Дарья Дёмина
Формы и методы по приобщению дошкольников к культурно-историческим ценностям родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально- коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут. Поэтому это является важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе.
Слайд 2
Публикация «Формы и методы по приобщению дошкольников к культурно-историческим ценностям родного края» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну. Ребенка - дошкольника отличает внушаемость, большая впечатлительность, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств, безграничное доверие взрослому, подражание ему. Впечатления и чувства, пережитые в детстве, оказывают глубокое влияние на дальнейшее развитие ребенка, остаются в памяти на всю жизнь.
Слайд 3
Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному поселку, родной улице начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.
Слайд 4
Элементы культуры, накопленной человечеством, не могут быть переданы ребенку в готовом виде через выработанные нормы и правила. Освоение культуры как системы ценностей должно проходить в специально организованной педагогом деятельности, и в специально созданных условиях. При планировании работы в ДОУ по данному направлению необходимо разработать систему работы по приобщению детей к культурно - историческим родного края, особенностям национального, местного фольклора, народным промыслам, национальным традициям, произведениям местных поэтов, художников и композиторов. На первый план выходит задача создания специальной предметно-пространственной среды, позволяющей использовать потенциал культурно-исторических ценностей родного края. Основными компонентами этой среды являются центры или уголки по патриотическому воспитанию в каждой возрастной группе детского сада; организация тематических выставок. Воспитание детей на национально-региональных традициях интегрируется в общую систему воспитательно-образовательной работы с детьми. Пронизывая все ее направления. Прежде всего, это занятия познавательного цикла, которые дополняются занятиями по изобразительной, конструктивной, музыкальной деятельности, самостоятельная художественно- творческая деятельность детей и взаимодействие с родителями. Все это помогает решать поставленные задачи в системе. Планируя непосредственно образовательную деятельность по познавательному развитию, необходимо включать в нее знакомство с историей.
Слайд 5
Одним из направлений работы является приобщение детей к миру прекрасного. Для этого используются разнообразные формы и методы работы, в основу которых положена игра как ведущий вид деятельности.
Слайд 6
Используются следующие формы работы с детьми : образовательная деятельность, совместная деятельность педагога с детьми, свободная деятельность детей (изобразительная, игровая, трудовая, включение регионального материала в содержание других образовательных мероприятий, праздники и развлечения, конкурс экскурсоводов.
Слайд 7
Применяются педагогические методы и приемы : чтение, рассказывание детям литературных произведений, беседы краеведческого содержания, викторины, прогулки и экскурсии в музей, демонстрация наглядного материала, игры и игровые упражнения, организация выставок, посещение выставок, задания на дом, обогащение и стимулирование детского творчества, привлечение к посильному общественно – полезному труду.
Слайд 8
Подбирается познавательный материал – книги, журналы, фотографии о нашем крае, произведения художественной литературы местных авторов, сказки, былины, легенды.
Слайд 9
В группе составлялись и оформлялись альбомы с достопримечательностями поселка, о северной природе, животном и растительном мире. Используются технические средства обучения – просмотр презентаций и видеофильмов о поселке.
Слайд 10
Приблизиться вживую к достопримечательностям, рассмотреть их в деталях, пережить чувства удивления и восхищения, которые оставят в душе ребенка неизгладимые впечатления.
Изучение музыкального наследия северного народа, прослушивание песен: на занятиях, в процессе подготовки праздников, способствует развитию интереса к местной культуре.
Слайд 11
Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины невозможно без сотрудничества с родителями в осуществлении планируемой работы, их желание сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей, осознание себя частицей малой Родины, гражданином России. Результатом работы является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно - нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.
Слайд 12
Таким образом, системная работа всех участников образовательного процесса позволит приобщить детей к культурно-историческим ценностям родного края, поможет дошкольникам осознать величие своей малой родины, установить положительное отношение с миром людей, миром природы и с самим собой.
Сейчас хочу предложить коллегам небольшое задание. Необходимо разделиться на 4 небольшие подгруппы, вытянуть по 1 листочку и по описанию, которое будет на нем, назвать достопримечательность или культурный объект в нашем поселке.
Приложение
1. Комплекс состоит из бетонной площади с небольшим возвышением относительно земной поверхности, на которой он расположен. Площадь выложена тротуарной плиткой и имеет три входа: центральный, он расположенный с западной стороны, а также два входа с южной и северной сторон. Цоколь и небольшие ступеньки у входов уложены гранитной плиткой. По периметру площади расположены осветительные столбы. Вдоль центрального входа по направлению к объекту с обеих сторон уложены мемориальные плиты.
Сам объект состоит из прямоугольных глыб черного гранита. На одной из глыб золотом высечена дата начала войны для Советского союза и её окончания для всего мира, на другой – вписаны имена тазовчан, погибших в ходе войны. Позади объекта расположены три арки.
2. Это не только хранилище или архив со строгой, продуманной системой выявления, учета, хранения и публикации экспонатов. Объект играет ведущую роль в культурной жизни района, являясь как культурным, так и научным центром, в котором хранятся памятники естественной истории, материальной и духовной культуры, связанные с людьми, историей и природой Тазовского района. В этом месте проводятся выставки, приуроченные к датам героической славы братских народов.
3. Композиция появилась в 2015 году при финансовой поддержке ОАО «Газпром добыча Ямбург» и представляет собой металлическую арку, у подножия которой установлена плита из черного гранита с высеченным четверостишием Расула Гамзатова. Над плитой возвышаются летящие.
4. Объект посвящен ненецкому герою народных легенд и эпосов. Лидеру ненецко-хантыйского движения в XIX веке. В народных преданиях этот человек описывается как могучий богатырь, который обладает чудодейственной силой и способностями. Трехметровая фигура установлена на постаменте, символизирующем ветер.