Нина Ивакина
Использование краеведческих квест-игр в работе с детьми дошкольного возраста «Родной город»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на конференцию «Наше наследие»
Слайд 1 Добрый день! Вашему вниманию предлагается доклад на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКИХ КВЕСТ-ИГР В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ КВЕСТ-ИГРЫ «РОДНОЙ ГОРОД»)».
В настоящее время актуализируется проблема воспитания у детей дошкольного возраста любви к Родине, родному краю, чувства гордости за нее. Это находит подтверждение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образование в рамках образовательный области «Познавательное развитие», а именно указывается важность формирования первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Темочки:
Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания любви к малой родине принадлежит использованию краеведческого материала в образовательном процессе дошкольного учреждения. Это связывается с тем, что сведения краеведческого характера являются наиболее близкими и понятными дошкольникам, вызывающими у них познавательный интерес.
Слайд 2 Краеведческая деятельность включает несколько направлений: историческое краеведение, естественно-научное, этнокультурное и социолого-демографическое краеведение, туристско-краеведческая деятельность, спортивный туризм, оздоровительный туризм, музейное краеведение, экскурсионное краеведение, семейное краеведение.
Слайд 3 Основными организационными формами краеведческой деятельности выступают следующие:
- краеведческие кружки, работающие на базе дошкольных образовательных учреждений;
- музейные коллективы, работающие на базе музеев детских садов;
- выставки рисунков, фотографий, макетов, поделок, компьютерных произведений;
- встречи с известными людьми;
- знакомство с бытом и традициями, с календарно-обрядовыми праздниками, с фольклором, писателями и поэтами;
- составление «Генеалогического дерева своей семьи».
Именно в дошкольном возрасте интенсивно развивается интеллектуальная, нравственно-волевая и эмоциональная сферы личности ребенка. В этом возрасте ребенок овладевает ценностями социума. Поэтому краеведческая работа должна вестись уже с дошкольного возраста и активно включаться в образовательный процесс дошкольного учреждения, когда начинается процесс социализации и становления личности.
Слайд 4 Учитывая тот факт, что в последнее время в образовании, в том числе дошкольном, происходит ряд преобразований, перед педагогами дошкольного образования стоят новые задачи, а именно поиска современных и эффективных средств работы с дошкольниками.
Одним из современных средств, используемых в образовательном процессе с дошкольниками, являются квест-игры.
Квест является поиском приключений, исполнением рыцарского обета. В мифологии и литературе понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета – путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей.
Анализ последних исследований показывает возросший интерес к квест-игре в разных аспектах и отраслях образования. Квест-игры являются примером организации интерактивной образовательной сред» (Т. А. Кузнецова).
Квест-игра связывается с проблемным заданием, включающим элементы ролевой игры, для выполнения которой применяются информационные ресурсы Интернета (А. Яковенко).
Данный вид игры может быть как индивидуальным, так и групповым. Квест представляет собой технологию, которая имеет четко сформулированную дидактическую задачу, правила, наставника, игровой замысел, целью ее реализации выступает развитие у детей различных навыков и умений (И. Н. Сокол).
Слайд 5 Приведем пример использования квест-игры «Родной город».
Сценарный план квест-игры «Родной город» включает следующие этапы:
1. Приветствие. Объявление названия квест-игры.
2. Выдача маршрутных листов.
3. Инструктаж.
4. Задания квест-игры.
5. Финальное задание.
6. Подведение итогов.
Также приведем примеры некоторых заданий квест-игры.
Слайд 6 Перед детьми стоит финальная цель – собрать общую картинку одной из достопримечательностей Белгорода и назвать ее. Собрать ее можно только при условии выполнения всех заданий согласно выданным маршрутным листам. После правильного выполнения каждого из предложенных заданий, детям выдается ключ от сундуков, в каждом из которых находится элемент общей картинки.
Слайд 7 Первое задание: на выходе из детского сада детей и ведущего встречают крестьянин и крестьянка, одетые в народные костюмы Белгородской области. Они предлагают детям назвать части одежды, представленные на них. Рекомендация: провести предварительную работу с детьми – рассказать о народных костюмах Белгородской области, рассмотреть иллюстрации.
Слайд 8 Еще одно интересное задание предлагается детям: подойдя к Диораме, ведущий кратко рассказывает факты из истории, затем предлагает пройти к танкам, самолету и один из дошкольников замечает сверток, висящий на одном из танков. Ведущий берет и зачитывает задание: «Этот сверток не простой. Здесь есть шифр. Используй простой карандаш и все увидишь». Дети закрашивают место шифра карандашом и видят шифр «1945». Ведущий с детьми обсуждают этот шифр, дети говорят о том, что это день окончания Великой Отечественной войны, день Победы.
Слайд 9 Также предлагается такое задание: подойдя к зданию администрации, ведущий предлагает детям листы с изображением флага Белгородской области в черно-белом формате. Их задача состоит в том, чтобы с помощью вырезанных цветных элементов, воспроизвести флаг в правильном цветовой гамме.
Слайд 10 Финальное задание – дети открывают ключами сундуки, соотносят элементы картинки и получают Соборную площадь с драматическим театром им. М. С. Щепкина.
Ведущий (педагог) подводит итоги, обсуждает с детьми пройденную квест-игру и награждает каждого участника грамотой об успешном прохождении квест-игры «Родной город».
Слайд 11 Таким образом, квест-игра является современным средством для работы с детьми дошкольного возраста. Использование краеведческих квест-игр позволяет решать различные задачи в условиях дошкольного образовательного учреждения, стоящие перед педагогами в процессе работы с детьми дошкольного возраста, в том числе по формированию первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Спасибо за внимание!