Получи документы

Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию дошкольника

Залина Варитлова
Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

«Доброта должна стать таким же

обычным состоянием человека,

как мышление. Она должна

войти в привычку.»

В. Г. Сухомлинский

На протяжении последних десяти лет нас, взрослых, по-настоящему волнуют вопросы:

«Каково духовно-нравственное развитие современного дошкольника?», «Какими нравственными качествами он обладает?»,

«Как ребенок будет подготовлен к следующему уровню общего образования?»

Публикация «Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию дошкольника» размещена в разделах

Наблюдая за детьми третьего года жизни во время самостоятельной деятельности, я выявила, что дети тянутся к книгам, любят рассматривать их. Но они берут их как игрушку, быстро перелистывают, не задумываясь, и откладывают в сторону. Дети стремятся взаимодействовать со сверстниками в игре, познавательном и продуктивном видах деятельности, но

не умеют общаться друг с другом, вместе рассматривать иллюстрации в книгах, не слышат друг друга, проявляют некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, книгами, помочь товарищу в трудной ситуации. У них слабо развиты сочувствие, сопереживание, а именно с раннего возраста формируются и развиваются духовно-нравственные качества человека : доброта, справедливость, честность, терпимость, милосердие, сочувствие, ответственность, уважение, отзывчивость, а также социальные навыки: дружелюбие, терпение,

стремление порадовать близкого человека, общительность, внимательность, потребность делиться положительными эмоциями и

впечатлениями, усердие. Дети поэтапно согласно возрасту усваивают нравственные понятия и категории:

трудолюбие — лень,

послушание — непослушание,

жестокость — милосердие,

бескорыстие — жадность.

Нравственное воспитание осуществляется с помощью разнообразных средств, но одним из действенных выступает художественная литература, которая демонстрирует детям в доступных их пониманию сюжетах две основные нравственные категории — добро и зло. И благодаря ей детям легче принять нравственные идеалы, социальные нормы поведения. Таким образом, именно книга служит средством ознакомления детей с окружающим

миром, первичной социализации, нравственного воспитания,

предлагая определенные модели поведения на основе поступков, мыслей, чувств героев литературных произведений в различных ситуациях. Ведь дошкольники по-настоящему влюбляются в героев произведений, благодаря им начинают осознавать важность поступков человека.

Нужно использовать эту возможность в дошкольном возрасте как можно раньше, и формировать в системе представления о хорошем и плохом добрые чувства к окружающим взрослым и сверстникам, навыки и привычки культурного поведения.

Зная возрастные особенности детей дошкольного возраста, я заметила, что у детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.

Я считаю, что сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка.

Эти же представления формируются в сознании ребенка на основе определенной последовательности поступков, умело направленных взрослыми. Роль воспитателя состоит в том, чтобы подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно: инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности; научить осознанным правилам поведения и отношений в совместной деятельности.

Для решения проблемы межличностного общения детей, я выбрала работу по ознакомлению детей со сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка.

Исходя из актуальности, была поставлена цель:

- создать оптимальные условия для формирования духовно-нравственного развития у детей младшего дошкольного возраста через сказку.

Для достижения цели определены, следующие задачи:

- побуждать у детей интерес к русским народным сказкам;

- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;

- формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей;

- развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, формировать умение давать оценку поведению своему и других;

- воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие, навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения;

- развивать диалогическую и монологическую речь;

- помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Чтобы привить у ребенка любовь к русским народным сказкам, используем более интересную для ребенка форму работы, как драматизация, она является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечение детей к участию в драматизации, способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения.

Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.

Для нравственного воспитания важно, что взрослый является и организатором жизни ребенка, и объектом познания, реальным носителем тех моральных ценностей, к которым у ребенка формируется определенное отношение. Другими словами, взрослый сам выступает в качестве образца поведения и отношения к действительности.

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их ещё не захватила в свои сети.

Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

И в заключении хочу добавить, что в нравственном воспитании не нужно забывать и той атмосферы, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

В нашем дошкольном учреждении духовно-нравственному воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта.

Публикации по теме:

Анкета для родителей по духовно-нравственному воспитанию детей Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты по духовно-нравственному воспитанию детей. 1. Является ли традицией Вашей семьи.

Дидактическая игра по духовно-нравственному воспитанию «Моя семья»Дидактическая игра по духовно-нравственному воспитанию «Моя семья» Духовно-нравственное воспитание дошкольников Детство – важнейший период в жизни любого человека. Именно в ранние детские годы у людей закладываются.

Дидактическая игра по духовно-нравственному воспитанию «Украшение пасхального яйца» Программное содержание: - познакомить детей с происхождением слова «Пасха»; - воспитывать бережное отношение к народным традициям; - развивать.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «В мире доброты» в средней группеКонспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «В мире доброты» в средней группе Делай доброе дело Ради счастья людей, Чтобы сердце горело, А не тлело во мгле. Цель:Углубить представление детей о доброте как ценном,.

Занятия в подготовительной группе по духовно-нравственному воспитанию по программе «Добрый мир» Сегодня в России в сложных социально-экономических, нравственных условиях наше общество подстерегает опасность окончательной утраты духовных.

НОД по духовно-нравственному воспитанию «Ярмарка народных мастеров» в средней группеНОД по духовно-нравственному воспитанию «Ярмарка народных мастеров» в средней группе Цель: в игровой форме (отправившись на ярмарку) – продолжать формировать знания детей о народных промыслах России. Задачи: Образовательные.

НОД по духовно-нравственному воспитанию «Ярмарка народных мастеров» в средней группеНОД по духовно-нравственному воспитанию «Ярмарка народных мастеров» в средней группе Цель: в игровой форме (отправившись на ярмарку) – продолжать формировать знания детей о народных промыслах России. Задачи: Образовательные.

Педагогический опыт по духовно-нравственному воспитанию с использованием сказкотерапии ЧОУ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ПРАВОСЛАВНЫЙ ДЕТСКИЙ САД «СВЯТО НИКОЛЬСКИЙ» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ.

Познавательно-творческий проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Родные истоки»Познавательно-творческий проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Родные истоки» Предлагаю Вашему вниманию познавательно-творческий проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. В рамках реализации проекта,.

Занятие по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Путешествие в город Добродельск»Занятие по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Путешествие в город Добродельск» Цели: - формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; - расширение знаний о роли её в жизни каждого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию дошкольника
Опубликовано: 26 января 2022 в 22:33
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Залина Варитлова (УИ 732322) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД