Лейла Хадиева
Выступление на педагогическом совете Сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста в условиях ДОУ
Сoхранение и укрепление здоровья детей раннего возраста в условиях ДОУ
На сегодняшний день существует общая тенденция ухудшения состояния здоровья детей.
В связи с этим перед педагогами образовательного учреждения остро встаёт проблема по реализации комплекса мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Особенно актуальна, на мой взгляд, она для воспитателей, работающих в группах для детей раннего дошкольного возраста в период адаптации малышей к детскому саду. Так как в это время на фоне психологического стресса происходит ослабление иммунной системы ребёнка, что приводит к резкому повышению заболеваемости и удлинению периода адаптации детей к ДОУ.
Публикация «Выступление на педагогическом совете Сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста в условиях ДОУ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Младшая группа
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Здоровье ребенка – это самое ценное, самое дорогое, что есть у его родителей. Каждая мамочка, отдавая каждый день ребенка в детский сад, надеется, что с ним все будет хорошо, что ему здесь уютно и комфортно, что его окружают добрые, отзывчивые, заботливые взрослые. И мы должны сделать все возможное для того, чтобы дети наши как можно меньше болели, чтобы они получали только положительные эмоции и чтобы их родители были спокойны за своих чад.
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
(Всемирная Организация Здравоохранения)
Здоровый образ жизни —образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Охрана и укрепление здоровья детей – одна из главных задач, стоящих перед детским садом и семьей. Педагоги, т. е мы знакомим родителей с режимом дня в дошкольном учреждении и даем рекомендации по организации режима дня в семье.
Задачи образовательной области «Здоровье»
• Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
• Воспитание культурно-гигиенических навыков
• Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Компоненты здорового образа жизни :
• Режим дня.
Для всех детей третьего года жизни рекомендуется единый режим дня. При этом необходимо обеспечить на всем протяжении времени активного бодрствования рациональное чередование разнообразных видов деятельности, включающих соответствующий возрасту детей объем умственных, физических и эмоциональных нагрузок, а также полноценный отдых.
• Закаливание.
Направлено на улучшение защитных реакций организма, повышение сопротивляемости к заболеваниям и устойчивости к колебаниям температурного режима. Эффективной формой закаливания воздухом является прогулка в первой половине дня, когда дети подвергаются воздействию ультрафиолетовой радиации. Закаливание солнцем здоровых детей происходит во время игр в полосе светотени и рассеянного солнечного света. К водным процедурам приобщают детей постепенно, начиная с местных обливаний, влажных обтираний. Вначале приучают умываться, мыть руки (до локтя, шею водой комнатной температуры. Затем переходят к специальным процедурам. Обливание ног проводится после дневного сна. (температура не ниже 20 градусов).
В садике у нас есть бассейн. Зачем малышу бассейн? Плавание – oдин из самых простых способов сделать ребенка закаленным, здоровым и физически развитым. Плавание дает детям:
1. Закаливание, профилактику простудных и других заболеваний, укрепление иммунитета;
2. Формирование правильной осанки;
3. Улучшение обмена веществ, сна, аппетита;
4. Укрепление нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата;
5. Улучшение физических способностей: координация движений, силы, выносливости;
6. Положительные эмоции малыша.
• Организация сна.
Перед сном детей помещение хорошо проветривают, в зависимости от погоды во время сна оставляют форточки открытыми, во время сна в помещении должна быть тишина, недопустимы громкие разговоры, крики, шумные подвижные игры; важно наличие у детей пижам и сорочек хлопчатобумажных тканей.
• Питание
Основное требование – это строгая регулярность и своевременность – основа хорошего аппетита у ребенка. Воспитатель следит за тем, чтобы дети мыли руки с мылом и насухо их вытирали. Прием пищи всегда должен проходить в спокойной обстановке.
Для профилактики простудных заболеваний необходимо проводить дополнительную витаминизацию рациона детей. (Лук и чеснок, кислородный коктейль, напиток из шиповника)
• Прогулка
Организация прогулки. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулку выходим в любую погоду, кроме сильного ветра или проливного дождя, и при температуре воздуха не ниже – 15С. Нельзя допускать, чтобы зимой руки и ноги у детей были мокрыми. Известно, что кисти и стопы содержат множество терморецепторов, непосредственно связанных со слизистой дыхательных путей, поэтому при охлаждении возможно быстрое проявление рефлекторного влияния на слизистую в виде кашля, насморка, чихания и т. д. Прогулка включает подвижную игру с повышенным двигательным режимом.
• Соблюдение правил гигиены
С ясельной группы дети получают знания о назначении предметов туалета, о том, как правильно умываться, мыть руки, учатся быть опрятными и аккуратными. В дальнейшем, путем многократных повторений определенной последовательности действий, эти знания закрепляются, переходя на уровень навыков. Это достигается с помощью наглядных, игровых, словесных и практических методов.
• Физические занятия
Организация занятий. Правильная организация учебных занятий с детьми младшего дошкольного возраста предусматривает игровую форму, широкое использование наглядного материала, двигательных моментов способствуют наиболее эффективному развитию детей и предупреждают утомление.
Занятия должны быть интересными по содержанию и разнообразны по структуре с учетом возрастных особенностей детей.
Технологии сохранения здоровья :
• гимнастика для глаз
• дыхательная гимнастика
• пальчиковая гимнастика
• массажные дорожки
• точечный массаж и самомассаж
• подвижные и спортивные игры
Гимнастика для глаз
Улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз. Укрепляет мышцы глаз. Улучшает аккомодацию (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)
Дыхательная гимнастика
• положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани.
• улучшает дренажную функцию бронхов;
• восстанавливает нарушенное носовое дыхание.
• способствует восстановлению нормального крово –и лимфоснабжения.
• повышает общую сопротивляемость организма
Пальчиковая гимнастика
• способствует овладению навыкам мелкой моторики.
• помогает развивать речь.
• повышает работоспособность коры головного мозга.
• развивает психические способности: мышление, память, воображение.
• снимает тревожность.
Массажные дорожки
Предназначены для массажа стоп и применяются для профилактики плоскостопия у детей.
Эти «дорожки здоровья» используются после дневного сна.
Точечный массаж и самомассаж
• Учит детей сознательно заботиться о своём здоровье.
• Является профилактикой простудных заболеваний.
• Прививает им чувство ответственности за своё здоровье, уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.
Подвижные и спортивные игры
развивают у детей наблюдательность, восприятие отдельных вещей, совершенствуют координацию движений, быстроту, силу, ловкость, меткость, выносливость и другие психофизические качества.
Таким образом, можно сказать, что только систематический подход к воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста позволит эффективно способствовать укреплению и сoхранению их здоровья, формированию у них навыков безопасного поведения и позволит достичь положительных результатов: повышения уровня здоровьесбережения воспитанников
Валеологическое просвещение родителей.
Педагог может развивать у ребенка представления о здоровом образе жизни, заложить основы культурно-гигиенических навыков, но сформировать устойчивый интерес к здоровому образу жизни, сделать его неотъемлемой частью жизни без участия родителей невозможно.
• Папки-передвижки
• Круглые столы по вопросам
• Беседы
• Нетрадиционные формы работы с родителями (экскурсии)
• Практические показы (практикум)
• Личный пример педагога