Олеся Сумарокова
Опыт работы «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Основная цель разработки : сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития, создание устойчивой мотивации и в сохранении своего здоровья в особых климато – географических условиях.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
разработать комплексную систему формирования здоровья детей раннего возраста;
укрепить здоровье детей, снизить уровень заболеваемости, формировать мотивацию на здоровый образ жизни.
Публикация «Опыт работы „Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Для удобства использования некоторых методик в работе с детьми были составлены:
• Перспективный комплексно-тематический план
• «Спортивное оборудование - своими руками»
• Картотека утренней гимнастики.
• Картотека подвижных игр
Составлены оздоровительные комплексы :
Пальчиковой гимнастики
Дыхательной гимнастики
Гимнастики после сна
Гимнастики для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.
Были проведены консультации для родителей на темы:
По вопросам физического воспитания детей раннего возраста
«Закаливание детей в домашних условиях»
Правила проведения закаливающих мероприятий
О пользе прогулок с детьми
Факторы здорового образа жизни
Профилактика плоскостопия
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье-
это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности
С этой целью в ДОУ предусмотрены занятия по физической культуре, утренняя гимнастика, подвижные игры и т. д. Их следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Комплексы упражнений должны предусматривать физиологически и пе-дагогически необходимую и оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность малыша в движении, и быть увлекательными.
В первые годы жизни самостоятельная двигательная активность ребенка постоянно увеличивается, упущенное же в этом возрасте компенсируется в дальнейшем с большим трудом.
Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста «Малышок», несет в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребенка – она воспитывает и развивает его. При построении развивающей среды для детей в своей группе, мы учитывали возрастные физиологические и психические особенности детей, повышенную двигательную активность и ярко выраженную познавательную деятельность, которая проявляется в неуемном стремлении исследовать все, что находится в поле зрения ребенка.
При оформлении группового помещения мы старались соблюдать основные характеристики предметной среды для групп раннего возраста:
1. Разнообразие.
2. Оптимальная насыщенность.
3. Стабильность.
4. Доступность.
5. Зонирование.
Физкультурное оборудование для детей
Для ходьбы и бега и равновесия, подлезания
Бревно мягкое.
Коврики массажные: резиновый, пластмассовый.
Дорожки массажные : деревянная,тканевая со следками с бусинами, из клеенки.
Дорожка из клеенки.
Ребристая доска.
Наклонная доска.
Шнур длинный.
Мягкая дорожка с кирпичиками
Воротца
Коврик «Крокодил»
Мягкие модули
Обруч
Ящик для вхождения (деревянный)
Гимнастическая палка круглая
Султанчики
Для катания, бросания,ловли
Мячи разного размера
Мяч надувной
Шарики пластмассовые
Кегли
Интеграционные связи с другими образовательными областями проявляются в переносе осваиваемых ребёнком двигательных навыков в другие виды деятельности, в использовании общих приёмов, стимулирующих проявление самостоятельности и творческой инициативы. В свою очередь в двигательной активности дети могут использовать опыт, полученный при освоении других образовательных областей. Планируя, непосредственно образовательную деятельность по физической культуре используем следующие методы приобщения детей к физической культуре : Интеграция образовательной области «Физическая культура» с образовательной областью «Чтение художественной литературы». Интеграция образовательной области при выполнении упражнений используются имитации движений. Входить в образ детям помогают знания, полученные при чтении сказок, рассказов, обыгрывании действий сказочных персонажей, героев детских стихов, например, находим около дверей зайчика.
Интеграция физического, сенсорного развития эффективна в овладении способами сравнения, оценки, обобщения исходя из существенных и несущественных признаков. Интеграция «Физической культуры» с образовательной областью «Здоровье».
Интеграция с образовательной областью «Музыка». Под музыку выполняем утреннюю гимнастику, движения отвечающие характеру музыки (парами по кругу в хороводах, «пружинки», постановка ноги на носок, на пятку).
Интеграция образовательной областью «Труд». Детей привлекаю готовить и убирать инвентарь для игр, непосредственно образовательной деятельности. Переодеваться и аккуратно вешать свою одежду.
Интеграция в освоении социального опыта : у детей формирую навыки ролевого поведения при проведении игр, объединяться в игре со сверстниками, оценивать поведение своих сверстников во время проведения игр.
Интеграция с образовательной областью «Безопасность». У детей формирую навыки безопасного поведения при проведении подвижных игр, прыжков, лазанья, подбрасывание и перебрасывании мяча разными способами, ходьбе и беге.
Главное, научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение станет более здоровым и развитым – интеллектуально, духовно, физически.
Утренняя гимнастика и гимнастика пробуждения в детском саду — это важные кирпичики в становлении фундамента здоровья детей.
Посредством утренней гимнастики решаются особенные задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.
Значение утренней гимнастики.
В дошкольном учреждении утренняя гимнастика проводится ежедневно перед завтраком. Утренняя гимнастика включается в режим с первой младшей группы. Она направлена главным образом на решение оздоровительных задач. Способствуя укреплению костно-мышечного аппарата, развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, она в то же время создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями.
Варианты проведения утренней гимнастики.
Традиционная с использованием общеразвивающих упражнений
Во вводной части организуется непродолжительная ходьба и легкий бег, после чего дети строятся для выполнения общеразвивающих упражнений.
В основную часть включаются общеразвивающие упражнения (в количестве 3-7 в зависимости от возраста детей) или другие виды физических упражнений : танцевально-ритмические, хороводные и подвижные игры. В конце ос-новной части даются интенсивные упражнения для нагрузки (прыжки, бег).
В заключительной части проводится ходьба или малоподвижная игра.
Игрового характера
Могут быть включены 2—3 подвижные игры разной степени интенсивности или 5—7 общеразвивающих упражнений имитационного характера типа «снежинки кружатся», «бабочки летают». Можно создать целый сюжет из имитационных движений.
С использованием полосы препятствий
Использование полосы препятствий позволяет предлагать упражнения постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные виды движений с увеличением числа повторов и темпа, чередовать физкультурные пособия. Можно создавать различные полосы препятствий использованием разнообразных модулей.
Бодрящая гимнастика после сна. Гимнастика после дневного сна помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Форма ее проведения может быть различна (гимнастика пробуждения в постели, гимнастика игрового характера). Составляя комплексы упражнений для гимнастики после сна, мы включали щадящие элементы и процедуры, не имеющие ограничений и противопоказаний. В комплекс упражнений добавляем дыхательные и звуковые элементы, пальчиковую гимнастику, упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.
Широко используем в нашем ДОУ босохождение по массажным дорожкам – оно проводится в сочетании с контрастными воздушными ваннами ежедневно. Массажную дорожку составляют из пособий и предметов, способствующих массажу стопы (ребристая дорожка, резиновые коврики, кольца с шипами).
Пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика является действенным способом повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям, а также средством управления своим телом, что предотвратит возможность возникновения детских неврозов. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Оздоровительные игры А. С. Галанова. Это игры и упражнения, направлены на развитие ребенка и преодоление последствий его заболеваний. Мной были отобраны некоторые игры, доступные детям раннего возраста. Проводятся во всех формах физкультурно – оздоровительной работы.
Подвижные игры. НОД – основная форма обучения детей движениям. В то же время весьма существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах.
Для младших дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.
Детям младшего дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями.
В младшем дошкольном возрасте еще не выдвигается требование обязательного целенаправленного воспитания двигательных (физических) качеств. Однако, меняющиеся игровые ситуации и правила игр заставляют маленького ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко, чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, рейку, не задевая за них, пробежать между кеглями, не свалив ни одной, обязательно добежать до определенного места).
Многократное повторение этих действий требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений.
Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость.
Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения.
Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Дети должны, например, начинать движения все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних слов текста, если игра сопровождается текстом.
Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умения действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря - вот те основные воспитательные задачи, которые педагог может осуществлять при помощи разнообразных игровых заданий.