Залина Варитлова
Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
«Доброта должна стать таким же
обычным состоянием человека,
как мышление. Она должна
войти в привычку.»
В. Г. Сухомлинский
На протяжении последних десяти лет нас, взрослых, по-настоящему волнуют вопросы:
«Каково духовно-нравственное развитие современного дошкольника?», «Какими нравственными качествами он обладает?»,
«Как ребенок будет подготовлен к следующему уровню общего образования?»
Темочки:
Наблюдая за детьми третьего года жизни во время самостоятельной деятельности, я выявила, что дети тянутся к книгам, любят рассматривать их. Но они берут их как игрушку, быстро перелистывают, не задумываясь, и откладывают в сторону. Дети стремятся взаимодействовать со сверстниками в игре, познавательном и продуктивном видах деятельности, но
не умеют общаться друг с другом, вместе рассматривать иллюстрации в книгах, не слышат друг друга, проявляют некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, книгами, помочь товарищу в трудной ситуации. У них слабо развиты сочувствие, сопереживание, а именно с раннего возраста формируются и развиваются духовно-нравственные качества человека : доброта, справедливость, честность, терпимость, милосердие, сочувствие, ответственность, уважение, отзывчивость, а также социальные навыки: дружелюбие, терпение,
стремление порадовать близкого человека, общительность, внимательность, потребность делиться положительными эмоциями и
впечатлениями, усердие. Дети поэтапно согласно возрасту усваивают нравственные понятия и категории:
трудолюбие — лень,
послушание — непослушание,
жестокость — милосердие,
бескорыстие — жадность.
Нравственное воспитание осуществляется с помощью разнообразных средств, но одним из действенных выступает художественная литература, которая демонстрирует детям в доступных их пониманию сюжетах две основные нравственные категории — добро и зло. И благодаря ей детям легче принять нравственные идеалы, социальные нормы поведения. Таким образом, именно книга служит средством ознакомления детей с окружающим
миром, первичной социализации, нравственного воспитания,
предлагая определенные модели поведения на основе поступков, мыслей, чувств героев литературных произведений в различных ситуациях. Ведь дошкольники по-настоящему влюбляются в героев произведений, благодаря им начинают осознавать важность поступков человека.
Нужно использовать эту возможность в дошкольном возрасте как можно раньше, и формировать в системе представления о хорошем и плохом добрые чувства к окружающим взрослым и сверстникам, навыки и привычки культурного поведения.
Зная возрастные особенности детей дошкольного возраста, я заметила, что у детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.
Я считаю, что сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка.
Эти же представления формируются в сознании ребенка на основе определенной последовательности поступков, умело направленных взрослыми. Роль воспитателя состоит в том, чтобы подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно: инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности; научить осознанным правилам поведения и отношений в совместной деятельности.
Для решения проблемы межличностного общения детей, я выбрала работу по ознакомлению детей со сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка.
Исходя из актуальности, была поставлена цель:
- создать оптимальные условия для формирования духовно-нравственного развития у детей младшего дошкольного возраста через сказку.
Для достижения цели определены, следующие задачи:
- побуждать у детей интерес к русским народным сказкам;
- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
- формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей;
- развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, формировать умение давать оценку поведению своему и других;
- воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие, навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения;
- развивать диалогическую и монологическую речь;
- помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
Чтобы привить у ребенка любовь к русским народным сказкам, используем более интересную для ребенка форму работы, как драматизация, она является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечение детей к участию в драматизации, способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.
Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения.
Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.
Для нравственного воспитания важно, что взрослый является и организатором жизни ребенка, и объектом познания, реальным носителем тех моральных ценностей, к которым у ребенка формируется определенное отношение. Другими словами, взрослый сам выступает в качестве образца поведения и отношения к действительности.
Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.
Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их ещё не захватила в свои сети.
Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.
Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.
И в заключении хочу добавить, что в нравственном воспитании не нужно забывать и той атмосферы, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.
В нашем дошкольном учреждении духовно-нравственному воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта.