Анастасия Хиценко
Выступление на педсовете «Индивидуальный образовательный маршрут педагога ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный образовательный маршрут педагога ДОО
В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач - к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях. Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса. Это осуществимо при организации работы по индивидуальным образовательным маршрутам.
Публикация «Выступление на педсовете „Индивидуальный образовательный маршрут педагога ДОО“» размещена в разделах
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Индивидуальный образовательный маршрут - это структурированная программа действий педагога на некотором фиксированном этапе работы. Наиболее эффективным является составление маршрута на межаттестационный период. Это замыслы педагога относительно его собственного продвижения в образовании, оформленные и упорядоченные им, готовые к реализации в педагогических технологиях и в педагогической деятельности.
Наряду с понятием "индивидуальный образовательный маршрут" существует понятие "индивидуальная образовательная траектория", обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект).
Индивидуальная образовательная траектория представляет собой целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении педагогической поддержки, самоопределения и самореализации.
Выбор того или иного ИОМ определяется комплексом факторов:
особенностями, интересами и потребностями самого педагога, его воспитанников и их родителей в достижении необходимого образовательного результата;
профессионализмом педагогического коллектива;
возможностями учреждения удовлетворить образовательные потребности воспитанников;
возможностями материально-технической базы образовательного учреждения.
Эффективность разработки ИОМ определяется рядом условий:
осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости ИОМ а как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора содержания, формы, режима, уровня образования;
осуществление целенаправленной деятельности по формированию у педагогов устойчивого интереса к процессу проектирования ИОМ;
осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационная поддержка процесса разработки ИОМ;
включение педагогов в деятельность по созданию ИОМ (как субъектов выбора пути получения образования и как заказчиков образования);
организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.
Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута может быть представлена тремя этапами: самоопределение, построение маршрута и оформление.
Этап самоопределения включает в себя определение образовательной целей (индивидуальный выбор цели образования, прогнозирование результатов и выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели. Педагог включается в ситуацию выявления своего потенциала, осознания и соотнесения индивидуальных потребностей с внешними требованиями, определения сферы деятельности, раскрывающей его интерес. Результат: самоопределение в образовательном процессе.
Этап построения ИОМ включает в себя: определение содержания образования (в том числе и дополнительного, планирование собственных действий по реализации цели, разработка критериев и средств оценки полученных результатов. Результат: программа конкретных действий по реализации ИОМ.
Этап оформления ИОМ предполагает фиксацию замыслов в определенном документе (индивидуальный учебный план, индивидуальная образовательная программа, после чего начинается этап реализации индивидуального образовательного маршрута.
Основные шаги в составлении индивидуального маршрута достижений педагога (примерный вариант):
Определение направления работы (по желанию педагога или по заказу учреждения, в котором он работает);
Подбор и изучение литературы по выбранному направлению работы;
Анализ и самоанализ педагогической деятельности в соответствии с выбранным направлением работы;
Определение условий для осуществления данного направления в педагогической деятельности
- прохождение курсов повышения квалификации;
- посещение семинаров и открытых занятий в своём ДОУ, в учреждениях округа и т. д.
- изучение мастер-классов разных уровней (районных, городских, областных и иных);
- консультации методистов своего ДОУ, других учреждений разного уровня (МКУ ЦРО городского округа город Воронеж, областным институтом повышения квалификации, с привлечением специалистов Высших Учебных Заведений);
- создание творческих групп;
- объединение в группы с коллегами со смежными темами;
- наставничество;
Реализация условий для осуществления данного направления в педагогической деятельности в соответствии с желанием и возможностями педагога через:
Планирование осуществления педагогической деятельности в соответствии с выбранным направлением работы;
Осуществление педагогической деятельности по составленному
плану;
Обобщение и систематизация результатов педагогической деятельности в соответствии с выбранным направлением работы;
Отчёт и представление результатов педагогической деятельности в соответствии с выбранным направлением работы; трансляция педагогического опыта на разных уровнях;
Аттестация на соответствующую квалификационную категорию (по результатам работы).
Некоторые из вариантов наглядного оформления маршрута могут быть представлены в виде таблиц, блок – схем, так называемых «пирамид» (геометрических иллюстраций, графиков и других вариантов.
Индивидуальный образовательный маршрут целесообразно проектировать на основе личных образовательных потребностей, специфики методической проблемы, над которой работает педагог, особенностей проблематики конкретного образовательного учреждения.
Целью и соответственно результатом реализации ИОМ любого типа является развитие профессиональной компетентности педагога. Чаще всего педагогами выбираются: исследовательская деятельность и проектная деятельность, вновь начинающие педагоги выбирают тематическую направленность «Вхождение в профессиональную деятельность», более опытные педагоги выбирают тему «Профессиональные достижения».
Также мне хотелось бы рассказать о составлении «Дорожной карты» ИОМ педагога. «Дорожная карта» позволяет, зная начальный и конечные пункты назначения (цель и результаты, выбрать оптимальный маршрут следования конкретного педагога.
Алгоритм проектирования «Дорожной карты» ИОМ педагога предусматривает:
• диагностику профессиональных затруднений педагога;
• составление на основе полученных данных индивидуального образовательного маршрута;
• реализацию маршрута;
• рефлексивный анализ эффективности индивидуального образовательного маршрута.
В «Дорожной карте» индивидуального образовательного маршрута педагога необходимо отразить следующие основные направления деятельности по развитию профессиональной компетентности педагогов:
1. Повышение квалификации в системе непрерывного профессионального образования.
2. Деятельность педагога в профессиональном сообществе.
3. Участие педагога в методической работе.
4. Самообразование педагога.
Сроки реализации маршрутов варьируются от одного года до нескольких лет в зависимости от выявленных затруднений, конкретной ситуации и локальных задач.
Продвижение по индивидуальному образовательному маршруту фиксируется по полугодиям с указанием того, что конкретно сделано по реализации каждого из направлений деятельности.
Результативность реализации «Дорожной карты» индивидуального образовательного маршрута педагога может составлять основу для раздела «Достижения» личного портфолио педагога, а также может быть отражена в портфолио образовательного учреждения, в котором работает педагог.
Ожидаемые результаты:
• повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО;
• положительное изменение качественных показателей деятельности педагогических работников ДОО, повышение степени ответственности педагогов за результат деятельности;
• осознанная потребность педагогов в непрерывном
профессиональном образовании;
• совершенствование содержания обучения: внедрение современных форм, методов обучения и воспитания, инновационных технологий, способствующих развитию способностей обучающихся, повышению их образовательного уровня.
Возможные риски:
• отсутствие внутренней мотивации педагогов для непрерывного профессионального образования;
• завышение самооценки ряда педагогов по поводу повышения профессиональной и методической компетентности и совершенствования образовательного процесса;
• отсутствие полноценной системы стимулирования педагогов, стремящихся к повышению качества образования.
Для сокращения вышеизложенных рисков рекомендуется проводить мониторинговые исследования.