Антонина Мосолова
Методическая разработка «Описательный рассказ»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педагогическом совете ДОУ
Тема выступления: «Описательный рассказ»
Выступила: воспитатель Мосолова А. А.
Рассказ - это самостоятельное составленное развернутое изложение какого-либо факта, события.
Рассказы по форме бывают сюжетные и описательные.
Описание - это специальный текст, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта;
Публикация «Методическая разработка „Описательный рассказ“» размещена в разделах
затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий;
завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или высказывающая отношение к нему.
Для текстов-описаний часто используется лучевая связь, которая характеризуется тем, что называется объект, а затем каждое качество или признак предмета, как лучик, присоединяется к характеристике предмета.
Дошкольников учат описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки или их замысел, явления природы, людей и животных. Обучение построению текстов-описаний поможет сформировать у детей элементарные представления о структуре и функциях описательного текста.
Структура описания :
В описании должны быть начало (называние объекта, середина ( микротемы: перечисление признаков, качеств и действий предмета, конец (общая оценка описываемого объекта).
Процессу обучения детей различным видам рассказов-описаний предшествует большая работа по сравнению предметов. Сравнение активизирует мысль детей, направляет внимание на отличительные и сходные признаки предметов. Сначала дети определяют различие между предметами по их характерным признакам, а потом переходят к описанию сходных признаков.
В моей группе есть дети разного уровня речевого развития: есть дети, которые соответствуют среднему возрасту и младшему дошкольному возрасту. Поэтому в моей работе я использую разные приемы описания предметов (игрушек).
В младшей группе при рассматривании предмета (игрушки) взрослый обращает внимание детей на особенности и характерные признаки предмета. Для этого проводятся игры «Узнай по описанию», «Угадай, кто это», «Какая это игрушка?».
Также может использоваться такая игра, как «Чудесный мешочек». Ребенок вынимает из мешочка предмет или игрушку, называет его, например: «Это - мяч», а взрослый дает описание : «Он круглый, синий, резиновый, с красной полосой».
В средней группе описанию уделяется особое внимание. Дети учатся сравнивать, сопоставлять, описывать предметы, картинки, игрушки по следующей схеме, состоящей из нескольких частей:
1. Название предмета (что это? кто это? как называется).
2. Раскрытие микротем: признаков, свойств, качеств, характеристик предмета, его действий (какой? какая? какое? какие? что у него есть? чем отличается от других предметов? чем интересен? что может делать? что с ним можно делать).
3. Отношение к предмету или его оценка (понравился? чем). Такое обучение описательной речи развивает у детей умения и навыки, которые обеспечивают общую структурную оформленность текста (начальное определение предмета высказывания, описание его свойств и качеств, конечную оценку и отношение к предмету).
Например, ребенок описывает лису (можно взять в руки игрушку-лису или составлять описание по предметной картинке) : «Это лиса. Она рыжая, пушистая. Лиса очень хитрая, она любит ловить мышей и зайцев. Она очень красивая».
Также описание можно проводить и при обращении к предмету (игрушке). Сначала детям загадывают загадку:
«Кто любит морковку, И прыгает ловко
Портит в огороде грядки, Убегает без оглядки?»
Дети отгадывают. Это заяц.
Затем заяц (воспитатель) говорит детям: «Опишите меня, чтобы было видно, какой я и что умею делать».
«Ты – красивый зверек заяц, шубка у тебя серенькая, зимой беленькая, пушистая;
Ушки у тебя длинные, а хвостик короткий.
Ты умеешь быстро бегать, прыгать и убегать от лисы и волка и очень любишь грызть морковку».