Балятинская Наталья
Вышитые салфетки крестиком
▼ Скачать + Заказать документы
«Мордовская вышивка. Знакомство с техникой вышивания»
Цели и задачи:
- воспитание любви к народному творчеству,
- ознакомление с техническими приемами мордовской вышивки,
- развитие творческого мышления,
- развитие интереса и любви к национальным корням.
Для вышивки мордвы характерно сочетание различных типов вышивки : крест, косая стежка, набор, козлик, гладь, косичка, звездочка. Вышивка производит впечатление легкости. Но одновременно она богата орнаментальными формами.
Публикация «Вышитые салфетки крестиком» размещена в разделах
Узор требовал от вышивальщицы большого мастерства и опытности; умения без всяких вспомогательных средств вышить мелкий узор, не пропустив ни одной нитки вышиваемой ткани.
Мордовская вышивка относится к счетным вышивкам, которые выполняются по счету нитей ткани.
Мордовская вышивка входит в группу счетных вышивок, которые выполняются по поверхности ткани.
В мордовской вышивке используют счетные швы, как односторонние, так и двусторонние.
Из истории вышивания.
Искусством вышивки, при крайней ограниченности вспомогательно-технических средств, мордовские женщины в совершенстве. Техника была несложной. Она относится к древним временам. В погребениях XIII-XIV вв. на территории расселения мордвы находят берестяные шкатулки с женским рукоделием. Это – кусочки ткани, моточки шерсти для вышивания и иголка. В этнографических коллекциях XIX века в качестве ассортимента для вышивания мы находим то же : берестяной или лубяной коробочек, шерстяные нитки разных цветов и иголку.
Процесс вышивания происходил следующим образом: правый нижний угол холста зацеплялся крючком «кечказ», укрепленным шнурком от мешочка, который вышивальщица подкладывала под себя (мешочек назывался «кечказ паця»). Затем холст за верхний левый угол оттягивался рукой влево и по натянутой таким образом ткани шел подсчет нитей. Иголка вкалывалась справа налево, и все стежки ложились в левую сторону. Если вместо мешочка к крючку была прикреплена тряпочка, то ткань прикалывалась к тряпочке, а крючок вышивальщица зацепляла за свое платье. Вышивка производилась обычно не на готовой уже одежде, а по скроенному, но не сшитому еще холсту.