Татьяна Ковалева
Консультация для учителей начальной школы по теме «Перспективные педагогические технологии»
▼ Скачать + Заказать документы
Современный урок в начальной школе характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Хорошо известно, что внимание учащихся в младшем звене неустойчиво. Быстрая утомляемость на уроках вызвана спецификой предметов: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений.
Публикация «Консультация для учителей начальной школы по теме „Перспективные педагогические технологии“» размещена в разделах
Чтобы достигнуть высокой эффективности урока следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, необходимо предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость. При планировании урока необходимо включать многократные зарядки – релаксации, отводя на них 3-5 минут.
Цель релаксации – снять напряжение, дать учащимся небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.
Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Следует помнить, что при проведении релаксации не нужно ставить перед учениками цель запомнить какой - либо материал. Релаксация должна освобождать ученика на какое-то время от умственного напряжения.
Вот некоторые виды разрядки, которые применяются на уроках в начальных классах
I. Оздоровительные двигательные минутки.
Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение служит торможению умственной деятельности учащихся. Ее проводим с первых уроков, когда по команде учителя или одного из учеников все учащиеся встают и выполняют простые движения.
- Игровые двигательные минутки можно использовать как на уроке, так и во время обычной школьной перемены, для проведения внеклассной работы.
- Упражнения не требуют большой подготовки и материальных затрат на подручные средства.
- Упражнения сопровождаются музыкой,
- Все упражнения можно выполнять всем классом, в группе, в паре, в одиночку (например дома,
Структура проведения игровых двигательных минуток.
1. Все упражнения построены по принципу “от простого к сложному”.
2. На последующих уроках ребята могут повторять полюбившиеся упражнения, совершенствовать их, видоизменять, придумывать свои элементы в выполнении упражнений.
3. В ходе каждой двигательной минутки ребята могут выучить новое упражнение.
4. Никаких отметок за выполнение упражнений учителем не ставится.
Постепенно движения усложняются: это могут быть ходьба, бег, игры в мяч.
При выборе видов разрядки выбираются упражнения, которые не приводят к нарушению дисциплины в классе и следится за тем, чтобы движения выполнялись четко, красиво.
1. упражнение “Японская школа” :
Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.
После выполнения наклонов, по команде учитель, ученик, стоящий за первой партой, должен повернуться к стоящему за ним ученику, сделать поклон и пожать руку, следующий ученик повторяет то же самое, пока не выполнят все ученики класса. Наклон должен быть сделан как можно ниже. Задание выполняется в быстром темпе, чётко и слаженно, без шума.
“Близнецы” :
Учащиеся встают и выходят из-за парт. Они кладут друг другу руки на плечи и закрывают глаза. По сигналу учителя они выполняют следующие команды:
- присесть;
- встать;
- встать на цыпочки;
- наклониться влево;
- наклониться вправо;
- прогнуться назад;
- постоять на правой ноге, согнув левую в колене;
- постоять на левой ноге, согнув правую в колене;
Ребята должны выполнять команду слаженно и очень тихо
Каждый учитель постоянно ищет такие формы и методы организации урока, которые
Позволят при минимальных затраченных усилиях добиться положительной динамики в результатах обучения всего класса.
«Игра день-ночь»
По ходу урока дети выполняют разнообразные задания. Время их выполнения подчас зависит от того, услышал ли ребенок инструкцию. В данном случае педагог использует свой основной инструмент- голос, а точнее громкость, тон, темп. Изменив привычные характеристики своего голоса, учитель привлекает внимание. Еще хорошо срабатывает провокация. Представим себе, какое удивление возникнет у детской аудитории, когда вместо привычных слов учитель вдруг скажет : «А теперь давайте поспим. Положите руки на парту и склоните голову» А сам в это время прочитает вслух задачу или цепочку арифметических действий. Игра хороша для устного счета.
К приемам, мобилизующим внимание, можно отнести задания соревновательного характера:
-кто быстрее….
-кто больше….
-кто интереснее….
Применять методы следует с учетом психолого-педагогических особенностей класса, помня об их педагогической эффективности и целесообразности.
Здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на старте школьного обучения, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно
1. Строгая дозировка учебной нагрузки;
2. Построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;
3. Соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный теплой режим, хорошая освещенность, чистота);
4. Благоприятный эмоциональный настрой;
Учитель постоянно должен заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.
У детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя-помочь ученику преодолеть усталость, формировать устойчивое внимание.
У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.
Четкая организация урока способствует выработке у учащихся умений планировать, организовывать свою деятельность.
Положительный аспект в проведении урока оказывает применение разнообразных форм работы с учащимися на уроках- работа в парах, группах.
При планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности.
Несколько минут уделять динамическим паузам.
Упражнения для глаз обязательно включать в физкультминутку, так они служат не только профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.
Часто нездоровье ребёнка усугубляется усталостью, а усталость вытекает из нездоровья. Всё связано. При усталости появляются сухость во рту, неприятное ощущение в голове и животе, сонливость. Дети часто жалуются на слабость, утомляемость, нервозность. Это происходит из-за нарушения обмена веществ, глубокого дыхания и ухудшения мозгового кровообращения. Помогите именно им успешно работать на уроке, сделайте урок лёгким, превратите его из утомительного занятия в радостное постижение мира, в поле положительных эмоций. Дети любят играть, в игре они всё делают легко и весело. Поиграйте с ними. Для начала предлагаю снять утомление и с себя и ребят с помощью простых упражнений. Это - средство быстрого восстановления после перегрузки всех систем организма. Как только заметите первые признаки неблагополучия – применяйте их! Боли и сухость во рту пройдут, голова станет свежей, опасность заболеть минует ребёнка. И сами попробуйте. Увидите, станете моложе, сильнее и спокойнее.
Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из них - здоровье подрастающего поколения. Это важный показатель благополучия общества. Исследования показывают, что 25% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Во время обучения в школе показатели здоровья учащихся ухудшаются (к выпускным классам % соотношение вырастает наполовину).