Алла Голудина
Опыт работы «Формирование патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педсовете
«Формирование патриотических чувств у детей
младшего дошкольного возраста»
Составила: воспитатель Голудина А. А.
Март 2020г.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе…
В комплексных программах воспитания и обучения младших дошкольников определены основные задачи и содержание работы по нравственно-патриотическому воспитанию, опираясь на них, мы ведем целенаправленную работу по ознакомлению с понятием «Родина». Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Публикация «Опыт работы „Формирование патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Чувство Родины в младшем дошкольном возрасте начинается с отношения к семье, к самым близким людям, к матери, к отцу, бабушке, дедушке - это корни, связывающие его с родным домом, ближайшим окружением … Для развития этих чувств мы используем словесные и дидактические игры, а также нам помогает альбом «Моя семья», где дети с восторгом учатся рассказывать о членах своей семьи, гордится ими. Формируя позитивное отношение к окружающему миру, к другим людям, самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками нам помогают сюжетно-ролевые игры – обыгрывая сюжеты из жизненного опыта детей, погружая их в быт.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек, пап, братьев) мы прививаем детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «любовь к своим близким» и т. д. В этом нам помогает еще один альбом под названием «Мой папа в Армии служил», где дети с большим восторгом рассматривают форму военнослужащего, изучают род войск, военную технику.
В преддверии 23 февраля на открытом мероприятии в виде образовательно-игровой деятельности под названием «Юные патриоты» познакомили детей младшего дошкольного возраста со старшими товарищами из подготовительной группы, которые вступили в патриотическое движение «Юнармия». Это движение создано для возрождения старых и добрых традиций, для развития доброжелательных и добрых детей. Юнармейцы пришли в своей форме, они рассказали о себе: кто они такие, почему они носят эту форму, о своих добрых делах. Совместно с Юнармейцами мы выяснили: «Кто такие солдаты?», «Какими качествами они обладают?». Сделали вывод, что младшие дети тоже хотят совершать добрые дела и быть похожими на Юнармейцев.
Начиная с самого раннего возраста, мы знакомим детей с родным краем – со своим поселком, с особенностями русских традиций… Беседуя о домах, достопримечательности своего поселка, используя книжные иллюстрации, предметы из мини-музея «Царства доброты», изучаем русский фольклор – через стихи, потешки, знакомство с праздниками, народными традициями.
Прививаем чувство любви к родной природе. Я считаю, что именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников. В формирование интереса у детей к познанию мира не обходится без изучения времени года, экспериментирования, наблюдения, чтения, обсуждения и продуктивной деятельности.
Особое внимание обращаем на воспитание сочувствия и сострадания к чужому горю, доброжелательного отношения к близким людям, товарищам по группе; приучаем к этическим нормам поведения и самодисциплине. В воспитании ответственности за свои дела и поступки, уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, нам помогают трудовые навыки.
Не менее важным условием по нравственно-патриотическому воспитанию детей явилась тесная взаимосвязь с родителями так как без участия семьи воспитательный процесс был бы неполным. На первой встрече мы познакомили родителей с задачами, которые стоят перед детским садом в нравственном развитии дошкольника - рассказали о том, что ребенок воспитывается в деятельности, что игры, труд, занятия, общение с близкими людьми и сверстниками являются для него своеобразной школой нравственности. Тактично напомнили им, что нравственное становление ребенка зависит от самих взрослых, их примера, что бережное отношение к традициям, способствует сохранению семейных связей. В течении учебного года родители помогли создать альбомы «Моя семья», «Мой папа в Армии служил», а также приняли активное участие в создании снежного городка, в подготовке к тематическим занятиям, праздникам выполняя домашнее задание. В группе существует почтовый ящик «Почта доверия», куда родители могут положить записки со своими предложениями, вопросами. Проводятся индивидуальные беседы, консультации на темы «Нравственные отношения в семье и в детском саду», «Воспитываем патриотов», «Нравственные ценности» …
Вывод: с самых юных лет у детей должны закладываться такие понятия, что он гражданин своей родины, только маленький. Ребенок, как и взрослый должен бережно относиться к природе: не топтать газоны, не сорить, беречь зеленые насаждения. Любить своих близких, свой поселок, Родину. Взрослые - главные в воспитании детей. Они является примером для ребенка, обладающим высокой подражательностью. Дети наше будущее, важно своевременно научить их любить и беречь все то, что создано старшим поколением.
Литература:
1. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования Детство. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011.
2. Кузьмин И. А. Доброе слово. Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (3-4 года). - М. : Издательский дом «Истоки», 2017.
3. Кузьмин И. А., Сильвестор Л. П. Истоковедение. Том 5. Издание 5-е, дололненное. – М. : Издательский дом «Истоки», 2016.
4. Кузьмин И. А., Сильвестор Л. П. Истоковедение. Том 11. – М. : Издательский дом «Истоки», 2017.