Любовь Бондарь
Социализация детей с ОВЗ: формы воспитательной работы
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на МО по теме:
«Социализация детей с ОВЗ : формы воспитательной работы».
Социализация – это развитие и саморазвитие человека на протяжении всей его жизни.
В процессе социализации личность приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определённые ценности и нормы поведения, принятые в обществе.
Публикация «Социализация детей с ОВЗ: формы воспитательной работы» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Цель социализации детей — приобщить «особых» учеников к основам культуры и цивилизации, обеспечить включение в общество, подготовить к активному участию в социальной жизни.
• Формирование социальных навыков ребенка начинается с момента поступления его в школу. Ведь зачастую приходится иметь дело с такими детьми, которые не имеют элементарных навыков самообслуживания. В этом направлении ведётся большая, кропотливая работа по привитию конкретных навыков самообслуживания:
• -как правильно мыть руки;
• -как правильно пользоваться ложкой, иголкой, ножницами;
• -как правильно застегивать пуговицы, замки на одежде;
• -выполнять обязанности дежурного по классу, столовой;
-навыки гигиены и т. д.
• Социальная адаптация обучающихся, воспитанников – основное направление воспитательной работы, один из механизмов позволяющих личности активно включаться в различные структурные элементы среды, т. е. посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальной культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития.
Правильно организованная учебно-воспитательная работа будет способствовать максимально возможной социализации ребенка с ОВЗ. «Главный принцип в работе с такими детьми – это воспитывающий характер обучения. В ходе учебного процесса детей приучают к дисциплине, общепринятым нормам поведения, адекватной реакции на определенные учебные и бытовые ситуации. Постоянный регламент, неукоснительное выполнение соответствующий правил поведения должны стать для таких учащихся потребностью, привычкой»
Мы понимаем, что эти дети никогда не станут настолько самостоятельными, чтобы обходиться без помощи и поддержки взрослого человека. Важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, воспитать хорошие привычки, культурное поведение, чтобы они не мешали, не были в тягость обществу и людям, с которыми они будут общаться.
Воспитание детей с тяжелыми нарушениями рассматривается в коррекционной педагогике как беспрерывный процесс обучения, закрепления, повторения и обогащения разнообразных форм их взаимодействия с окружающим миром, как известно, эта работа не ограничивается временными рамками даже для взрослых, ибо многие из них нуждаются в социальном патронировании в течение всей жизни[2].
Воспитание — это сложный, многофакторный процесс.
Характеризуя его, А. С Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все : люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — педагоги».
«Образование – единый целенаправленный процесс обучения и воспитания…»;
Воспитание и социализация обучающихся с ОВЗ строится по различным направлениям, включая задачи внеурочной деятельности направленных на обеспечение:
духовно-нравственного развития (нравственно-эстетическое воспитание, семейное воспитание);
общекультурного (гражданско-патриотическое воспитание, приобщение детей к культурному наследию, экологическое, эстетическое воспитание);
интеллектуального (популяризация научных знаний, проектная деятельность);
социального (самоуправление, воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду в жизни, подготовка к сознательному выбору профессии);
здоровьесберегающее направление (физическое воспитание и формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.);
При построении воспитательной среды и социализации для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы и формы организации :
Принцип развития - взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
Принцип природосообразности воспитания - соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
Принцип психологической комфортности - создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".
Принцип взаимодействия - установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); учитель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
Принцип доверительного сотрудничества - отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
Принцип обучения деятельности - обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
Принцип здоровьесберегающий - забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
• Одним из направлений в воспитательной работе является кружковая работа.
• Систематические творческие занятия создают условия для развития мелкой моторики рук, что особенно важно для детей с ОВЗ.
• Уровень развития ручной умелости тесно взаимосвязан с речью и способствует её развитию. В процессе деятельности происходит взаимодействие всех анализаторных систем ребё нка: зрительного, слухового и пространственного восприятия, осуществляется их формирование. В занятиях полезных для развития мелких и точных движений рук от задействованных мышц (сгибательных и разгибательных) импульсы поступают в мозг.
• Через занятия с учащимися в кружке «Умелые ручки» достигаются следующие цели и задачи:
• Цель: Сформировать социально и творчески активную личность на основе приобщения к художественному декоративно-прикладному искусству
• Задачи :
• Развивающие:
• -развитие познавательных психологических процессов:
• - восприятие;
• - внимание;
• - память;
• - мышление;
• - воображение.
• Обучающие:
• - познакомить детей с многообразием жанров декоративно-прикладного творчества и довести знания до умелого использования их детьми;
• Воспитательные :
• - адаптация детей в обществе, формирование умения работать в коллективе, навыков общения.
В работе кружка «Умелые ручки» используется работа с различными материалами: красками, бумагой, картоном, ватой, ватными дисками и т. д.
Аппликация - один из наиболее любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, большой интерес вызывает у них техника вырезывания и наклеивания.
Аппликация дает детям возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, форме и композиции.
Занятия по аппликации - наилучшая из возможностей для развития у ребёнка не только умения фантазировать и воплощать фантазии в виде поделки из бумаги своими руками, но и таких навыков, как усидчивость, опрятность, сосредоточенность. К тому же создание аппликации из цветной бумаги способствует развитию мелкой моторики. Неудивительно, что ребёнок, умеющий мастерить поделки из бумаги, гораздо быстрее учится правильно говорить, читать, писать. В процессе работы, обучающиеся имеют возможность в увлекательной форме практически закреплять, совершенствовать знания, которые они получили на уроках труда.
Основным принципом выполнения детьми поделок или рисунков является развитие творческой индивидуальности. Стимулом к дальнейшему развитию детского творчества служат выставки рисунков, поделок, традиционные творческие конкурсы.
Лучшие работы детей можно отмечать дипломами, грамотами