Ольга Брикова
Конспект занятия «Выразительное чтение»
▼ Скачать + Заказать документы
Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий
Полный разума русский язык.
Н. Заболоцкий.
Что же такое - "выразительное чтение"?
Это такое же искусство, как музыка, живопись, балет. В процессе работы над произведением (стихотворение, даже небольшое, может быть настоящим произведением) надо обязательно вызвать у ребенка сопереживания и понимания чувств автора. Тогда у него непременно возникает свое отношение к описываемому сюжету, и он не сможет остаться безучастным.
Вот например, стихотворение Даниила Хармса.
Удивительная кошка.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Чтение, детская литература
- Чтение, книги. Конспекты занятий
- Чтение. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Несчастная кошка порезала лапу,
Сидит и ни шагу не может ступить.
Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,
Воздушные шарики надо купить!
И сразу столпиться народ на дороге,
Шумит и кричит, и на кошку глядит.
А кошка отчасти идет по дороге,
Отчасти по воздуху плавно летит!
В этом небольшом произведении целая гамма эмоций - и жалость к кошке, и поиск выхода, и найденный выход, и радость произошедшего чуда! Представьте себе картину - кошка с воздушными шарами!
Дети, исполняя это стихотворения, совершенно по разному реагировали на эту ситуацию. У одних отношение было насмешливо снисходительное, другие страдали, как будто сами летали с воздушными шарами и раненой ногой. Это их право так принять и воспроизвести описываемое событие.
Конечно, наши юные исполнители пока сами не в силах разобраться со стихотворным темпом, логической мелодией, значением знаков препинания, но они очень хорошо все почувствуют, если воспитатель сам точно представляет, о чем идет речь,и сможет правильно объяснить.
Заставить ребенка громко и на всякий случай радостно прочитать стихотворение - это не так уж сложно (ведь сразу слышно, что ребенка заставили читать именно так, а он не понимает почему).
А вот помочь ему уловить смысл произведения, объяснить, что и словами, как красками, можно рисовать - для этого нужно умение и терпение.
Например, если строка С. Есенина "отговорила роща золотая. " сразу рисует в нашем воображении осень, то ребенку надо объяснить, когда и о чем роща говорила, как радостно шептались листья, видя на прогулке детей, как у каждого листочка был кто-то из ребят, за которым он наблюдал. Но вот наступает другое время года, листикам не хватает тепла и солнца, и они, прошелестев слова прощания, облетают.
Тогда у читающего эти стихи возникает свое, только ему присущее представление о происходящем в данном сюжете, он видит то,о чем рассказывает. И не только видет, у него появляется собственное к этому отношения. Так рождается чувство, с которым исполнитель воспроизводит стихи ли поэта, слова ли той роли, которую играет. А в результате правильно понятой мысли - естественные жесты, мимика.
Ребенок на сцене ведет себя органично.
Я начинаю работу над всеми стихами с подобных разборов.
Это дает возможность поговорить о творчестве поэта, развивает воображение, расширяет словарный запас.
Конечно, дети разные: кто-то от природы более эмоционален, кто то менее. Но я поняла одно: все ребята могут и хотят, даже если это и не осознают, выступать на сцене. Такова природа человека.
Недаром же сказано, что весь мир - ТЕАТР, а люди в нем АКТЕРЫ.