Надежда Шкедова
Театрализованные игры для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возр
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педсовете на тему:
«Театрализованные игры для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила:
Воспитатель Шкедова Н. В.
Публикация «Театрализованные игры для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возр» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театр это лучшее, по утверждению К. С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми. Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый ребёнок хочет сыграть в ней свою роль. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе.
Современные дошкольные учреждения мучительно ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.
Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем?
Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности : слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Тяга ребенка к театральному действию бесспорна и несомненна. Само театрализованное действие своей динамикой больше всего соответствует динамики детского душевного организма. Ребенок с ранних лет – с года, с двух лет любит наблюдать, и сам быть участником «театрального события». Хорошо всем известная приговорка «Сорока белобока, кашу варила, деток кормила. ?» Что это такое как не маленький театр, малыш мгновенно сам перевоплощается в эту сороку, и кашку варит, и деток кормит. И чем старше он становится, тем с большим интересом он тянется к театру : и тому, что ему показывают, и к тому действию, в котором сам он выступает как артист.
Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. А нам взрослым нужно стремиться создать такую атмосферу, для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Мир, название которому – театр!
Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО:
Познавательное развитие
• развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
• наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);
• обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;
• развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.
Речевое развитие
• содействие развитию монологической и диалогической речи;
• обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ;
• овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами);
Художественно-эстетическое развитие
• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;
• развитие воображения;
• приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
• создание выразительного художественного образа;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина», «Новые приключения героев сказок Ш. Перро» и пр. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол.
Усложняются тексты для постановок. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и еж», произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г. Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.
«Социально-коммуникативное развитие»
Театральные игры : игры-драматизации и режиссерские игры.
Содействовать развитию индивидуальных и совместных игр, в которых главным является не только то, ЧТО ребенок изображает, исполняет роль, но и то, КАК он это делает, насколько совершенна передача объективного содержания роли.
Игры-драматизации
Содействовать:
• Овладению способностью к разыгрыванию сказок, известных с младшей группы («Колобок», «Круть и верть», «Потерянное колечко», «Репка» и т. д.);
• Возникновению «эмоционального предвосхищения», которое способствует более глубокому восприятию художественного произведения, сопереживанию его персонажей, эмоциональному воплощению роли;
• Углублению понимания особенностей взаимоотношений между литературными героями, появлению интереса к поиску индивидуального рисунка выполнения роли;
• Углублению понимания особенностей взаимоотношений между литературными героями, появлению интереса к поиску индивидуального рисунка выполнения роли;
• Повышению качества игр-имитаций разных животных и героев литературных произведений;
• Воспитание интереса к разным видам театра (бибабо, пальчиковый, перчаточный, настольный и др.);
• Развитию художественных способностей, возможности самоутвердиться, почувствовать свою самоценность.
Режиссерские игры.
Содействовать:
• Экспериментированию ребенком с разными видами театров (драматизация, кукольные, теневые и др.);
• Развитию способности к фантазированию, комбинированию реального и фантастического в игре; развитию игры в воображаемом словесно-оформленом плане (ролевые диалоги, игровые беседы, близком к сочинительству, где ребенок может отталкиваться от реальных игрушек, рисунков – картинок, впечатлений из опыта;
• Воспроизведению не только типичных действий изображаемого персонажа, но и свободного творческого построения сюжета (может даже и отсутствовать роль, которое лишь отталкивается от тех или иных представлений ребенка;
• Проявлению интереса к театрализованным играм : ребенок самостоятельно придумывает и разыгрывает сюжеты с игрушками («Как утка спасала утят от лисы» и т. п., более сложные игровые ситуации, иногда со многими участниками, в роли которых выступают игрушки;
• Развитию индивидуальных игр и совместных игр с игрушками, в которых ребенок создает все более сложные игровые ситуации, иногда со многими участниками, в роли которых выступают игрушки.
В подготовительной к школе группе ребонок еще активнее, чем в старшей. Он увлекается театральными играми, усложняя и обогащая их в силу того, что его жизненный и творческий опыт становится сложнее и богаче.
В подготовительной группе ещё более усложняется игровой материал. В театрализованные представления входят: постановка театральных спектаклей, детских опер, музыкальных и ритмических пьес. Инсценирование русских народных сказок, песен, литературных произведений; игры-инсценировки : «Скворец и воробей», «Котята-поварята», муз. Е. Тиличеевой.
Задачи
• Совершенствовать всесторонне развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
• Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации.
• Продолжать расширять знания детей об окружающей действительности. Углублять представления о предметах, театральных куклах, декорациях. Совершенствовать умения детей ориентироваться в помещениях детского сада. Расширять и уточнять представления детей о видах кукольных театров, уметь различать их и называть.
• Продолжать активизировать и уточнять словарь детей, расширять словарный запас. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Воспитывать культуру речевого общения. Совершенствовать умение составлять небольшие рассказы, сказки из личного опыта, используя кукол.
• Закреплять знания о правилах манипуляции с куклами.
• Закреплять навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках. Совершенствовать навыки коллективного сочинения рассказов из личного опыта с использованием театральных кукол.
• Совершенствовать память, внимание, мышление, воображение, восприятие детей.
• Развивать творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, театрализованными куклами, создавая яркий танцевальный образ героя.
• Поддерживать инициативу детей в индивидуальных и коллективных импровизациях на детских музыкальных инструментах, сопровождающих кукольные спектакли и драматизации.
• Поощрять желание принимать активное участие в праздниках, досугах и развлечениях, используя импровизационные умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Организованная таким образом работа будет способствовать томy, что театрализованная игра станет и средствам самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграция игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.
Театральные игры : игры-драматизации и режиссерские игры.
Содействовать стремлению детей еще активнее, чем в старшей группе, играть в театрализованные игры, усложняя и обогащая их в силу того, что жизненный и творческий опыт дошкольника становится сложнее и богаче.
Театрализованная деятельность – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Она активизирует мышление; способствует развитию игрового поведения, сценического творчества, музыкальных и артистических способностей детей; развивает эстетические чувства, способности творчески относиться к любому делу. Творчество помогает совершенствовать самого себя в духовной сфере, свою речь, развивать свои чувства, эмоции.