Юлия Полетаева
Информационные формы работы современной школьной библиотеки
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на методическом объединении «Информационные формы работы современной школьной библиотеки»
В настоящее время информационные технологии стали основным средством достижения приоритетных образовательных целей. Они непосредственно связаны с использованием компьютеров в процессе обучения.
Компьютер - универсальное средство. Он не только способствует формированию у учащихся знаний, умений и навыков, но и развивает личность учащегося, удовлетворяет его познавательные интересы. Использование компьютерных технологий в библиотеке приобщает школьников к современным методам работы с информацией. Библиотека не будет интересной и востребованной, если не изменить традиционные формы и методы работы. Оснащение школьной библиотеки компьютером и техническими средствами открывает новые возможности для работы, выводит процесс получения и обработки информации на качественно новый уровень.
Публикация «Информационные формы работы современной школьной библиотеки» размещена в разделах
Компьютер - бесценный помощник и в работе с библиотечным фондом: мониторинг обеспеченности учебниками, работа с бланком заказа, диагностика фонда, прием, учет и обработка, списание документов.
Появляются новые методы и организационные формы проведения библиотечных уроков и мероприятий с помощью компьютера.
Преимущества использования информационных технологий в библиотеке:
- ИТ позволяют представить материал более доступно и понятно.
- Способствуют организации исследовательской деятельности, проведению компьютерного тестирования.
- Позволяют разрядить высокую эмоциональную напряжённость.
- Использованием ИТ не только оживляют библиотечные занятия (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности преобладания наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим, но и повышают мотивацию обучения.
- При помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности.
Благодаря использованию информации на современных электронных носителях (DVD,CD и слайдах) проведение библиотечных уроков стало возможным с использованием энциклопедий на электронных носителях, таких как «Природа России», «Большая детская энциклопедия», «Большая Советская энциклопедия» и др. Дети не только получают информацию, но и могут увидеть красочные иллюстрации, посмотреть видеофрагменты.
В практике работы библиотеки уже традиционным стала такая форма работы, как презентация. Она предполагает демонстрацию на большом экране в сопровождении автора и содержит названия основных разделов и тезисов выступления, а также неподвижные и подвижные иллюстрации (фотографии, видеофильмы, мультипликации).
Библиотекарь создаёт банк презентаций, которые можно использовать в предметных областях и в воспитательной работе. С использованием презентации разрабатываются библиотечные уроки различных направлений: патриотическое воспитание, знакомство с окружающим миром, знакомство с обычаями и традициями русского народа, овладение детьми информационной грамотностью. На занятиях с использованием презентаций дети воспринимают информацию более непосредственно и эмоционально, легче и глубже усваивают материал, выполняют различные задание и упражнения в более интересной форме.
Обязательно в большинстве мероприятий необходимо использовать театрализацию, игровые моменты, видеоматериалы. Есть уже неплохие результаты. Результаты исследований, показывают, что целенаправленная работа в этом направлении не только не дает снижения чтения в различных возрастных группах, но и, наоборот, имеется определенный рост.
Главной задачей использования мультимедиа и других информационных технологий в образовании, а, следовательно, и в работе школьных библиотек, является предоставление учителю, библиотекарю и школьнику максимальной свободы выбора форм и методов работы. Мультимедиа, информационные и коммуникационные технологии позволяют создать новые модели открытого обучения, дают возможность наполнить единое информационное образовательное пространство новым содержанием.
Школьная библиотека имеет как печатный фонд, так и электронные издания. Полученные школой CD-диски (энциклопедии, учебные пособия, учебники) стали основой для создания фонда медиадокументов. Заинтересованность проявили не только учащиеся, но и преподаватели. Если первые искали дополнительный материал к уроку, то учителей привлекла возможность использования на уроках новых информационных технологий, с помощью электронных средств улучшить фактическое наполнение урока. Ведь электронный информационный продукт в образовании выступает одновременно как учебник, предоставляя информацию; как учитель, разъясняя информацию; как справочно-информационное пособие; как консультант, углубляя знания по изучаемому предмету; как тренажер, способствуя усвоению информации; как контролер знаний, предлагая ответить на вопросы и проводя тестирование.
Но электронные издания могут и должны использоваться не только в составе библиотечных фондов. Массовые формы работы с читателями при применении современных электронных аудиовизуальных произведений на компакт-дисках только выиграют. Они оказывают заметное влияние на формирование читательских и зрительских предпочтений, побуждая интерес к знакомству с лучшими образцами полиграфических и электронных изданий.
Компьютерные технологии – это современно. Но не секрет, что в последнее время отношение к книге изменилось. С появлением телевидения и компьютера поток информации с огромной силой обрушился на человека. Теперь для того, чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем не обязательно читать. Достаточно пользоваться информацией с экрана телевизора или дисплея электронного устройства.
В связи с этим дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами из «Азбуки» и хрестоматий, а впоследствии — попытками освоить произведения в сокращенном варианте.
Поэтому сегодня особенно остро стоит вопрос, какой должна быть современная библиотека, какие пути и методы необходимо использовать, каким должен быть библиотекарь, чтобы правильно построить диалог с юным читателем?
Главный фактор – та атмосфера, которая царит в библиотеке. В библиотеке школы должна быть создана неофициальная, почти домашняя обстановка, уют, отсутствие спешки, необходимые для успокоения детских нервов и душ. Это зона психологического комфорта, где нет напряженности, журнала, оценок, а есть ощущение покоя, защищенности, чувства благополучного дома, которого так не хватает сейчас многим детям в их настоящих домах, в их семьях.
В целях привития учащимся интереса к чтению в библиотеке необходимо регулярно проводить книжные выставки, организованные по отзывам учащихся, по их рекламе, потому что рекомендации книг детьми всегда хорошо воспринимаются их сверстниками. Проведение подобных книжных выставок стало традиционным в библиотеке. Книжная выставка проходит, а интерес у ребят поддерживать необходимо постоянно. Поэтому создаётся мультимедийный путеводитель «Любимые книги», но уже в электронном виде, в форме презентации. Знакомые иллюстрации и герои книг не только создают настроение, но и снимают у ребенка психологический барьер перед чем-то неизвестным.
Примеры инноваций в выставочном деле:
выставочная экспозиция - это сочетание библиотечной и музейной выставки - инсталляция. Инсталляция – форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из разных элементов и являющую собой единое целое;
виртуальная выставка - это соединение традиционного книжного и электронного способа подачи информации.
Так приобщают к чтению в Германии.
Флэшмоб – представление, которое рассчитанно на случайных зрителей, у них возникают неоднозначные чувства: непонимание, интерес, ощущение необычности происходящего.
Участники ведут себя так, словно все происходящее нормально и естественно: серьезные лица, никто не смеется и все делают вид, что не знакомы друг с другом. Сходятся, на несколько минут образуя группу, объединенную общим действием, а потом расходятся по одному. Флэшмоб – это игра, но возможно использовать эту игру для того, чтобы привлечь внимание к проблеме кризиса чтения: привлечь внимание к книге, чтению, библиотеке. Например, в людном месте подходя с разных одному, по два, собирается несколько человек, достают книги, журналы, газеты – и читают. Группа держится вместе несколько минут – и расходится. Необычно, ярко, креативно – внимание наблюдающих обеспечено. Они, как минимум, вспомнят о существовании печатных изданий.
Информационное пространство XXI века сложное, изменчивое, крайне разнообразное. Жизнь в электронной среде требует перехода от накопления информации к созданию знания. И научить школьников превращать информацию в знания – наиболее сложная и востребованная сегодня задача образовательных учреждений, которую, несомненно, решают и школьные библиотеки.
Надеюсь, что та информация, которую я предоставила, была интересной и пригодиться Вам в дальнейшей работе.