоса.
Нельзя воспитывать культуру речи у детей в отрыве от развития речи. Эти два процесса взаимосвязаны: если у ребенка плохо развита речь то вряд ли он сможет внятно выразить просьбу или желание. Четкая и ясная речь - показатель ясности мысли, культуры мышления. Таким образом, обучая детей практическому овладению родным языком, педагог решает одновременно и задачу привития им речевой культуры.
Известно, что у детей одного и того возраста речь развивается неодинаково. Это зависит от многих причин, в том числе и от сферы, в которой находится ребенок, и от того, как разговаривают с ним взрослые дома и в детском саду, от общего развития, физического состояния, особенностей нервной системы, темперамента и т. п.
Проследим, как проявляют себя воспитанники в разговоре со взрослыми и друг с другом. Умеют ли рассказывать и выслушивать других? Достаточен ли запас слов? Могут ли выразить мысль ясно для окружающих? Как при этом чувствуют себя - непринужденно или скованно? Какова манера говорить? Каков тон выразительности речи? Не слишком ли много жестикуляций?
Одни умеют разговаривать и слушать. Другие свободно вступают в разговор, зато не умеют выслушивать собеседника, не дают высказаться товарищам, перебивают взрослых, требуют внимания, чтобы их выслушивали. Третьи не умеют поддержать разговор со взрослыми, а отвечать на занятиях стоит для них большого напряжения.
Педагог ставит перед собой цель - учить детей умению разговаривать непринужденно, употребляя вежливые формы и обороты речи, умению держать себя при разговоре, отвечать на занятиях. Программа воспитания детей детского сада в этой связи рекомендует у детей первой младшей группы активизировать речь, учить внятно произносить слова, понятно для отвечать на вопросы, развивать способность слушать и понимать речь взрослых. Для этого надо вовлекать детей в разнообразные формы речевого общения, стараться как можно чаще разговаривать с каждым в отдельности, учить их называть взрослых по имени и отчеству, вежливо здороваться, прощаться,благодарить, обращаться с просьбой, побуждать к тому, чтобы ребенок изъяснялся при помощи слова, а не жеста.
В пяти - шестилетнем возрасте воспитатель учит детей в разговоре со взрослыми быть вежливыми, называть их на «вы» проявлять в общении со сверстниками сдержанность, не допуская крикливого тона, уметь выражать свои намерения, мысли, просьбы ясно, точно, вежливо.
Детей подготовительной к школе группы учат говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения.
Детей приучают не только излагать свою мысль, но и следить за манерой разговора, требуют говорить громко или тихо в зависимости от обстановки, без крика спокойно, не торопясь, не проглатывая окончаний слов.
Педагог добивается чтобы ребенок разговаривая, смотрел в глаза собеседнику, был приветлив и доброжелателен, вел себя спокойно, не размахивая руками, не делал гримас и лишних движений, не держал руки в карманах, не сидел развалясь.
Ребенка учат обращаться к взрослому с вопросом, с просьбой в вежливой форме, по имени отчеству, не перебивая разговаривающих, употребляя такие слова, как «пожалуйста», «извините», «разрешите», «спасибо» и др.
Все эти задачи решаются на занятиях и в процессе повседневного общения воспитателя с детьми и с каждым в отдельности, а также в процессе общения детей между собой в различной деятельности (играх, труде, дежурствах и др., где они поставлены перед необходимостью договариваться, обмениваться мнениями, обращаться с просьбой, намечать план действий, предлагать помощь друг другу, отстаивать свои замыслы, спорить, доказывать, разрешать конфликты и т. д.
Культура речи проявляется не только в том, что сказано, но и в том, как это сказано.
Воспитатель обращает внимание на правильность употребления детьми слов соответственно их смысловому назначению. Ведь нельзя забывать, что нередко у детей запас слов опережает формирование конкретных представлений и они произносят слова «не к месту».
- Посмотрите, какой я банальный дом построил,- говорит юный строитель, полагая, что слова «банальный» и «необыкновенный» однозначны.
. Завтрашний первоклассник не отвечает на обращение взрослого, опустив голову вниз, молча улыбается. Воспитатели склонны видеть в этом проявление застенчивости. Но это ошибка. Ведь ребенок вполне свободно проявляет себя в играх, в общении со сверстниками, бойко отвечает на занятии, а вот разговаривать со взрослыми «стесняется».
Культурный человек умеет не только говорить, но и внимательно слушать собеседника. Педагог обязан уметь выслушивать ребенка и учить этому своих воспитанников. Часто, добиваясь от детей высокой речевой активности, мы нередко впадаем в крайность: не воспитываем у них умение молчать и выслушивать других.
Воспитатель разъясняет детям, что говорить надо лишь тогда, когда это необходимо. «Говори о том, что знаешь». Пусть пословица «Лишнее говорить, только делу вредить», усвоенная детьми, станет правилом для них и поможет вам тактично напоминать им удерживаться от пустословия.
Воспитывать в ребенке тактичного собеседника, способного разговаривать со сверстниками и взрослыми, не торопясь и не перебивая их, с приветливым выражением лица, умеющего к месту вставить реплику,- задача каждого педагога. Она не сложна, если этому уделять внимание повседневно, а не от случая к случаю, если ребенок имеет возможность упражняться в этих навыках не только на занятиях, но и в повседневном общении с вами и сверстниками в детском саду и дома, при встрече с друзьями и знакомыми.
Список использованной литературы:
1. Журнал «Дошкольное воспитание» №10, 1975г. стр. 4-6